2023/09/02 07:10:05

Кисломолочная продукция (рынок России)


Содержание

Сыр и творог

Основная статья: Сыр и творог (рынок России)

Производство молока в России

Основная статья: Производство и продажи молока в России

Экспорт и импорт молочной продукции в России

Основная статья: Экспорт и импорт молочной продукции в России

Хроника

2022

Рост выпуска сметаны на 10% до 535 тыс. тонн

В 2022 году в России было изготовлено 535 396 тонн сметаны, что на 9,9% больше чем годом ранее. Об этом свидетельствуют обнародованные в августе 2023 года данные аналитиков TK Solutions.

Согласно исследованию, объем рассматриваемого рынка в 2017-2022 гг. рос примерно на 1%. По производству сметаны лидирует Приволжский федеральный округ, на который в 2017-2022 гг. пришлось 23,5% поставок этой кисломолочной продукции. На втором месте расположился Центральный федеральный округ с долей в 21,4%.

В 2022 году было изготовлено 535 396 тонн сметаны

Как отмечают исследователи, тенденции в потреблении молочной продукции в 2022 году смещались в сторону более доступных категорий под влиянием снижения доходов населения на фоне роста цен и повышенных темпов инфляции. Так, произошло ослабление спроса на современные молочные категории, в том числе из десертной группы (йогурты, творожки) при одновременном сохранении/повышении спроса на традиционные категории молочные продукты и молокосодержащие продукты с ЗМЖ. В 2022 году наиболее выраженной стала тенденция замещения в рационе отдельных дорогостоящих категорий кисломолочной продукции (в том числе йогурта, сметаны), а также творога более доступным питьевым молоком.

Производителям сметаны удалось справиться с возникшими весной 2022 года из-за западных санкций проблемами с упаковкой и оборудованием, но серьезную проблему для молочной отрасли создает зависимость от импортных ферментов, считает основатель сельскохозяйственного холдинга «АгриВолга» Сергей Бачин.

«
Потребители, наверное, даже не до конца понимают, что если вдруг Европа введет санкции на молочные закваски, то сметаны у нас в России не будет. Мы будем не в состоянии ее произвести, потому что зависимость здесь тотальная. Я считаю, что это проблема стратегического уровня, — заявил он.[1]
»

Сокращение продаж на 6,9% до 2,65 млн тонн

По итогам 2022 года в России было продано 2,65 млн тонн кисломолочной продукции, что на 6,9% меньше, чем годом ранее. Причем этот спад оказался самым сильным за пять лет. В сравнении с 2018 годом в 2022-м объем рынка сократился на 9,9%, свидетельствуют данные аналитиков BusinesStat, опубликованные в начале мая 2023 года.

Продажи кисломолочных продуктов в России продолжают сокращаться

По словам экспертов, в 2022 году в РФ снижались продажи всех видов кисломолочной продукции, кроме кумыса и сметаны. Отрицательная динамика стала следствием нескольких факторов, среди которых:

  • сокращение числа покупателей – как из-за продолжающегося снижения численности населения, так и по причине миграционных процессов, начавшихся после объявления частичной мобилизации;
  • в результате снижения реальных доходов россияне стали стремиться к экономии, и отдельные дорогостоящие категории кисломолочной продукции, например, йогурты, стали заменяться в структуре потребления более дешевым питьевым молоком;
  • цены на кисломолочную продукцию существенно выросли. Из факторов удорожания особо следует выделить дефицит и стремительный рост цен на упаковку. В 2022 г западные страны ограничили поставки в Россию красок, растворителей и иной полиграфической продукции. Это создало значительные проблемы для выпуска основных типов упаковки. Кроме того, норвежская компания Elopak, специализирующаяся на производстве упаковки для скоропортящейся продукции, ушла с российского рынка. Ушел из России и транснациональный производитель упаковки Tetra Pak. Ситуацию несколько сгладило решение обеих упомянутых компаний о передаче своих российских подразделений местному менеджменту.

Объем экспорта кисломолочных продуктов из России в 2022 году составил $102,5 млн долл, что на 27,5% выше значения 2018-го. На протяжении пятилетия выручка от экспорта преимущественно росла, сокращение наблюдалось лишь в 2020 году (на 2,2%), из-за снижения экспортной цены кисломолочных продуктов. [2]Елена Истомина, Directum: Как no-code меняет стоимость проекта 5.6 т

Примечания