2023/11/23 10:20:54

Григорий Безрукин, BIA Technologies: Наша первая суперсила — обеспечение быстродействия многопользовательских систем

На данный момент важным шагом в процессе импортозамещения является замена технологий и решений в секторе крупных высокопроизводительных Enterprise-систем, также известных как "высшая лига". Мы поговорили с Григорием Безрукиным, генеральным директором BIA Technologies, чтобы узнать больше о том, как российские решения, основанные на платформе «», помогают заказчикам обеспечить непрерывность своего бизнеса.

Григорий, решения для Enterprise-сегмента — это мир индивидуализированных решений, где царит, скажем так, «индпошив» в области ИТ. Вы полагаете, что этот мир — назовем его условно «миром решений SAP» — можно перевести на платформу «1С» без потерь функциональности, качества, производительности?

Григорий Безрукин: Действительно, за продуктами «1С» тянется шлейф представлений о том, что они рассчитаны на средние и малые предприятия, с которых и начинался бизнес этого вендора. Но после десятилетий развития «1С» и их клиентов— это решения и для крупных корпоративных заказчиков. В первую очередь, комплекс решений под названием «1С:Корпорация», включающий:

  • «1С:ERP.Управление холдингом», который позволяет автоматизировать все три уровня управления для Enterprise-сегмента: стратегический, тактический и оперативный.
  • «1С:Управление холдингом» для автоматизации деятельности управляющих компаний и корпоративных финансов, консолидации данных из нескольких разных ERP-систем.
  • «1С:ERP Управление предприятием» для автоматизации управления на уровне предприятия,
  • «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП (актуальной редакции)», позволяющее построить комплексную систему эффективного управления человеческими ресурсами,
  • «1С:Документооборот», обеспечивающее обмен документами как внутри, так и между решениями.

Крупный корпоративный сегмент — это всегда индпошив. Одна из важных задач — поддержка сложных бизнес-процессов, которые работают в крупной компании. С одной стороны, понятно, что миграция на новую платформу обязательно будет сопровождаться некоторыми изменениями бизнес-процессов. С другой стороны, попытка целиком и полностью перенести все процессы, которые реализованы в SAP, на платформу «1С», — это не совсем правильный подход. Можно годами перерабатывать «1С» и превратить ее в SAP, но зачем? Нужно найти некоторую «золотую середину»: запустить свои процессы на новой платформе и сразу начать получать от миграции определенные выгоды. Я намеренно говорю «выгоды», потому что привычный бизнес-термин «value» тоже нужно импортозаместить.

Для того чтобы проводить серьезную кастомизацию бизнес-процессов на платформе «1С», мы предлагаем использовать нашу собственную разработку — Sunrise BPMS, систему класса Low-code BPMS. Это дает возможность спроектировать те бизнес-процессы, которые выходят за рамки типовой автоматизации «1C», правильно их интегрировать с базовым функционалом «1С:ERP», «1С:Управление холдингом». В том числе обеспечить интеграцию на уровне бизнес-процессов между этими системами и оркестрацию данных и документов.

Эта разработка представляет собой развитие системы управления бизнес-процессами для платформ «1С»?

Григорий Безрукин: Совершенно верно. Это отдельная конфигурация «1С», то есть готовая программа для автоматизации бизнес-процессов организации. Поскольку она расширяет платформу «1С», то, естественно, обеспечивает все требования по совместимости с этой платформой и имеет статус «1С-совместимо».

Важно, что в основе Sunrise BPMS лежит Low-code движок, то есть используются наглядные диаграммы рабочих процессов (workflow) и конструктор форм: процессный конструктор полностью соответствует нотации BPMN 2.0, а формы создаются в конструкторе практически без усилий механизмами Drag-and-drop. В Sunrise BPMS реализована процессная модель: формы присоединяются к процессам/операциям, а к элементам процессов присоединяются данные и исполнители. С помощью такого движка можно легко создавать действительно уникальные решения, не типовые для «1С». Эта возможность помогает адаптироваться к запросам крупных Enterprise-клиентов, у которых обычно много нетиповых процессов.

Стоит отметить, что не имеет смысла сразу заниматься внедрением предельно кастомизированной системы, это можно делать постепенно. На первом этапе нужно определить уровень минимальной достаточности, реализовать его, а затем в более комфортном режиме кастомизировать бизнес-процессы.

У решений «1С» очень много конфигураций. Это может стать проблемой для заказчика?

Григорий Безрукин: Действительно, у «1С» очень много разных конфигураций, и нужно понимать, какая именно конфигурация наилучшим образом подходит для того или иного решения в данный момент. Приведу в пример функционал управления мастер-данными. MDM (Master Data Management — нормативно-справочная информация), который всегда входит в набор обязательных ИТ-решений для крупных заказчиков.

