ArianeGroup

Компания


Собственники:
Airbus
СМ. ТАКЖЕ (1)

Конечные собственники

+ Airbus

ArianeGroup — аэрокосмическая компания, базирующаяся во Франции. Совместное предприятие Airbus и Safran, компания была основана в 2015 году со штаб-квартирой в Исси-ле-Мулино. В его состав входят три основные группы: аэрокосмическая, оборонная и охранная.

История

2023: Потеря статуса единого поставщика космических ракет для ЕС

Задержки с поставкой Ariane 6, проблемы с более компактной Vega-C, производимой итальянской компанией Avio, и разрыв сотрудничества по российской ракете среднего класса "Союз" привели к тому, что Европа осталась без собственного пускового потенциала. Вместо этого блоку приходится обращаться к SpaceX Илона Маска, даже для выполнения особо важных миссий.

Йозеф Ашбахер, генеральный директор Европейского космического агентства, назвал отсутствие возможности запуска "кризисом" для суверенного доступа Европы к космосу.

Ашбахер давно выступал за модель, подобную американскому космическому агентству NASA, при которой Европа не закупала бы ракетные системы, а покупала бы услуги полета у европейских коммерческих пусковых компаний.

В ноябре 2023 года его желание было исполнено. Страны-члены ЕКА решили объявить конкурс на следующее поколение ракет, сначала на промежуточную ракету-носитель, а затем на преемницу Ariane 6. ArianeGroup, принадлежащая французским Airbus и Safran, больше не будет гарантированным генеральным подрядчиком.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое 2.1 т

Требование конкуренции исходило от Германии, где расположены одни из самых многообещающих европейских ракетных стартапов. Это была цена, которую Франции пришлось заплатить за поддержку Германией европейского пакета поддержки Ariane 6 в размере 1 млрд евро. Без субсидий расходуемая ракета Ariane 6 не смогла бы конкурировать с многоразовой Falcon 9 компании SpaceX.

"Ariane 6 должна была конкурировать на коммерческом рынке без каких-либо субсидий", - сказал Тони Толкер-Нильсен, исполняющий обязанности директора ЕКА по космическому транспорту. "Это не удалось, и теперь государства-члены хотят, чтобы мы изменили систему".

В то время как заключалось соглашение о конкуренции, итальянская компания Avio отозвала свою небольшую ракету-носитель Vega у Arianespace, дочерней компании ArianeGroup, которая продает и управляет всеми европейскими запусками.

Avio возразила против плана ArianeGroup нацелиться на рынок Vega с помощью MaiaSpace, своего стартапа по производству малых ракет.

"Как мы можем иметь организацию по продажам и маркетингу, которая создает конкурирующий продукт?" - сказал главный исполнительный директор Avio Джулио Ранцо (Giulio Ranzo). "Если Ariane собирается стать конкурентом, вы не хотите, чтобы у него была информация о вашей ракете".

Представители ЕКА, которое не зависит от ЕС, но выступает в качестве его закупочного агентства и включает в себя страны, не входящие в ЕС, такие как Британия и Швейцария, заявили, что целью проекта было не заменить действующие компании, такие как ArianeGroup или Avio, а подтолкнуть их к повышению эффективности.

"Мы хотели дать им электрошок. Мы это сделали. Мы полностью изменили парадигму доступа к космосу", - сказал Толькер-Нильсен.

Но отдельные государства-члены ЕКА, как и многие другие страны, хотят получить свой кусок растущей космической экономики, стоимость которой, по прогнозам Morgan Stanley, к 2040 году составит $1 трлн. Возможность запуска - ключевой момент: В Европе насчитывается около 20 стартапов, разрабатывающих микроракеты, и у большинства из них есть планы по созданию более крупных ракет.

"Мы не должны допустить, чтобы это превратилось в соревнование между странами", - говорит Толькер-Нильсен. "Это будет нелегко".

