2024
«Уральские локомотивы» за ₽44 млрд модернизируют для выпуска поездов ВСМ «Москва-Петербург»
В конце ноября 2024 года стало известно о том, что холдинг «Синара — транспортные машины» инвестирует ₽44 млрд в модернизацию производства ООО «Уральские локомотивы» для выпуска высокоскоростных поездов. Реконструкция завода в Верхней Пышме позволит производить 144 вагона для высокоскоростной магистрали (ВСМ) ежегодно к 2028 году. Подробнее здесь.
Раскрыта полная стоимость строительства ВСМ - 2,35 трлн рублей
В ноябре 2024 года раскрыта полная стоимость скоростной железной дороги из Москвы в Петербург - 2,35 трлн рублей. Из ФНБ на стройку направят только 300 млрд рублей.
Еще 329 млрд рублей в качестве уставного капитала УК «ВСМ Две столицы» добавляют регионы, РЖД и грузоотправители (19 млрд рублей). Также 29 млрд рублей – это капитальный грант концедента на выкуп территории. Кроме того, еще 450 млрд рублей привлекут за счет облигаций Негосударственного пенсионного фонда (НПФ).
На создание ВСМ федбюджете заложили 25,6 млрд рублей до 2027 года
На создание высокоскоростной железной дороге между Москвой и Петербургом в федбюджете заложили 25,6 млрд рублей до 2027 года. В частности, в 2025 году расходы запланированы в объеме 16,2 млрд рублей, а в последующие два года - 7,6 млрд и 1,8 млрд рублей. Эти деньги будут потрачены, в частности, на приобретение земельных участков для создания инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург - Главный.
РЖД: Для строительства ВСМ нужно 39 тыс. человек в год
Для строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) потребуется задействовать около 39 тысяч человек ежегодно. Об этом в РЖД сообщили в начале сентября 2024 года.
Государство планирует привлечь к строительству ВСМ грузоотправителей. Им предложено выкупить 5,8% головной компании концессионера за 19 млрд руб., а в обмен помимо дивидендов получить приоритетный доступ к грузовому северо-западному направлению, которое после пуска ВСМ по планам должно существенно расшириться.
ГТЛК заключила контракт на 12 млрд рублей на производство поездов для высокоскоростной магистрали «Москва – Петербург»
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в августе 2024 года заключила контракт на строительство 41 инновационного поезда для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Общая сумма контракта составила ₽12 млрд, что позволит начать производство подвижного состава в кратчайшие сроки.
Как пишет «МФД-ИнфоЦентра», средства на авансирование строительства были выделены ГТЛК из собственных резервов. Основной производитель поездов — компания «Уральские локомотивы», входящая в группу «Синара». Заключенный контракт также предусматривает передачу поездов в лизинг концессионеру проекта — компании «ВСМ Две столицы». Срок аренды поездов составит 20 лет, а полная поставка должна быть завершена к 2030 году.
Проект предусматривает строительство в общей сложности 43 поездов для ВСМ Москва – Санкт-Петербург, два из которых предназначены для РЖД. Контракт на поставку составов для РЖД был заключен ранее. Производство первого поезда планируется начать в 2024 году, а первый образец должен быть готов к эксплуатации в 2027 году. В 2028 году ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом будет запущена, и время в пути составит всего 2 часа 15 минут.Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке
По словам вице-президента группы «Синара» Александра Мишарина, первые элементы поездов для ВСМ начнут производиться уже в 2024 году. В процессе производства планируется кооперация с «Трансмашхолдингом», что обеспечит высокое качество подвижного состава, соответствующего мировым стандартам.
Высокоскоростные поезда, которые будут эксплуатироваться на магистрали, смогут развивать скорость до 400 км/ч, а в рабочем режиме — до 360 км/ч. Каждый поезд будет состоять из 8 или 16 вагонов и предложит пассажирам четыре класса обслуживания. В составе поездов будут вагоны первого класса, бизнес-класса, стандартного класса и класса комфорт. Также планируется вагон-бистро с баром для удобства пассажиров во время поездки. Всего в 8-вагонном составе будет предусмотрено 454 пассажирских места, из них 21 место — в вагоне первого класса.[1]
Петербург выделил 30 млрд рублей на строительство высокоскоростной железной дороги до Москвы
В августе 2024 года стало известно о том, что правительство Петербурга выделяет ₽30 млрд на создание инфраструктуры для Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Эти средства будут направлены на реализацию проекта, который призван существенно сократить время в пути между двумя крупнейшими городами России.