Функциональность управления мастер-данными есть и в решении «1С:Управление холдингом». Но в некоторых случаях этого оказывается недостаточно, и тогда нужно использовать «1С:MDM Управление нормативно-справочной информацией». Нужно грамотно распределить необходимый функционал по различным конфигурациям «1С», чтобы не образовалась некая «обрезанная» версия.

Насколько велики шансы столкнуться с такой ситуацией?

Григорий Безрукин: Такие проблемы проявляются, если переусердствовать с кастомизацией. Возьмите самый, наверное, популярный функционал «1С:Бухгалтерия» и «1С:Зарплата и управление персоналом». Решения этого класса содержат всю актуальную налоговую базу, все требования государственных органов к ведению кадрового, бухгалтерского и налогового учета.

Одно из главных преимуществ «1С» — это полное соответствие требованиям государства: если происходят какие-либо изменения в кадровом, бухгалтерском, налоговом учете, они оперативно доставляются в системы пользователей в виде обновлений. Но это преимущество могут подточить избыточные кастомизации.

Подобная ситуация — с решениями «1С:ERP» и «1С:Управление холдингом»: при сильной кастомизации обновления могут оказаться проблематичными. Поэтому очень важно при проектировании новой системы понимать, как все это будет работать совместно с контуром бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Это означает, что крупным корпоративным клиентам критично правильно подобрать функциональную архитектуру новой системы на базе «1С».

Как выстраивается функциональная архитектура новой системы?

Григорий Безрукин: Важно понимать, как мы интегрируем решения в проекте внедрения. В дополнение к управленческому, бухгалтерскому, налоговому и кадровому учету в организации различные конфигурации системы «1С» также обеспечивают оперативное управление операционным контуром, связанным с производством, закупками, другими функциональными областями корпоративной организации. И в конкретном контексте надо понимать, какие именно конфигурации и каким образом обеспечат автоматизацию этих областей.

Поэтому для проекта миграции нужен качественный функциональный архитектор, который подскажет, как все эти конфигурации и модели объединить правильным образом, чтобы получить не просто нужный функционал, но и максимальный эффект для бизнеса, а также возможности для дальнейшего развития и совершенствования.

Помимо функциональной архитектуры нового решения, есть вопросы с технологической составляющей. Говорят, что решения на базе «1С» не справляются с обработкой больших объемов данных. Что скажете?

Григорий Безрукин: Отвечу известной шуткой: «вы просто не умеете их готовить». Да, сложности есть, но они вполне преодолимы. Например, мы обеспечиваем развитие и сопровождение заказной разработки на платформе «1С», которая в свое время была сделана нами, специалистами BIA Technologies для логистического оператора ГК «Деловые Линии». Это более 10 тысяч пользователей и свыше 20 Тб ежегодно архивируемой базы. Уровень крупного Enterprise-решения. И это решение работает, причем весьма эффективно.

Роль грамотной технологической архитектуры в таких решениях ключевая. В нашей компании работает целая группа специалистов, технологических архитекторов и разработчиков, использующая передовые технологии, в том числе CI/CD, работают бизнес-аналитики, технологические архитекторы.

Существуют и другие важные аспекты, связанные с успешным внедрением разработок на платформе «1С». Наши услуги пользуются доверием даже крупных ритейлеров, которые прибегают к нашей помощи перед сезонными распродажами, чтобы исключить возможность ошибок, способных прервать или замедлить работу системы в самый неподходящий момент. У нас есть опыт, позволяющий быстро выявлять эти узкие места и принимать необходимые меры для их исправления. Обращаю внимание, речь тут идет именно о доработках или дополнениях, которые компании-клиенты в разное время с разными командами программистов дорабатывали, используя программный код, на котором написан 1С. Иногда сотрудники внутреннего ИТ не трогают этот старый код, чтобы не помешать текущей работе бухгалтеров и финансистов.

Наш опыт позволяет обеспечить быструю работу систем, разработанных на платформе 1С, в которых одновременно может работать до 10 тысяч человек и более. И мы можем подсказать, есть ли определенный резерв в повышении производительности системы, в которой много кастомизированных участков, или же стоит остановиться и реализовать какие-то задачи с помощью BPM на платформе 1С. В конце концов, из 6500 франчайзи 1С опыт в высоконагруженных системах есть только у 20 компаний, и у нас в том числе.

Еще говорят, что проект внедрения крупных ИТ-систем никогда не завершается. Вы согласны?

