CRM

Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами

2024/12/25
Image:CRM_24_logo.png

Генеральные партнеры обзора:

 

 

Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.

1 Российский рынок CRM-систем

По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.

Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.

По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.

Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.

Крупнейшие поставщики CRM-систем

Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".

Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.

! Интервью с экспертами

Low-code — технология №1 следующего года Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft

 

Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM

 

О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM

 

Об опыте внедрения современной CRM-системы Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA

 

2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM

Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.

Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.

При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.

Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.

!Актуальные проекты



 

 

3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем

Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:

1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.

! Актуальный продукт

 

4 Отраслевая специфика внедрений CRM

Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.

5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM

За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.

6 Мировой рынок CRM

В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.

Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.

7 Дополнительные и архивные материалы

Что такое CRM система: доступно о технологии, Базовые модули CRM, Классификация CRM, Сочетание CRM и BPM, CRM от Oracle, Российский рынок CRM, Перспективные CRM технологии в России, Отраслевая специфика внедрений CRM, CRM в России: прогнозы экспертов, Может ли ERP заменить CRM, 10 ошибок при внедрении CRM системы, CRM: как определить ROI, SaaS CRM, Мировой рынок CRM, Мобильные CRM, Open-Source CRM


Реклама на этой странице

Новости

Системы по количеству проектов внедрений (CRM / Страхование)

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Microsoft Dynamics CRM
  Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform)
  Creatio (ранее bpm’online)
  Oracle Siebel CRM
  1С-Битрикс24
  Другие

  HFLabs Центр управления согласиями (ЦУС)
  1С-Битрикс24
  Guidewire Insurance Suite
  Microsoft Dynamics 365
  Другие

  1С-Битрикс24
  BPMSoft
  CraftTalk AI-платформа для коммуникации с клиентами
  Инносети О2 ИТ-платформа для цифрового сопровождения страхования
  Другие
Данные не найдены


Название продуктаВендорПодрядчиковПроектов внедрений
1 Microsoft Dynamics CRM Microsoft 7 (список) 13 (список)
2 Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) Comindware (Колловэар) 2 (список) 10 (список)
3 Creatio (ранее bpm’online) Creatio 1 (список) 9 (список)
4 Oracle Siebel CRM Oracle 5 (список) 6 (список)
5 1С-Битрикс24 1С-Битрикс 3 (список) 5 (список)
6 SAS Real-Time Decision Manager (SAS RTDM) SAS Institute Inc 3 (список) 3 (список)
7 Microsoft Dynamics 365 Microsoft 3 (список) 3 (список)
8 Клиент-Коммуникатор (КлиК) Системы КлиК (ранее BMicro, БМикро) 1 (список) 3 (список)
9 ELMA CRM+ Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) 1 (список) 3 (список)
10 Guidewire Insurance Suite Guidewire 2 (список) 2 (список)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Microsoft Dynamics CRM - 13 (13, 0)
  Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 10 (10, 0)
  Creatio (ранее bpm’online) - 9 (9, 0)
  Oracle Siebel CRM - 6 (6, 0)
  1С-Битрикс24 - 5 (5, 0)
  Другие 40

  HFLabs Центр управления согласиями (ЦУС) - 2 (2, 0)
  Guidewire Insurance Suite - 1 (1, 0)
  Microsoft Dynamics 365 - 1 (1, 0)
  Другие 0

  CraftTalk AI-платформа для коммуникации с клиентами - 1 (1, 0)
  BPMSoft - 1 (1, 0)
  Инносети О2 ИТ-платформа для цифрового сопровождения страхования - 1 (1, 0)
  Другие 0
Данные не найдены

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Microsoft Dynamics CRM - 13
  Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 10
  Creatio (ранее bpm’online) - 9
  Oracle Siebel CRM - 6
  1С-Битрикс24 - 5
  Другие 48

  HFLabs Центр управления согласиями (ЦУС) - 2
  1С-Битрикс24 - 1
  Microsoft Dynamics 365 - 1
  Guidewire Insurance Suite - 1
  Другие 0

  1С-Битрикс24 - 1
  CraftTalk AI-платформа для коммуникации с клиентами - 1
  BPMSoft - 1
  Инносети О2 ИТ-платформа для цифрового сопровождения страхования - 1
  Другие 0
Данные не найдены

Название продуктаВендорПодрядчиковПроектовПроектов на базе
Microsoft Dynamics CRMMicrosoft7130
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform)Comindware (Колловэар)2100
Creatio (ранее bpm’online)Creatio190
Oracle Siebel CRMOracle560
1С-Битрикс241С-Битрикс350
ELMA CRM+Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ)130
Клиент-Коммуникатор (КлиК)Системы КлиК (ранее BMicro, БМикро)130
Microsoft Dynamics 365Microsoft330
SAS Real-Time Decision Manager (SAS RTDM)SAS Institute Inc330
HFLabs Центр управления согласиями (ЦУС)HFLabs (ХФ Лабс), ранее HumanFactorLabs120
RapidSoft Clientrix EFM (Enterprise Feedback management)RapidSoft120
Первая Форма (система управления)Первая Форма (1Форма)120
ASoft CRMASoft (АСофт)120
Microsoft Dynamics CRM 2011Microsoft220
InforCRM (SalesLogix)Infor120
Guidewire Insurance SuiteGuidewire220
BPMSoftБПМСофт (ранее ЛАНИТ Омни)220
Terrasoft CRMТеррасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)110
SAS Marketing Automation (SAS MA) SAS Campaign ManagementSAS Institute Inc210
Salesforce CRM on-demandSalesforce110
CraftTalk AI-платформа для коммуникации с клиентамиКрафт-Толк (CraftTalk)110
Bpm`online bankТеррасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)110
OpenText ExstreamOpenText110
Monitor CRMБизнес Навигатор, КГ (Monitor CRM)110
1С:CRM ПРОФ1С-Рарус110
Инносети О2 ИТ-платформа для цифрового сопровождения страхованияИнносети (Innoseti)110
Terrasoft XRMТеррасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)110
SAP Claims ManagementSAP SE110
RapidSoft DirectRapidSoft110
Стэп ТелемаркетингStep Logic (Стэп Лоджик)110
Naumen EruditeNaumen (Наумен консалтинг)110
МЦ НТТ ОмниЧатРостелеком Контакт-центр МЦ НТТ Московский центр новых технологий и телекоммуникаций110
Areal.crmAreal, Ареал (ранее Arealidea)110
Microsoft Dynamics CRM 2013Microsoft110
Капелла.МФЦАлгоритм (Капелла)110
БИТ:CRM 8Первый Бит110
LISA WebCS (СИЭС)110

Распределение систем по количеству лицензий,
включая продукты партнёров на базе базовых решений вендора

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Первая Форма (система управления) (1250)
  Microsoft Dynamics 365 (1000)
  Капелла.МФЦ (50)
  1С:CRM ПРОФ (46)
  БИТ:CRM 8 (6)
  Другие (0)

Данные не найдены

Данные не найдены

Данные не найдены


Источник — «https://med.tadviser.ru/index.php/CRM»