Как сообщил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов в своем телеграм-канале, ведется активное проектирование магистрали на территории Северной столицы. Все решения проходят необходимые градостроительные согласования, что говорит о комплексном подходе к реализации проекта.
Одним из ключевых элементов новой транспортной инфраструктуры станет терминал ВСМ, который планируется разместить на четной стороне Лиговского проспекта, севернее сада Сан-Галли. Важно отметить, что строительство нового терминала будет синхронизировано с размещением вестибюля станции метро «Лиговский проспект – 2». Эта станция в будущем возьмет на себя основной поток пассажиров, прибывающих из Москвы.
Губернатор подчеркнул, что власти города максимально ускоряют все мероприятия, связанные с проектом. Это свидетельствует о высоком приоритете ВСМ для развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
По мнению Александра Беглова, реализация проекта ВСМ будет способствовать дальнейшему росту внутреннего туризма и откроет для города новые возможности. Ожидается повышение востребованности аэропорта Пулково, а также более интенсивное использование электричек Московского вокзала для внутригородских перевозок.
Особое внимание будет уделено сохранению исторического облика города при строительстве нового вокзала. Губернатор заверил, что к процессу строительства подойдут бережно, а отдельные исторические объекты будут интегрированы в состав терминала. Такой подход позволит гармонично вписать новый транспортный узел в архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга.[2]
Выделение 34,1 млрд рублей из бюджета Москвы
В конце июля 2024 года правительство Москвы приняло решение о выделении ₽34,1 млрд на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), которая соединит столицу с Санкт-Петербургом. Реализация масштабного проекта направлена на значительное сокращение времени в пути между двумя крупнейшими городами России.
Как передает «РИА Новости», новая магистраль позволит сократить время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом до 2 часов 15 минут. Проект предусматривает создание специализированной электрифицированной двухпутной железнодорожной линии, рассчитанной на эксплуатацию поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час.
Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург является пилотным проектом в России, где подобных дорог пока нет. Планируется, что магистраль будет полностью запущена в 2028 году. В дальнейшем предполагается создание целой сети высокоскоростных магистралей по всей стране.
Особое внимание в проекте уделяется московскому участку трассы. Наиболее сложной задачей является строительство участка от Ленинградского вокзала до Алабушево, которое будет проходить в условиях плотной городской застройки без остановки движения поездов. В Москве запланировано четыре остановки ВСМ-1, что потребует реконструкции четырех будущих вокзалов.
Для обслуживания новой магистрали будут созданы специальные высокоскоростные составы. Их производством займется группа «Синара» в сотрудничестве с «Трансмашхолдингом». Первые элементы российских высокоскоростных поездов начнут создавать уже в 2024 году.
Высокоскоростные составы будут включать 8 или 16 вагонов с четырьмя классами обслуживания и вагоном-бистро с баром. Восьмивагонный состав сможет вместить до 460 пассажиров. Максимальная скорость поезда составит 400 километров в час, а в эксплуатации — 360 километров в час.
Начало сборки первого образца поезда для ВСМ запланировано на 2026 год. В 2027 году поезд должен быть готов, а в 2028 году запланировано получение сертификата соответствия. Всего до 2030 года «Синара» поставит для ВСМ Москва — Санкт-Петербург 43 таких поезда, в том числе два первых для РЖД.[3]
РЖД выделили 12 млрд рублей на подготовку к строительству высокоскоростной железной дороги Москва—Петербург
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) направит 12 млрд рублей на подготовительные работы для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург в 2024 году. Об этом 8 июля 2024 года сообщил заместитель генерального директора компании Андрей Макаров во время брифинга для журналистов.
