2019/01/17 14:17:34

Обзор: Информатизация госсектора 2018

Партнер обзора:






Образование, здравоохранение, социальная сфера, госуправление, транспорт, энергетика, сельское хозяйство - все эти сферы активно трансформируются с помощью цифровых технологий по планам, зафиксированным в национальных и ведомственных проектах. Можно констатировать, что цифровая трансформация уже затрагивает или затронет в ближайшем будущем жизнь каждого человека.

Объем рынка и выручка игроков

ИТ-бюджеты федеральных госорганов 2018. Исследование TAdviser

Общий объем ИТ-бюджетов 2018 года всех ОГВ - 122,215 млрд рублей. Топ-20 ОГВ практически не изменился в составе по сравнению с 2017 годом – из этого списка выпал только МИД, чей ИТ-бюджет в 2018 году совсем немного не дотянул до «линии миллиардеров» - ведомств, чьи бюджеты превышают 1 млрд рублей.

Наименование ОГВ Бюджет в 2018 году, тыс. руб. Бюджет в 2017 году, тыс. руб. Место в рейтинге 2017 года Динамика в рейтинге
1ФНС19 105 718,5017 657 611,5010
2ПФР15 748 792,0012 826 789,7720
3Минкомсвязь13 615 751,508 535 481,5052
4Казначейство России10 689 782,1012 353 966,703-1
5МВД7 040 868,309 809 261,904-1
6ФТС России6 202 599,004 376 274,0082
7Росреестр4 479 087,304 191 079,1092
8Минобороны4 122 077,204 653 812,107-1
9ФСС РФ3 335 663,003 135 663,00112
10Судебный департамент при ВС РФ3 102 384,005 023 060,006-4

ИКТ-расходы регионов России в 2018 году. Рейтинг. Согласно данным мониторинга региональных ИТ-бюджетов, совокупный объем финансирования мероприятий по информатизации в субъектах Российской Федерации в 2017 году составил порядка 85 млрд рублей, что на 21,6% больше, чем в 2016 году. В 2018 году был запланирован рост расходов на финансирование мероприятий по информатизации до порядка 100 млрд рублей, что на 17,6% больше объема финансирования 2017 года.

Субъект РФ Объем финансирования в 2017 году, тыс. руб. Объем финансирования в 2018 году, тыс. руб. (плановые значения)
Москва41165865,749932183
Санкт-Петербург8029488,610187867,8
Московская область4359150,85217967,1
Ханты-Мансийский АО1820138,72665620,1
Республика Татарстан1780813,31815027,1
Новосибирская область15904781628586
Сахалинская область1338896,71252613,6
Ростовская область1063155,8809979,6
Челябинская область976824,61020181,4
Ямало-Ненецкий АО900571,71150491,7


Выручка ИТ-компаний от проектов в госсекторе.

Компания Выручка от ИТ-проектов в госсекторе в 2017 году, млн руб. с НДС Выручка от ИТ-проектов в госсекторе в 2016 году, млн руб. с НДС Динамика 2017/2016, %
1ГК Техносерв14 71114 5461,1
2ГК Форс8 9603 834133,7
3Ланит6 1935 02823,2
4ГК Компьюлинк5 8594 82921,3
5Ай-Теко5 5985 2786,1
6Крок4 2375 729-26
7Код Безопасности3 0322 41125,8
8Программный продукт2 6102 08025,5
9РТЛабс2 5061 83336,8
10НИИ Восход2 2992 09010
Подходы к сокращению затрат

Импортозамещение. Долгое время ИТ-индустрия была не в приоритете государства. Считалось, что не нужно изобретать велосипед, когда можно взять западные платформы и делать на их основе прикладные системы самостоятельно или просто взять иностранные приложения. События последних лет показали, что отсутствие собственных «технологических стеков» делают экономику и безопасность страны крайне уязвимыми.(подробнее).

