«Мобильный обходчик» для «Интер РАО» на основе ОС Аврора. Обзор проекта
Российская компания «СИГМА», специализирующаяся на ИТ-решениях для энергетики и ЖКХ, внедрила современную систему автоматизации обходов и осмотров оборудования в АО «Интер РАО – Электрогенерация», одной из крупнейших энергогенерирующих компаний России. В ходе внедрения решался ряд стратегических задач в области роста эффективности и импортозамещения. Мобильная часть системы базируется на российской операционной системе Аврора. Разработчик этой мобильной ОС, «Открытая мобильная платформа», поделился с нами подробностями о работе над проектом.
Содержание |
Государство целенаправленно стимулирует импортозамещение в области цифровых технологий. Ещё в 2019 году в общем объёме программного обеспечения, которое используется в госкомпаниях, на долю российского ПО, включённого в Единый реестр Минцифры, приходилось всего 10% решений. К 2024 году доля российского ПО в государственных компаниях должна составить не менее 50% (по данным РБК).
Когда возникла необходимость перехода на российские решения, заказчики относились к этому скептически – в том числе, и из-за отсутствия опыта работы с российским ПО. Сегодня процесс идёт активнее: отечественные продукты становятся более зрелыми, а их стоимость на рынке, учитывая курс валют, может быть ниже иностранных аналогов.
АИС «Мобильный обходчик» на базе СИГМА:Алькор
ПАО «Интер РАО» в соответствии с государственной политикой импортозамещения проводит мероприятия по поэтапному переходу с зарубежной продукции на решения отечественных производителей. При этом для компании было принципиально важно получить продукты и технологии, не только качественно решающие их задачи, но и соответствующие требованиям нормативной базы, внесённые в Единый реестр отечественного ПО.
ОС Аврора – единственная мобильная отечественная операционная система, которая включена в Единый реестр российского ПО, сертифицирована ФСТЭК России (А4, УД4) и ФСБ России (АК2) и содержит встроенное средство защиты канала передачи данных СКЗИ «Следопыт SSL», сертифицированное ФСБ России (КС2). Платформа управления Аврора Центр также сертифицирована ФСТЭК России на соответствие ТУ и 4-ому уровню доверия. Это позволяет заказчику быть уверенным в том, что все данные компании будут в безопасности в соответствии с актуальными законодательными требованиями. Решение СИГМА:Алькор, ставшее основной для создания АИС «Мобильный обходчик», также разработано в России и включено в Реестр российского ПО.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
АИС «Мобильный обходчик» позволяет автоматизировать процессы учета результатов обхода, контроля состояния оборудования и фиксации выявленных дефектов на месте проведения работ. Благодаря этому можно эффективно организовывать работу персонала, оперативно принимать меры при возникновении дефектов и формировать отчёты в режиме реального времени. Система работает с мобильными устройствами на базе российской ОС Аврора.
Из нестандартных технических решений, реализованных в АИС «Мобильный обходчик», можно отметить возможность выполнять задания на обходы и осмотры оборудования даже там, где мобильной связи нет или она нестабильна. Связь нужна только при загрузке задания на мобильное устройство и для передачи результатов после выполнения.
В ходе проекта было настроено взаимодействие смартфонов и планшетов, с которыми работают специалисты, проводящие обходы, с мобильными измерительными устройствами (также российского производства): во время обходов и осмотров оборудования они передают на экран пользовательского устройства информацию об измеренной температуре или вибрации оборудования.
По итогам пилотного проекта, реализованного в 2020 году на 2-х электростанциях – в Калининграде и Санкт-Петербурге – принято решение тиражировать АИС «Мобильный обходчик» на все электростанции ПАО «Интер РАО».
Работа в АИС «Мобильный обходчик»
Работу в АИС «Мобильный обходчик» можно разделить на четыре этапа.
Первый этап – работа с веб-порталом. Портал предназначен для автоматизации работы начальника цеха: здесь ведётся контроль параметров оборудования, разрабатываются маршрутные карты обходов, планируется и корректируется их периодичность. Помимо этого, на веб-портале есть возможность проверить результаты осмотров и диагностики оборудования.
Затем составленные задания загружаются на мобильные устройства. Оперативному персоналу не нужен доступ в интернет на протяжении всего обхода – маршрут осмотра и план работы видны в режиме офлайн после загрузки при авторизации.
Второй этап – отметка о проведении обхода. С помощью NFC-меток, которые расположены по всему маршруту обхода, фиксируется факт присутствия машиниста-обходчика. Информация о считывании метки фиксируется на мобильном устройстве, затем открывается меню с параметрами, которые необходимо проконтролировать на данном объекте. По завершении обхода данные о количестве и последовательности считанных меток передаются в единую базу на рабочее место начальника смены.
Третий этап – измерение параметров. Кроме возможности выбора данных о состоянии оборудования из всплывающих списков на основании визуального контроля, в системе реализован механизм, позволяющий получать информацию о состоянии оборудования с мобильного измерительного устройства – температура, вибрация и т.д. Полученные параметры через Bluetooth передаются на мобильное устройство пользователя.
Процесс обходов-осмотров стал максимально прозрачным. Благодаря данным, полученным из системы, можно увидеть информацию о техническом состоянии оборудования, полноту выполнения запланированных обходов и осмотров оборудования, а также время проведения обхода.
Четвертый, завершающий этап – регистрация отклонений и дефектов. Зарегистрированные отклонения после подтверждения начальником смены в виде дефектов передаются в электронный журнал дефектов, полностью синхронизированный с отечественной ERP-системой АИС «ТОРО». Такой подход позволяет экономить время внесения информации о выявленных отклонениях: это делается без использования бумажных журналов, что способствует своевременному и оперативному устранению дефекта.
Как отмечают в «Открытой мобильной платформе», несмотря на то что у заказчика до этого не было опыта работы с решениями на базе ОС Аврора, практика показала, что система и приложение справляются со всеми поставленными задачами.
Перспективы АИС «Мобильный обходчик»
Опыт эксплуатации АИС «Мобильный обходчик», разработанной на базе системы СИГМА:Алькор, доказал её эффективность и надёжность. Проект позволил сократить трудозатраты на фиксацию информации о техническом состоянии оборудования, ускорить реагирование на инциденты и повысить прозрачность работы оперативного персонала. Сейчас система применяется на 22 электростанциях в разных регионах РФ, создано более 1500 маршрутных карт, с которыми регулярно работают более 2000 пользователей.
«СИГМА» и «Открытая мобильная платформа» планируют использовать накопленный опыт работы с СИГМА:Алькор и в других проектах. Области применения АИС «Мобильной обходчик» в связке с ОС Аврора обширны: машиностроение, транспорт, строительство, телекоммуникации, добывающая промышленность, ритейл и т.д. Во время пандемии многие компании увидели необходимость в изменении своих бизнес-процессов. И преимущество будет за теми решениями, на базе которых можно быстро, качественно и эффективно организовать работу в новых условиях.