По данным ТАСС, в РЖД рассматривают возможность увеличения выделенной суммы. Макаров отметил, что компания видит потенциал для выполнения большего объема работ и обсуждает варианты расширения финансирования.
Основные усилия РЖД в настоящее время сосредоточены на строительстве сложных инженерных объектов — эстакад и мостов. Кроме того, ведется активная работа по переустройству станции Москва-Товарная Октябрьской железной дороги и подготовке площадки для будущего Ленинградского транспортно-пересадочного узла.
Макаров подчеркнул, что компания заблаговременно приступила к проектированию входов в Москву для ВСМ, опередив на год принятие основного решения по реализации проекта. Благодаря этому проектно-сметная документация находится на завершающей стадии подготовки. Планируется, что часть проектов будет направлена на экспертизу в конце 2024 года, а остальные — в первой половине 2025 года.
Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург является частью Транспортной стратегии РФ до 2030 года. Ожидается, что новая магистраль сократит время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут. Интервал движения поездов составит 10-15 минут. Согласно планам, первые составы должны выйти на линию к 2028 году.
Президент РФ Владимир Путин уже дал официальный старт строительству ВСМ. В своем послании Федеральному собранию глава государства отметил, что маршрут магистрали пройдет через Тверь и Великий Новгород, что позволит улучшить транспортную доступность этих исторических городов.
РЖД также планирует начать строительство нового депо для обслуживания высокоскоростных поездов в конце 2024 года. Это станет важным этапом в создании инфраструктуры для будущей магистрали.[4]
Назначение Олега Тони руководителем компании «ВСМ Две столицы»
В середине мая 2024 года сменился гендиректор компании, строящей скоростную железную дорогу из Москвы в Петербург. ООО «ВСМ Две столицы» возглавил бывший заместитель генерального директора РЖД Олег Тони. Подробнее здесь.
Утверждение строительства высокоскоростной железной дороги между Москвой и Петербургом за 10,8 трлн рублей
Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил в начале июня 2024 года проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом. Стоимость проекта составляет 10,8 трлн рублей, что делает его одним из крупнейших инфраструктурных проектов в стране. Об этом говорится в стратегии развития инфраструктуры до 2030 года, подготовленной аппаратом вице-премьера Марата Хуснуллина.
Проект строительства ВСМ включает в себя основные условия концессионного соглашения, на основе которого будет осуществляться реализация. Концедентом выступает государство, а концессионером — инвестор, который будет финансировать строительство за счет собственных и заемных средств, а также получит права на владение и использование всей создаваемой инфраструктуры.
В документе сказано, что до 1 августа 2024 года проект ВСМ будет включен в перечень самоокупаемых инвестпроектов, для реализации которых будут использованы средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на возвратной основе. В 2025 году из ФНБ планируется выделить не менее 300 млрд рублей по ставке не более 1% для предоставления кредитов на строительство магистрали.
По данным, представленным в стратегии, строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург оценивается в 1,7 трлн рублей без учета стоимости входов в столицы. Запуск магистрали запланирован на 2028 год. Благодаря новой железной дороге, время в пути между двумя столицами сократится до 2 часов 15 минут, что значительно меньше текущих 4 часов.
Кроме того, проект включает строительство еще трех высокоскоростных магистралей:
- Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Адлер, стоимостью 3,2 трлн рублей, сократит время в пути до 7 часов 50 минут.
- Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург, стоимостью 4 трлн рублей, уменьшит время в пути до 6 часов 36 минут.
- Москва — Смоленск — Минск, стоимостью 1,9 трлн рублей, сократит время в пути до 3 часов 4 минут.
Общий пассажиропоток для всех четырех магистралей оценивается в 64,7 млн человек в год. В частности, железная дорога на Адлер должна перевозить 17,2 млн пассажиров, на Екатеринбург — 21,1 млн, а на Минск — 3,8 млн пассажиров ежегодно.[5]
Утверждение проекта, оценка в 2 трлн рублей
15 февраля 2024 года президент РФ Владимир Путин прибыл в Верхнюю Пышму (Свердловская область), где посетил завод «Уральские локомотивы». На площадке предприятия глава государства провел совещание по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, на совещании была согласована основная схема ВСМ.