Государственно-частное партнерство. Модель государственно-частного партнерства (ГЧП) – распространенная форма взаимоотношений для сфер, которые являются драйверами развития государственных институтов региональной экономики. Финансирование из госбюджета таких высокозатратных направлений, как цифровизация госуправления, находит серьезные препятствия в дотационных регионах. Да и не только в них – даже регионы-доноры сталкиваются с необходимостью в первую очередь финансировать социальные проекты и откладывают на потом задачу по формированию собственного цифрового пространства. Но затраты на создание или модернизацию, а также на повышение эффективности государственных цифровых сервисов может брать на себя бизнес, который планирует возвращать затраты за счет коммерциализации созданного им продукта. Какие направления могут быть переданы бизнесу? (подробнее).

Гособлако. Межведомственная консолидация вычислительных ресурсов, переход к облачной инфраструктуре - один из очевидных путей сэкономить ИТ-бюджет. Наиболее активно себя в этом направлении пока проявляют ведомства, входящие в контур Министерства финансов (ФНС и Федеральное казначейство, прежде всего). В дальнейшем предполагается, что за счет постепенного отказа ведомств от самостоятельной закупки оборудования и сниженной себестоимости услуг системы ЦОД удастся добиться снижения нагрузки на бюджеты всех уровней до 10% в год (подробнее).

Интервью
Эксперты Directum - руководитель группы внедрения в органах государственной власти Константин Лянгузов и руководитель проектов в органах государственной власти Иван Бастриков - в интервью TAdviser рассказали о плюсах и минусах программы «Цифровая экономика», факторах, которые мешают чиновникам отказаться от бумажного документооборота, а также новых приоритетах госзаказчиков.
Проект безбумажного взаимодействия между органами государственной власти в Ростовской области на базе системы электронного документооборота «Дело» (разработка компании ЭОС) имеет долгую историю и статус передового. При активной поддержке губернатора и Минсвязи области СЭД стала одним из ключевых факторов цифровизации региона в рамках цифровой трансформации России. О современном состоянии проекта и перспективе его развития рассказал министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин.
Своё первое интервью министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Константин Носков дал TAdviser. Ответив на вопросы главного редактора издания Александра Левашова, он рассказал об обновленной команде и основных приоритетах министерства, о финансировании нацпроекта «Цифровая экономика» и роли крупных корпораций в его реализации.
link=компания:Министерство_цифрового_развития%2C_связи_и_массовых_коммуникаций_РФ_%28ранее_Минкомсвязи%29
Цифровая экономика России

Цифровая экономика

Программа "Цифровая экономика РФ" сроком до 2024 года была утверждена летом 2017 года. Она определяла цели и задачи в рамках пяти базовых направлений: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. В мае 2018 года президент Владимир Путин поручил правительству скорректировать программу, чтобы придать ей статус национальной (подробнее).

В обновленном статусе программа включила шесть федеральных проектов:

Финансирование программы Цифровая экономика. Национальная программа «Цифровая экономика» потребует затрат в размере 3,5 трлн руб. 2 трлн руб. из этой суммы за 2018–2024 гг. должен потратить федеральный бюджет. Остальные средства - это внебюджетные источники. Из 2 трлн руб. федеральных средств 820 млрд (примерно по 117 млрд в год) были ранее предусмотрены на информатизацию госорганов. Запланированные расходы касаются только федерального бюджета и внебюджетных источников, но не включают региональные расходы. (подробнее).


Кто и как управляет развитием цифровой экономики. Для управления программой создана сложная система сдержек и противовесов из различных органов государственной власти (подробнее).

Как цифровая экономика превращает средний класс в прекариат. Прекариат (от лат. precarium — нестабильный, негарантированный и «пролетариат») — новый социальный класс работников с временной или частичной занятостью, которая носит постоянный и устойчивый характер. Автор термина - британский экономист Гай Стэндинг (подробнее).

Как цифровые платформы трансформируют госуправление. Цифровые платформы актуальны не только для ИТ-компаний. Они могут трансформировать и систему государственного управления. Однако потенциал платформ в этой сфере требует дополнительного изучения и анализа, поскольку в отличие от бизнеса в госуправлении иные условия и специфика в реализации проектов и программ (подробнее).

