2024/03/07 14:16:29

БАД (биологически активные добавки)


Содержание

Биологические препараты

Основная статья: Биологические препараты

Фармацевтический рынок России

Основная статья: Фармацевтический рынок России

Цифровая маркировка БАДов

Основная статья: Цифровая маркировка БАДов

Хроника

2024: На маркетплейсах в России обнаружили в продаже противозачаточные под видом БАДов

В начале марта 2024 года стало известно о продаже в России противозачаточного средства под видом препарата «китайской народной медицины». Об этом сообщил «Коммерсант».

Продажу незарегистрированного противозачаточного препарата обнаружила эксперт ВОЗ Любовь Ерофеева в секции «Средства для интимной гигиены». Стоимость препарата составила 1480 рублей. В его составе содержится высокое количество синтетического женского полового гормона левоноргестрела. Продавцы советовали принимать «БАД» раз в месяц в течение трех-пяти лет. В описании товара было указано, что он обладает функцией подавления овуляции и поэтому может быть использован как противозачаточное средство. Опрошенные «Коммерсантом» гинекологи предупредили, что такое потребление данного гормона «очень опасно для здоровья».

Стало известно о продаже противозачаточного средства под видом препарата «китайской народной медицины»

После обнаружения данного препарата Росздравнадзор потребовал удалить его с маркетплейсов Ozon и Wildberries, однако на мелких региональных площадках товар все еще присутствует.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое 2.1 т

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты считают, что интернет-площадкам не выгодно реализовать потенциально опасный товар, однако продавцам удается обманывать алгоритмы маркетплейсов и оставаться доступными к продаже.

В одной таблетке препарата содержится 6 мг левоноргестрела и 3 мг квинестрола. Акушер-гинеколог, эксперт ВОЗ Любовь Ерофеева при этом отметила, что в зарегистрированных в России противозачаточных «Эскапел» и «Постинор» содержится всего 1,5 мг левоноргестрела, и используются они в экстренных ситуациях, а не на постоянной основе.

«
За 35 лет их использования в России не было зарегистрировано ни одного сколько-нибудь серьезного осложнения. Это и позволило в 2024 году сделать «Эскапел» и «Постинор» безрецептурными, как и в большинстве европейских стран и США. А в этом китайском препарате дозировка в четыре раза выше. Это очень опасно для здоровья при бесконтрольном использовании,— пояснила эксперт.[1]
»

2023: В Севастополе впервые в России запустили производство микроводорослей

Ученые Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН (ФИЦ ИнБЮМ) в Севастополе впервые в России запустили экспериментальное производство микроводорослей. Водоросли содержат большое количество витаминов и антиоксидантов, а модуль позволит повысить их урожайность в промышленных масштабах. Об этом в начале августа 2023 года рассказал руководитель отдела биотехнологии и фиторесурсов ФИЦ ИнБЮМ Андрей Боровков. Подробнее здесь.

2022

Продажи БАДов в России за год достигли 120 млрд рублей

Продажи биологически активных добавок (БАДов) в 2022 году на российском рынке достигли 120 млрд рублей. Такие данные исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД» Александр Жестков привел в октябре 2023 года.

По его словам, объем российского рынка БАДов с 2018 года рост двузначными темпами - примерно на 20% в год. Пандемия коронавируса COVID-19 стала катализатором этого подъем.

Продажи биологически активных добавок (БАДов) в 2022 году на российском рынке достигли 120 млрд рублей
«
Когда Минздрав и Роспотребнадзор издали рекомендации по профилактике заболеваний при помощи витамина С и D, были невероятные цифры продаж в этих категориях товаров. Сейчас мы больше наблюдаем спрос на биодобавки категории антистресс, комплексные витамины для мужчин, женщин и моновитамины, – сообщил Жестков в октябре 2023 года.
»

Согласно оценке Анны Валуевой, руководителя «Смарт Консалт», в 2022 году средневзвешенная цена на биологически активные добавки выросла на 17,4% и составила 290 рублей. Такой рост был зафиксирован впервые с 2020 года, когда был заметен взрывной спрос на БАДы, подчеркнула она.

При этом прирост потребления БАД в натуральной выражении также имел место быть и составил, несмотря на сложную геополитическую ситуацию и снижение реальных располагаемых доходов населения, 7,4% относительно 2021 года. Как отмечают аналитики компании «Смарт Консалт», рост натурального спроса в 2022 году был обеспечен продукцией премиальной ценовой категории. Так в 2022 году относительно 2021 снизились продажи во всех сегментах, кроме «Премиум». Российский рынок БАД растет, прежде всего, за счет обеспеченных людей, ориентированных на ведение здорового образа жизни, частью которого являются дорогостоящие витаминные комплексы и различные пищевые добавки, говорят эксперты.