Согласно плану, для ВСМ будет проложена новая трасса, которая пройдет через шесть регионов России, время в пути сократится до двух часов 15 минут, а поезда будут ходить каждые 10-15 минут. Министр транспорта Виталий Савельев заявил, что первые 28 поездов для ВСМ планируется поставить на линию в 2028 году, на их закупку потребуется 148 млрд рублей. Цена на билет будет зависеть от спроса на конкретную дату и количества остановок.
Предполагается, что проект будет разделен на два основных этапа: участок «Санкт-Петербург — Зеленоград» и выходы из Москвы. Их стоимость оценивают в 1,75 трлн рублей и 221,5 млрд соответственно. В первом случае предлагают подписать договор с концессионером, во втором — взять деньги из инвестиционной программы РЖД (последние уже вложили около 40 млрд рублей).
Потребности в подвижном составе, необходимом для эксплуатации на высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ или ВСЖМ) между Москвой и Санкт-Петербургом оцениваются в 44 высокоскоростных электропоезда. По словам замглавы РЖД Олега Тони, поезд для высокоскоростных ж/д магистралей будет оборудован цифровой системой управления на базе искусственного интеллекта. Он сможет развивать скорость до 400 км/ч и будет модифицироваться для перевозки высокодоходных и специальных грузов, а также иметь возможность сменной компоновки салона поезда. Пассажировместимость поезда будет около 460 человек.[6]
2023: Начало строительства
В конце августа 2023 года стало известно о начале строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Об этом журналистам рассказал замглавы Минтранса Валентин Иванов.
По его словам, создаются железнодорожные выходы участков магистрали из Москвы. Иванов сообщил, что стоимость реализации оценивается в 1,7 трлн рублей, уточнив, что финансово-экономическое обоснование проекта еще будет обсуждаться, а его стоимость планируется актуализировать.
Сейчас изменилась ключевая ставка, это серьезно повлияет на финансовую модель, — пояснил замминистра 24 августа 2023 года. |
Валентин Иванов сообщил, что Сбербанк готов участвовать в финансировании проекта. Зампред правления Сбербанка Анатолий Попов подтвердил, что кредитная организация готова в синдикате крупнейших банков участвовать в финансировании этого проекта.
Для России с ее огромными расстояниями такой проект крайне важен. ВСМ «Москва - Санкт-Петербург» является началом развития сети таких магистралей. Реализация проекта сократит время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут, и к 2030 году общее количество пассажиров магистрали составит около 22,6 млн человек в год, - сказал он журналистам в конце августа 2023 года. |
Поставить подвижной состав для ВСМ Москва - Петербург планирует «Синара - транспортные машины» (СТМ). Как сообщил 24 августа 2023 года замгендиректора группы «Синара» Антон Зубихин, компания рассчитывает с 2028 по 2032 гг. выпустить 50 высокоскоростных электропоездов для ВСМ. Ранее в компании говорили, что они смогут развивать скорость до 400 км/ч.
В июне 2023 года министр транспорта Виталий Савельев говорил, что после запуска ВСМ ее могут продлить до Минска. По его словам, инвесторы для строительства магистрали и создания подвижного состава уже есть.[7]
Примечания
- ↑ ГТЛК проавансировала создание 41 поезда ВСМ на 12 млрд руб для скорейшего старта выпуска
- ↑ Петербург выделил 30 миллиардов рублей на инфраструктуру для ВСМ
- ↑ Москва выделит 34,1 миллиарда рублей на ж/д магистраль до Петербурга
- ↑ В подготовку строительства ВСМ Москва - Санкт-Петербург вложат 12 млрд рублей
- ↑ Власти оценили строительство четырех скоростных магистралей в 11 трлн рублей
- ↑ Песков сообщил, что схема ВСМ Москва - Петербург согласована на совещании у Путина
- ↑ Минтранс ждет запуска ВСМ между Москвой и Петербургом в 2028 году