Григорий Безрукин: Да, это так. Проект внедрения крупной системы в Enterprise-сегменте не заканчивается никогда. Потому что происходят перманентные изменения бизнес-процессов, добавляется автоматизация новых функций, обнаруживаются скрытые ошибки, несоответствия, удаляется тот или иной legacy-код и т. д. Вот почему в этих проектах так велика значимость поддержки и сопровождения корпоративных клиентов. рабочий инструмент В этом случае мы применяем самый эффективный на данный момент подход — конвейер CI/CD, ориентированный на потребности крупного корпоративного сегмента.

Аббревиатура CI/CD означает Continuous Integration/Continuous Development (Непрерывная интеграция/Непрерывное развитие) и подразумевает, что работа по совершенствованию корпоративной ИТ-системы не прекращается. Внедряются новые релизы платформ, проводится тестирование функционала и т.д. Отдельно подчеркну важность этапа тестирования. Функционал, связанный с новым релизом, нужно тщательно протестировать на множестве различных тестов, чтобы он не возвращался на доработку и правильно лег в общую систему.

Какие возможности тестирования новых решений применяет BIA Technologies в своих проектах?

Григорий Безрукин: Современная среда разработки решений на платформе «1С:Предприятие 8» дает возможность разработчикам создавать модульные тесты. С помощью фреймворков тестирования разработчики и тестировщики могут создавать описания сценариев работы.

Для создания автотестов поддерживаются разные методики: TDD (разработка через тестирование) и BDD (разработка через описание поведения). Плюс использование статического анализа кода: он позволяет своевременно выявлять проблемы в кодовой базе решения. При внедрении сложных, высоконагруженных систем мы обязательно проводим нагрузочное и интеграционное тестирование.

Работы, связанные с тестированием и написанием автотестов, — неотъемлемый элемент поддержки и сопровождения конвейера непрерывных релизов усовершенствования CI/CD.

Этот конвейер мы разработали в ходе проекта с одним из крупных клиентов, и он успешно работает на протяжении нескольких лет. Я обоснованно считаю его самым высокоэффективным в России в настоящее время. О чем это говорит? О том, что не только сама миграция на решения на базе «1С», но и обеспечение работоспособности внедряемых систем и их дальнейшее развитие в крупных компаниях — это сложная, но решаемая задача.

От заказной разработки и глубокой кастомизации вряд ли удастся избавиться в крупных проектах?

Григорий Безрукин: Конечно. Я уже упоминал процессный функционал — он реализуется в рамках BPM-системы Sunrise. Инструментарий Low-code этой системы дает возможность не только автоматизировать бизнес-процессы, но еще и оперативно изменять их в течение короткого временного цикла. Для того, чтобы к «квадратикам» схемы workflow прикрутить формы, нужны не месяцы или недели, а буквально несколько часов. И это позволяет более качественно выстроить процессный конвейер — конвейер релизов/изменений, которые происходят на уровне системы управления бизнес-процессами (BPMS).

Наша команда специалистов обладает компетенциями, чтобы решить даже самые сложные проектные задачи. Мы готовы не только внедрить типовые конфигурации «1C» (ERP, Управление холдингом, Бухгалтерия, Зарплата и управление персоналом, Документооборот), но и разработать с нуля новые конфигурации. Бизнес-процессы моделируются и автоматизируются под задачи каждого клиента с помощью системы Sunrise BPMS, обеспечивая высокую степень гибкости и точности в решении бизнес-задач.

Сама система «1С» предлагает какие-либо инструменты для управления внедрением крупных корпоративных систем?

Григорий Безрукин: «1С» предлагает специальный инструмент — СППР (Система проектирования прикладных решений), который позволяет проектировать изменения конфигураций в соответствии с требованиями бизнеса. В этой конфигурации задается, каким образом должна видоизмениться система «1С» с учетом тех требований заказчика, которые возникают во время проектирования. Фактически СППР реализует поддержку и глубокую кастомизацию заказной разработки, позволяя органично внести свои доработки в единую модель и сформировать новую конфигурацию.

Например, в системе управления изменениями мы задаем, что нужно изменить определенную функциональность, скажем, систему расчета премий. А с помощью нашей BPMS Sunrise мы помогаем осуществлять кастомизацию на уровне процессов, которые связаны с объектами ряда типовых конфигураций. Таким образом, мы обеспечиваем привязку к тем или иным элементам процесса через конкретные объекты из систем «1С», что дает нам полноценную процессную модель. Иными словами, мы меняем процесс согласования премии и сразу охватываем другой процесс, который влияет на состояние соответствующего объекта, — премии.

Что еще входит в ваш портфель решений по импортозамещению, помимо перевода с SAP на 1С?

Григорий Безрукин: Импортозамещение — это отдельное направление деятельности BIA Technologies. Уже упоминавшийся Sunrise BPM, платформа для матоптимизации BPLEX, которые входят в реестр российского ПО, продукты и решения по автоматизации промышленности.