Крупнейшими производителями БАДов на российском рынке по итогам 2022 года названы компании «Эвалар», «Solgar», «PharmaMed» и «Квадрат-С».[2]

Поставки БАДов из-за рубежа в Россию сократились

Поставки БАДов из-за рубежа в Россию по итогам 2022 года сократился на 20,3% в сравнении с 2021-м - до 87,9 млн упаковок. Такие данные в мае 2023 года привели аналитики BusinesStat.

По их оценкам, сильнее всего в 2022 году упал импорт биологически активных добавок из следующих стран: Германия (на 9 млн упаковок), Литва (на 8,3 млн), Нидерланды (на 4 млн). В 2022 году значительно просел и экспорт российских БАД в Китай – на 842 тыс упак. Это, в первую очередь, связано с перестройкой логистических цепочек и конечным удорожанием продукции.

Поставки БАДов из-за рубежа в РФ сократились

Суммарный экспорт БАДов из РФ по итогам 2022 года уменьшился на 33,8% в натуральном выражении. Сильнее всего в 2022 году просели поставки на Украину (на 3,09 млн упаковок), которые практически в полном объеме направлялись в ЛНР и ДНР. Дело в том, что после ратификации договоров о принятии в состав России ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, состоявшейся 4 октября 2022 года, таможня на границе между РФ и новыми территориями упразднена. Теперь реализация товаров, работ и услуг в новых регионах – это обычная внутренняя торговля на территории России. Кроме того, в связи с началом военной спецоперации (СВО) в апреле 2022 года на Украине был введен полный запрет на импорт товаров из России.

Российский экспорт БАД был слабо развит и до начала СВО. Дело в том, что российские фармпроизводители не занимались активным продвижением своей продукции на зарубежных рынках из-за ограниченности финансовых ресурсов. Осложняла ситуацию и высокая конкуренция с международными гигантами фармацевтической индустрии. В марте 2022 г к этому добавились новые санкции Запада, отмечается в исследовании. В 2022 году экспорт БАДов из России в денежном выражении просел на 41,6% в сравнении с 2021-м, до $14,2 млн.[3]

Рост рынка на 19,8% до 150 млрд рублей

Объем российского рынка биологически активных добавок (БАДов) по итогам 2022 года достиг 150 млрд рублей, что 19,8% больше, чем годом ранее. С точки зрения количества проданных упаковок таких изделий рынок вырос на 0,5%, до 364 млн штук. Об этом свидетельствуют данные DSM Group, обнародованные в начале апреля 2023 года.

В среднем одна упаковка БАД в 2022 году обошлась потребителю аптеки в 288 рублей (розничная цена), что на 19,2% выше, чем годом ранее. В ценах закупки аптек средневзвешенная стоимость БАД составляет порядка 226 рублей. Рост цен и переключение потребителей на более дорогостоящие добавки заметно повлияли на структуру продаж по ценовым сегментам. Ощутимый прирост объёма продемонстрировал «высокий» ценовой сегмент (+33,1% в руб. и +25,8% в упаковках).

Одна упаковка БАД в 2022 году обошлась потребителю аптеки в 288 рублей

В результате структура рынка БАД в разрезе ценовых категорий изменилась в пользу биодобавок с ценой свыше 500 рублей – удельный вес данной группы добавок к пище вырос на 6,1% в стоимостном выражении и на 3,8% в натуральном эквиваленте. В итоге дорогостоящие добавки к пище принесли аптекам более половины выручки (доля 60,6% в рублях), для сравнения в 2018 годом данный показатель составлял только 39,6%.

Как отметила председатель совета директоров ЗАО «Эвалар» Наталия Прокопьева, ключевым драйвером роста российского рынка БАДов стало развитие электронной коммерции. Через этот канал продажи БАДов увеличились на 82%, тогда как в аптечном сегменте - на 13%, подсчитали исследователи DSM Group.

«
Нужно отметить, что в 2022 году в рамках своей CRM-системы мы стали фиксировать рост в онлайн-сегменте аудитории старше 45 лет. То есть сегодня и зрелая возрастная группа тоже освоила онлайн-потребление, - отметила Прокопьева.[4]
»

Примечания