2024/02/14 17:36:23

Пиво (рынок России)

.

Содержание

Основные статьи:

2023

Рост импорта пива на 12,6%

В 2023 году в Россию было импортировано 370,5 млн литров пива, что на 12,6% больше, чем годом ранее, но меньше показателей 2020-2021 гг. Об этом в конце февраля 2024 года сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные участников рынка. Подробнее здесь.

Рост продаж на 2,1% до 769,6 млн декалитров

Розничные продажи пива в России по итогам 2023 года достигли 769,6 млн декалитров, что на 2,1% больше, чем годом ранее. Об этом в середине февраля 2024 года сообщили в Ассоциации производителей пива, солода и напитков (АПП), ссылаясь на данные Росалкогольтабакконтроля.

Как отмечают в АПП, объем российского рынка пива в денежном выражении в 2023 году вырос примерно так же, как и в натуральном (размер выручки не уточняется). Рост обусловлен постепенным восстановлением покупательной способности населения, полагают в ассоциации.

Розничные продажи пива в России по итогам 2023 года достигли 769,6 млн декалитров

По данным Росстата, которые приводит АПП, средняя стоимость пивоваренной продукции в декабре 2023 была лишь на 0,9% выше, чем в декабре 2022 года, средняя цена за 2023 год в целом соответствовала показателю 2022 года.

«
Несмотря на то что последние несколько лет цены на сырье и упаковку в среднем выросли примерно на 30% и продолжают расти, а себестоимость производства пивоваренной продукции увеличилась более чем на 17%, пивовары продолжают прикладывать максимум усилий, чтобы предлагать продукцию по доступным для потребителей ценам, - заявил исполнительный директор АПП Вячеслав Мамонтов
»

В АПП также подчеркивают, что даже при росте продаж, доля пивоваренной продукции в общей структуре потребления алкогольных напитков в 2023 году снизилась на 0,4 п.п. - до 38,1%.

«
Последнее время мы наблюдаем тенденцию, при которой растет потребление крепкого алкоголя. Такой сценарий развития противоречит стратегии по деалкоголизации, согласно которой необходимо стимулировать смещение структуры потребления в сторону слабоалкогольных категорий, - отметил Мамонтов, добавив, что пивоваренная отрасль нуждается в отдельном регулировании и должна развиваться отдельно.[1]
»

В России заработала обязательная цифровая маркировка пива и алкоголя в алюминиевых банках

15 января 2024 года в России заработала обязательная цифровая маркировка пива и алкоголя в алюминиевых банках. Это предусмотрено соответствующим постановлением правительства РФ, которое ранее подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Подробнее здесь.

ФНС и ФСБ раскрыли схемы теневого производства пива на 2 млрд литров. Это больше объемов ведущих заводов

Федеральная налоговая служба (ФНС) и Федеральная служба безопасности (ФСБ) обнаружили в России две схемы уклонения от уплаты налогов с продажи пива. Нелегальные производители ежегодно выпускают больше 2 млрд литров неучтенного пива, что превосходит объемы производства ведущих заводов. Суммы неуплаченных акцизов и НДС исчисляется при этом десятками миллиардов рублей.

Первая схема ухода от налогов основана на организации скрытого производства. Компании закупают больше солода, хмеля, бутылок и этикеток, чем необходимо для официально задекларированного производства. Кроме того, у предприятий растет потребление воды и энергии, тогда как на бумаге показана низкая загрузка мощностей (от 5 до 60%). Таким образом участники схемы выпускают неучтенное пиво. То есть сырье закупают подконтрольные компании и передают производителю пива без документов для выпуска неучтенной продукции, объяснил изданию РБК его источника.

Вторая схема связана с выпуском алкогольного пива под видом безалкогольных напитков, лимонадов или кваса, которые не облагаются акцизами. Производство безалкогольных напитков, например лимонадов, идет на тех же линиях, что и пиво, а фиксация объемов осуществляется лишь включением счетчика. Ряд компаний декларируют производство «товаров прикрытия», а по факту производят неучтенное пиво, сказал собеседник издания.