Актуальные решения
Тенденции последних лет в целом показывают, что даже хорошо защищенные критические информационные инфраструктуры (КИИ) уязвимы перед простыми кибератаками. Например, нашумевший вирус-шифровальщик WannaCry поразил более полумиллиона компьютеров за короткое время, нарушив работу ряда крупнейших компаний. Исследования Positive Technologies показали, что в среднем до 31% компаний подвержены риску заражения данным вирусом. При этом саму атаку эксперты нередко называют результатом банального несоблюдения гигиены ИБ: нарушения правил патч-менджмента. Если же обратиться к теме APT-атак на организации, то и в этом случае показатели не утешительны: в среднем каждая вторая крупная организация обнаруживает следы присутствия злоумышленников в своей инфраструктуре. Иногда такое присутствие длится годами. Поэтому перед организациями остро стоит задача минимизировать возможности злоумышленников, научиться оперативно выявлять скрытые инциденты и вовремя находить проблемные точки в ИТ-инфраструктуре. Подробнее...
IT Government Day

29 ноября 2018 года в рамках конференции TAdviser SummIT, организованной TAdviser, ведущим экспертным центром по вопросам автоматизации государства и бизнеса в России, состоялась секция «ИТ в госсекторе».

Основной ее темой стала цифровая трансформация в госуправлении. Как изменятся приоритеты в сфере цифровизации? Какие задачи будут решаться в первую очередь? Что будет сделано для ускорения цифрового развития? Какие нововведения ждут регионы? Эти и многие другие вопросы обсудили на сессии «ИТ в госсекторе» (подробнее).

Исследования

Исследование TAdviser: Крупнейшие госзакупки продуктов и услуг Oracle в России. Суммарный объем 50 крупнейших госзакупок лицензий и услуг техподдержки программных продуктов Oracle (исходя из цен по итогам тендеров), опубликованных на портале zakupki.gov.ru в 2017 году, составил порядка 7 млрд рублей*. С учетом закупки Сбербанка на 1,79 млрд руб., которая состоялась в 2017 году, но не была размещена на портале, общий объем госзакупок Oracle составил 8,8 млрд руб., что более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель 2016 года (подробнее.


Исследование TAdviser: Крупнейшие госзакупки программных продуктов и услуг поддержки Microsoft в России в 2016-2017 годах. Суммарный объем 50 крупнейших госзакупок лицензий и услуг техподдержки программных продуктов Microsoft (исходя из цен по итогам тендеров и стоимости заключенных контрактов), размещенных в 2016 году, составил порядка 11,7 млрд рублей. По итогам 2017 года общий объем 50 крупнейших госзакупок лицензий и услуг техподдержки ПО Microsoft (учитывая цены по итогам тендеров и стоимость заключенных контрактов), размещенных на портале zakupki.gov.ru в 2017 году, составил 12,2 млрд рублей. Это почти на 4% больше стоимости 50 аналогичных закупок 2016 года (подробнее).


Рейтинг электронного правительства ООН. 19 июля 2018 года была обнародована очередная редакция рейтинга стран с наибольшим уровнем развития электронного правительства. Россия в этом списке поднялась на три места — с 35-го в 2016 году на 32-е в 2018-м. Исследование проводится раз в два года.(читать целиком).

ИТ в региональных органах власти. Анализ ситуации

Цифровая трансформации региона: зачем нужна и с чего должна начинаться

Суть цифровой трансформации региона заключается в обеспечении эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса с целью снижения любых барьеров внутри взаимодействия. В конечном итоге регионы борются как за удержание квалификационных кадров, так и налоговых резидентов. Для выполнения этой задачи необходимо настроить уровень взаимодействия государства и граждан, граждан с бизнесом и бизнеса с государством так, чтобы для развития, реализации и улучшения экономики, получения благ гражданам не приходилось переезжать в другие субъекты или даже страны (подробнее).

Большие данные в регионах: какие направления будут востребованы

Говорить о спросе на анализ больших данных в российских регионах пока рано, он формируется постепенно, по мере сбора первичных данных из разных информационных систем в единое цифровое пространство. Тем не менее большие данные в региональных масштабах будут востребованы в ряде прикладных применений (подробнее).

