Содержание |
2024: Парк автобусов в России вырос на 10% за 5 лет до 486 тыс. единиц. Регионы
За последние пять лет численность автобусного парка в России увеличилась на 10%, достигнув 486 тыс. единиц к началу 2024 года. Об этом стало известно 8 июля 2024 года по результатам исследования, проведенного Национальным агентством промышленной информации (НАПИ).
По данным «Ведомостей», за период с 2019 по 2024 год количество автобусов в стране выросло примерно на 43,5 тыс. единиц. При этом доля молодого автобусного парка в возрасте до 6 лет включительно увеличилась с 15,2% до 16,5%, что свидетельствует о постепенном обновлении транспортных средств.
Анализ региональной структуры автобусного парка показал значительные различия между субъектами Российской Федерации. Самый молодой автобусный парк зафиксирован в Москве, где средний возраст транспортных средств составляет 12,6 года. За столицей следуют Санкт-Петербург (13,6 года), Московская область (14,4 года), Ленинградская область (14,5 года) и Ямало-Ненецкий автономный округ (14,9 года).Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах
На противоположном конце спектра находятся регионы с наиболее старым автобусным парком. Лидером антирейтинга стал Дагестан, где средний возраст автобусов достигает 24,5 года. За ним следуют Калмыкия (22,7 года), Камчатка (22,4 года), Северная Осетия (22,3 года) и Кабардино-Балкария (21,9 года).
За рассматриваемый период наибольшее омоложение автобусного парка произошло во Владимирской области, где средний возраст транспортных средств снизился с 17,9 до 15 лет. Значительное улучшение показателей также наблюдалось в Мурманской области и Чечне.
Несмотря на общую тенденцию к обновлению, в некоторых регионах отмечено ускоренное старение автобусного парка. Наиболее заметно этот процесс проявился в Хабаровском крае, Удмуртии и Якутии, где средний возраст автобусов увеличился на 2–2,5 года.
Москва лидирует не только по возрасту, но и по количеству молодых автобусов в парке. В столице насчитывается 9100 машин не старше 6 лет, что составляет 33% от общего числа. Значительную часть этого парка составляют электробусы, количество которых к концу 2023 года превысило 1400 единиц.[1]
2023
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в России за год выросли на 6,2%
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в России за 2023 год выросли на 6,2% в сравнении с 2022-м и составили 8,8 млрд человек. Об этом свидетельствуют данные Минтранса РФ, с которыми TAdviser ознакомился в ноябре 2024 года.
Из материалов ведомства следует, что объем пассажиропотока наземного городского транспорта в РФ по итогам 2023 года достиг 10,7 млрд человек, что на 5,3% превосходит показатель годичной давности. В сегменте наземного городского электротранспорта показатель вырос на 1,1%, до 1,9 млрд пассажиров.
Рост числа поездок на международных автобусах на треть до 1,65 млн
В 2023 году количество поездок на международных автобусах в России достигло 1,65 млн. Это практически на треть — на 31,2% — больше по сравнению с предыдущим годом, когда было совершено около 1,26 млн таких перемещений. Значительный рост связан с восстановлением отрасли после ограничений, введенных на фоне пандемии COVID-19. Статистические данные приведены в материалах BusinesStat, обнародованных 14 февраля 2024 года.
По оценкам, в 2019 году число поездок на международных автобусах в РФ достигало 2,92 млн. В 2020-м из-за распространения коронавируса показатель рухнул на 60% — до 1,17 млн. А в 2021 году зафиксирован спад еще на 52,1% с итоговым результатом около 0,56 млн. В 2022-м ограничения, вызванные пандемией, начали сниматься. Количество поездок на международном автотранспорте в России поднялось на 125%, достигнув 1,26 млн.
Основным фактором роста стало восстановление автобусного сообщения с Белоруссией, Казахстаном и другими странами ближнего зарубежья. Кроме того, в 2023 году возобновились поездки между Россией и Китаем, которые были прекращены в 2020-м. По состоянию на конец 2023-го действовали автобусные маршруты из России по таким направлениям, как Суйфэньхэ, Хуньчунь, Маньчжурия и пр. При этом в условиях сложившейся геополитической обстановки, как отмечается, нарушено «ранее довольно оживленное» автобусное сообщение с Украиной и странами Европейского союза.
В исследовании также сказано, что в 2023 году в России действовали 68 предприятий международного автобусного транспорта. Из них 60, или 88,2%, находились в российской собственности. Доля компаний, принадлежащих иностранным владельцам, составила 5,9%, и еще столько же организаций находилось в совместной российской и иностранной собственности.[2]
2022: Рост числа пассажиров междугородных автобусов на 3,3% до 6,29 млн человек
Объем перевозок пассажиров междугородними автобусами в России по итогам 2022 года составил 6,29 млн человек, что на 3,3% больше, чем годом ранее. В 2021-м рынок показал рост на 7,2%, свидетельствуют данные, которые эксперты аналитического агентства опубликовали в сентябре 2023 года.
По словам исследователей, после спада, вызванного пандемией коронавируса COVID-19, рынок автобусных перевозок начал восстанавливаться. Дополнительным стимулом увеличения пассажиропотока междугородних автобусов послужил новый кризис в 2022 г. Автобусы дальнего следования остаются самым бюджетным видом транспорта при относительно низком уровне комфорта и безопасности. В условиях снижения располагаемых доходов россиян, ограничения авиасообщения в южных регионах страны, а также удорожания содержания личного автотранспорта наблюдался приток пассажиров междугороднего автобусного транспорта. Введение ограничений на рост тарифов также способствовало росту спроса на междугородние автобусные перевозки в 2022-2023 гг.
Вместе с тем, санкции оказывают негативное влияние на отрасль. В междугороднем сообщении используются автобусы большой вместимости преимущественно импортного происхождения. В нынешних условиях техническое обслуживание такого парка стало затруднительным из-за отсутствия доступа к иностранным запчастям. Западные бренды Volvo, Scania, MAN, Bosch из-за репутационных рисков, логистических трудностей и проблем с оплатой ограничили поставки в Россию оригинальных запчастей.
Аналитики добавляют, что повышение ставок на кредиты, необходимые для покупки автобусов, рост операционных издержек (техобслуживание, зарплата персонала, расходы на топливо) при сдерживании властями роста стоимости проезда приводят к сокращению парка междугородных автобусов и ограничивают рост рынка.[3]