Пиво, в производстве которого применялись теневые схемы, продается в собственной рознице компании или через подконтрольные бары и магазины. Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов добавляет, что около 80% продажи неучтенного пива приходится на «наливайки, которые мимикрируют под точки общепита, торгуя с нарушением ограничения по продажам в ночное время и оказывая негативное влияние на репутацию индустрии».[2]

Создается единый реестр пивоваров

21 марта 2023 года Госдума приняла закон о создании единого реестра производителей пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи. Его оператором назначено Росалкогольрегулирование. Подробнее здесь.

В России вводится обязательная цифровая маркировка пива

1 апреля 2023 года в России вводится обязательная цифровая маркировка пива и слабоалкогольных напитков в кегах. Этому предшествовал эксперимент, который длился почти два года и завершился 28 февраля. В нем приняли участие 359 компаний. Подробнее здесь.

2022

Снижение продаж безалкогольного пива на 2,4%

Продажи безалкогольного пива в России по итогам 2022 года снизились на 2,4% в сравнении с 2021-м. Такие данные в ноябре 2023 года опубликовали аналитики BusinesStat.

По их оценкам, объем российского рынка пива и пивных напитков за 2022 года достиг 9,8 млрд литров, что на 0,7% больше показателя годичной давности. Темпы роста продаж этой продукции снизились: в 2020 и 2022 гг. они измерялись +2,4% и +1,6% соответственно. Реализация алкогольного пива в РФ по итогам 2022 года повысилось на 1,1%, а продажи пивных напитков снизились на 1,5%.

Говоря о причинах роста пивного рынка, специалисты отметили, что в условиях нестабильности потребление алкогольных напитков обычно увеличивается. Кроме того, по словам аналитиков, росту реализации способствовала и теплая летняя погода, а также отказ части россиян от поездок в отпуск за границу, что увеличило потребление алкоголя внутри страны.

Как отмечают исследователи, на фоне сокращения покупательной способности растут продажи алкоголя эконом-сегмента. Пивные напитки же характеризуются высокой средней стоимостью. При этом в 2018-2021 гг. безалкогольное пиво и пивные напитки демонстрировали ежегодный рост продаж, подчеркнули они.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

В исследовании также обращается внимание на рост доли российских пивных брендов. Ряд иностранных компаний ограничили или приостановили производство и экспорт пивной продукции на российский рынок на фоне санкций, нарушения торговых связей и логистики. В целом в России не наблюдается дефицита за счет большого числа собственных пивоваренных заводов. Однако рынок пивной продукции близок к насыщению. На него давит снижение доходов россиян, расширение ассортимента других видов слабоалкогольных напитков, добавили эксперты.[3]

6-е место в мире по объёму производства пива

Рост производства пива на 0,33% до 802 млн дал

Общее производство пива и пивных напитков в России по итогам 2022 года достигло 802,54 млн дал, что на 0,33% больше, чем годом ранее. Такие данные Росалкогольрегулирования были опубликованы «Коммерсантом» 17 февраля 2023 года.

Газета отметила сокращение производства пива крупнейшими производителями в России. Так, у AB InBev Efes в РФ выпуск пива и пивных напитков в 2022 году снизилось почти на 2% в сравнении с 2021-м и составило 223,29 млн дал. У «Балтики» был спад 4,7%, до 197,42 млн дал год к году. Занимающая третье место на рынке российская структура Heineken выпустила по итогам 2022 года 93,65 млн дал продукции, что на 0,4% больше объема годичной давности.

Производство пива у крупнейших российских пивоваров снизилось

Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин считает, что результаты транснациональных компаний связаны с сокращением их портфелей глобальных брендов.