Конкуренция означает, что ЕКА также придется пересмотреть принцип георезерва, в соответствии с которым государства-члены получают контракты, пропорциональные их инвестициям в ракетную программу. Критики говорят, что это приводит к неконкурентной цепочке поставок, отдавая предпочтение самым крупным, а не самым эффективным инвесторам.

Но упразднение системы было рискованным, считает Лайоннет. "С георезервом руководители программ знают, какой у них бюджет и кто является поставщиком", - сказал он. Это также будет сложно для правительств, которые "не будут знать, нужно ли им инвестировать 20 млн евро или 100 млн евро", добавил он.

Однако Ашбахер надеется, что предоставление поставщикам услуг по запуску возможности самостоятельно выбирать поставщиков и при этом обеспечивать справедливую прибыль государствам-членам позволит снизить стоимость миссий и стимулировать европейский коммерческий космический сектор.

Контракты NASA не только способствовали росту компании SpaceX Илона Маска, но и позволили ее многоразовым ракетам значительно снизить стоимость запуска, создав динамично развивающуюся космическую отрасль США.

"Мы изучили американскую модель и извлеченные уроки", - сказал генеральный директор ЕКА в интервью FT. "Мы предоставим промышленности свободу, чтобы она могла сделать это наилучшим образом с их точки зрения".

Однако не все в этом убеждены. Лори Гарвер, бывший заместитель администратора Nasa, говорит, что стратегический поворот космического агентства может быть трудно повторить. "У нас была уникальная ситуация с самым богатым человеком в мире, когда наша стратегия совпадала с тем, что он хотел сделать в любом случае", - сказала она.

Европейским ракетам придется конкурировать не только с Falcon 9 компании SpaceX, но и с ее гигантским Starship, который, как ожидается, сможет поднимать на орбиту полезную нагрузку весом до 150 тонн, когда наконец начнет работать.

Самое главное, что Европа может столкнуться с трудностями в обеспечении достаточного постоянного спроса, который поможет снизить затраты. Потребности ее проектов, таких как навигационная служба Galileo, планируемая широкополосная группировка IRIS² или научные миссии, ничтожны по сравнению с США. "У нас нет такого большого спроса на ракеты-носители, как у американцев", - говорит Лайоннет.

По оценкам консалтинговой компании Euroconsult, ежегодные расходы европейских правительств на космос в 2022 году - либо через национальные программы, либо через ЕКА - составили менее трети от американских.

Чтобы добиться успеха, государствам-членам придется согласиться объединить свои институциональные потребности в запусках, чтобы кормить этих европейских конкурентов, даже если другие могут быть дешевле. ЕКА пыталось сделать это в течение многих лет, но "не преуспело", сказал Толькер-Нильсен.

Европейские ракетные стартапы приветствуют конкуренцию, но некоторые настаивают на том, что для убеждения инвесторов необходимы более четкие сигналы. "ЕКА должно вести себя как настоящий якорный клиент", - говорит Эзекиль Санчес, исполнительный президент испанской ракетной компании PLD Space, утверждая, что ЕКА должно добиваться "полного контракта на запуск миссий".

Но объединение спроса может оказаться бессмысленным, если национальные интересы возобладают.

"Вместо того чтобы попытаться найти общее решение, которое было бы оптимальным для всех... некоторые видят в этом возможность построить больше на своей стороне", - сказал Лайоннет из Eurospace. "Но не существует хорошего национального решения для европейского суверенитета при запуске. Взаимозависимость должна быть правилом".

2017: Последний год лидерства на мировом рынке коммерческих запусков на геостационарную орбиту

На протяжении десятилетий французская компания ArianeGroup и ее предшественники были главными подрядчиками по совместному финансированию разработки европейских тяжелых ракет -носителей семейства Ariane. До 2017 года Ariane доминировала на мировом рынке коммерческих запусков на геостационарную орбиту - 36 000 км над Землей.