Важнейшие государственные ИТ-проекты
  • Единая сеть передачи данных объединяет потребности ведомств в телекоммуникационной инфраструктуре при предоставлении госуслуг, снижает стоимость оказания услуг и увеличивает объемы их оказания без удорожания (подробнее).

  • «Гособлако» объединит информационные системы российских органов власти, а также компаний с госучастием. Планируется, что в массовую эксплуатацию гособлако поступит в 2018 году (подробнее).

  • Система дата-центров Министерства финансов будет включать в себя ряд ЦОДов в разных городах страны. Система ЦОД рассчитана на совместное ее использование государственными органами и организациями, входящими в систему Минфина - ФНС, Казначейством, Гознаком и другими (подробнее).

  • Система учета обучающихся ГИС Контингент аккумулирует различные сведения о детях - с момента рождения и регистрации ребенка в органах ЗАГС. Кроме этого, в системе будет содержаться информация об образовательных учреждениях и педагогах, статистическая и нормативно-справочная информация (подробнее).

  • "Платон" - система, обеспечивающая сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (подробнее).

  • ГИС ЖКХ призвана сделать сферу жилищно-коммунального хозяйства максимально прозрачной, объединив всех ее участников: управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, а также жильцов (подробнее).

  • ЕГАИС - Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. Система предназначена для осуществления государственного контроля за рынком алкогольной продукции на территории РФ (подробнее).

  • ЕГИСЗ - национальная информационная система, создаваемая для обеспечения эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного получения (подробнее).

  • ГИС ТЭК предназначена для сбора, хранения и обработки информации о состоянии топливно-энергетического комплекса страны и состоит из отраслевых и интеграционного сегментов. ГИС ТЭК необходима для обеспечения информационной поддержки принятия и реализации управленческих решений в сфере ТЭК, анализа специалистами Минэнерго и Российского энергетического агентства (РЭА) тенденций развития отрасли, составления прогнозов и планирования мероприятий (подробнее).

  • Переход к онлайн-обмену между ФНС и торговыми точками позволит магазинам или индивидуальным предпринимателям регистрировать и снимать с учета контрольно-кассовую технику онлайн через сайт ФНС России, следить за сделками и контролировать бизнес в режиме реального времени, а также сократить ежегодные издержки, связанные с использованием ККТ (подробнее).

  • Информатизация рынка наземных пассажирских перевозок обеспечит предпосылки для появления систем актуального и достоверного информирования граждан, создания агрегаторов в автобусных перевозках и развития рынка систем дистанционного бронирования мест и продажи билетов, а также развития транспортной сети автобусных перевозок (подробнее).

Самые востребованные ИТ-решения

По состоянию на декабрь 2018 года база TAdviser содержит информацию о 4,5 тыс. проектах, выполненных в госсекторе. Наибольшее число проектов относится к системам электронного документооборота (945 проектов). Также в первую пятерку наиболее востребованных в государственном секторе систем/технологий входят учетные системы, SaaS-решения, системы BI и решения, предназначенные для информатизации специфических государственных услуг и функций (информатизация госфункций).

.

Топ-10 классов систем по количеству проектов в госсекторе
Класс систем/технологии Количество проектов в госсекторе
1СЭД945
2Учетные системы357
3SaaS-решения350
4Информатизация госфункций297
5BI287
6Видеоконференцсвязь266
7ERP219
8ИТ-аутсорсинг201
9HRM175
10BPM168
TAdviser 2018


Среди систем электронного документооборота чаще всего внедряются решения, разработанные компанией ЭОС. В первую очередь это СЭД «Дело» и «Дело-Web», а также автоматизированный информационный комплекс «Надзор АИК Автоматизированный информационный комплекс». Также в число популярных СЭД/ECM-систем среди госструктур входят решения DocsVision и Directum. По числу BI-проектов лидирует система Prognoz Platform. Наиболее популярная ВКС - ВидеоМост. Среди решений класса ERP в госсекторе по частоте внедрений лидируют программные продукты «Парус Бюджет» от «Корпорации Парус».