Входящая в пятерку игроков Московская пивоваренная компания (МПК) в 2022 году сократила производство на 9% (до 36,93 млн дал) на фоне прекращения выпуска части глобальных марок по лицензии. Самым быстрорастущим производителем пива среди десяти крупнейших игроков в прошлом году стал МПБК «Очаково» — компания увеличила разлив напитка на 59,2% (до 17,2 млн дал) и заняла шестое место на рынке. Представители компании отметили, что комбинат также стал активнее работать с торговыми сетями и расширил географическое присутствие.

Совладелец дистрибутора SWAM Group и пивоварни Gletcher Игорь Хавский в разговоре с газетой отметил, что дистрибуторские мощности глобальных игроков позволят тем со временем заместить ушедшие марки и вряд ли стоит ждать снижения долей транснациональных производителей как минимум в ближайшее время. По данным NielsenIQ, три крупнейших игрока в 2022 году заняли 68,5% пивного рынка в деньгах против 68,6% годом ранее.[4]

Импорт пива сократился на 22,9%

Глава Росалкогольрегулирования: Импорт пива в 2022 году упал на 22,9%. При этом рост российского производства уже более чем в 2 раза заместил объемы импортной продукции.

Китайский производитель пива Tsingtao вышел на российский рынок

13 декабря 2022 года стало известно о полномасштабном выходе Tsingtao на российский рынок. Пиво китайского производителя в РФ начала поставлять Московская пивоваренная компания (МПК; один из крупнейших игроков на рынке). Подробнее здесь.

Чехия продолжает экспорт пива в Россию на фоне конфликта на Украине

Чехия продолжает поставки пива в Россию вопреки санкциям ЕС во время конфликта на Украине. Экспорт пива в РФ из Чехии осуществляется через посредников по схеме параллельного импорта. Компании не хотят терять прибыль, которую они получали на обширном российском рынке.

Чехия в январе-сентябре 2022 года экспортировала в РФ 248 гектолитров пива. Годом ранее в этот период объем экспорта в Россию составлял 390 гектолитров. Поставки снизились, однако не прекратились. Альта Софт

Россия импортирует 98% хмеля для производства пива

По данным на апрель 2022 г, российские пивовары закупают 7–7,5 тыс. тонн хмеля в год в Германии, Чехии и США, на российское сырье приходится только 2%.

2021

Россия - 4-я страна в мире по объёму потребления пива

Рост продаж импортного пива на 31% в натуральном выражении

Закрытые границы и не работавшие бары увеличили спрос на импортное пиво: розничные продажи напитка, который ввозится в Россию из стран дальнего зарубежья, с марта 2020 года по февраль 2021-го увеличились на 31,4% в натуральном выражении. Для сравнения: продажи локальных российских марок за тот же период выросли только на 2,9%, а лицензионного пива, то есть иностранных брендов, которые выпускаются по лицензии на мощностях отечественных пивоваренных заводов, — всего лишь на 1,5%.

2020: Крупнейшие страны-импортеры пива в Россию

Крупнейшие экспортеры пива в Россию (стоимость импорта в 2020, млн долларов):

Производители мексиканского пива — Corona Extra — потеряли из-за коронавируса сотни миллионов долларов. Из-за созвучности с «коронавирусом» Corona стали меньше покупать в США и других странах. Но только не в России — поставки мексиканского пива выросли сразу на 80%.

В январе 2020 г

2019

 Потребление 61 литра пива в год на душу населения

Годовое потребление пива на душу населения в литрах при крепости 5% в 2019 году

Россия в 5-ке стран по числу пивоваренных заводов

Количество пивоваренных заводов в мире

Топ-5 стран по количеству пивоварен на 2019 г выглядит следующим образом:

1. США (7141)

2. Германия (2158)

3. Великобритания (1811)

4. Италия (781)

5. Россия (743)

2018: Потребление 74 литров пива в год на душу населения

Потребление пива на душу населения, данные на начало 2019 г.

1986

Очередь за пивом, СССР, 1986 г

До Октябрьской революции

Пиво для слабых детей и взрослых

Примечания