Центр организации движения беспилотных транспортных средств
ЦОД БТС

Компания

Конечные собственники

История

2020: Экс-министр связи Никифоров предложил правительству создать новую госсистему на базе продукта, разработанного его компанией

Компания экс-министра связи Николая Никифорова «Проект 7» разработала систему обмена данными беспилотников и регуляторов. Однако перспективы ее практического применения пока остаются неясными, так как правительство еще не приняло решение насчет нормативной базы, необходимой системе. Об этом заявили TAdviser 19 июня 2020 года в «Центре организации движения беспилотных транспортных средств» («ЦОД БТС») - совместном предприятии Николая Никифорова и «Ростеха», которое готово стать оператором системы.

С момента начала создания системы в 2018 году компании Никифорова активно обсуждали с госорганами проект эксперимента с беспилотниками, в котором предполагалось участие такого продукта. В частности имели место переговоры с Минпромторгом, Минтрансом и ГИБДД МВД, сообщили TAdviser в «ЦОД БТС». В конце апреля 2020 года компания экс-министра «Дигинавис», финансирующая создание системы, направила первому зампреду правительства РФ Андрею Белоусову официальное письмо с конкретными предложениями, связанными с системой. TAdviser ознакомился с данным письмом.

Как отмечается в документе, предложения компании основаны на одном из поручений президента Владимира Путина, данных 1 апреля 2020 года. Согласно нему, правительство до 31 мая 2020 года должно было совместно с бизнесом разработать программу тестирования и ввода в эксплуатацию на дорогах общего пользования беспилотников. Также в основе предложений «Дигинавис» аналогичное по содержанию указание премьер-министра Михаила Мишустина, данное 14 апреля 2020 года Минтрансу, МВД, Минпромторгу и Минэкономразвития, которое министерства должны были исполнить до 12 мая 2020 года.

В своем письме вице-премьеру «Дигинавис» предлагает провести эксперимент по организации движения беспилотников в стране при помощи соответствующей информационной системы. Также компания предлагает разработать в рамках эксперимента совместно с «заинтересованными органами исполнительной власти федерального и регионального уровней» требования к информации, содержащейся в данной системе.

При этом компания отмечает, что для этих предложений требуются соответствующие изменения в постановлении правительства РФ об эксперименте с беспилотниками на автодорогах общего пользования в пилотных регионах России либо принятие отдельного нормативного правового акта.

В обращении к Белоусову «Дигинавис» также обращает внимание на то, что компании «Проект 7» и «ЦОД БТС» уже разработали «готовый к опытной эксплуатации комплекс программных решений» для обмена данными между участниками эксперимента с беспилотниками - их производителями, федеральными органами исполнительной власти и регионами России.

В обращении к Белоусову «Дигинавис» обращает внимание на то, что компании «Проект 7» и «ЦОД БТС» уже разработали «готовый к опытной эксплуатации комплекс программных решений» для обмена данными между участниками эксперимента с беспилотниками. (фото - Михаил Терещенко, ТАСС)

По итогам рассмотрения письма 22 мая 2020 года вице-премьер Белоусов поручил Минпромторгу, Минтрансу и «Российской венчурной компании» (РВК) изучить предложения «Дигинавис». TAdviser ознакомился с данным поручением. Согласно нему, предложения должны были быть изучены ведомствами совместно с РВК на заседании рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» НТИ.

Заседание состоялось 16 июня 2020 года. В преддверии него «Дигинавис» направил участникам мероприятия для рассмотрения проекты двух нормативно-правовых актов. TAdviser ознакомился с данными документами. Один из них - проект распоряжения правительства РФ о концепции центра организации движения беспилотников на автодорогах общего пользования. Другой - проект правительства РФ о проведении эксперимента по организации движения беспилотников в стране. Документ в частности предполагает согласие с предложением «ЦОД БТС» об исполнении роли оператора создаваемой им информационной системы, которую компания предлагает задействовать в рамках эксперимента с беспилотниками. Метавселенная ВДНХ 3.3 т

Как заявили TAdviser в «ЦОД БТС», федеральные органы власти в ходе заседания в целом поддержали проект эксперимента с использованием системы «Дигинавис». Однако поступило и значительное количество замечаний. В основном от представителей «специфичных» НИИ. Они затрагивали некоторые аспекты проекта и предполагали их детализацию. Так, например, замечания вызвало то, «какие данные кому передаются». Было отмечено, что необходимо более четко прописать данный процесс. Также замечания поступили к соответствию системы требованиям безопасности.

На основе замечаний, поступивших на заседании к проектам распоряжения и постановления правительства, компании экс-министра Никифорова - «Дигинавис», «ЦОД БТС» и «Проект 7» - дорабатывают данные документы. Через несколько недель доработанные документы организации планирует направить на повторное рассмотрение рабочей группе по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» НТИ.

19 июня 2020 года Николай Никифоров также рассказал телеграм-каналу «Нецифровая экономика» некоторые подробности предыстории создания системы.

«
Наша компания исходила из того, что появление тысяч беспилотных автомобилей на дорогах России неизбежно потребует создания некой цифровой платформы взаимодействия всех беспилотников со всеми регуляторами (Минтранс, ГИБДД МВД, ФСБ, МЧС и т.д.) этой сферы, причем, на федеральном, региональном и муниципальном уровне. И мы стали инициативно инвестировать в разработку такого решения, создали его и даже испытали интеграцию с несколькими участниками эксперимента. Мы назвали его «Центр организации движения беспилотных транспортных средств», - сказал каналу Николай Никифоров.
»

В «ЦОД БТС» внимание TAdviser обратили на то, что создание системы осложняет только отсутствие решения правительства относительно того, нужна ли такая государственная информационная система (ГИС) или нет. А телеграм-каналу экс-министр также заявил, что «у правительства есть очевидная развилка, как создать такую государственную информационную систему».

«
Выделить на создание системы бюджетные средства, деньги наших налогоплательщиков. Часто в таких случаях речь идет о сотнях миллионов и даже миллиардах рублей, да еще и приходится ждать несколько лет. Либо провести реальный эксперимент с использованием уже работающей платформы, получить опыт работы, в процессе этой работы прописать все регламенты, разобраться с тем, кто кому какие данные может и должен предоставлять, подготовить поправки в различные законы и другие нормативные акты, - рассказал каналу Николай Никифоров.
»

Со своей стороны экс-министр уверен, «что в такой технологичной и неизведанной теме как организация движения беспилотных транспортных средств нужно как раз идти по пути эксперимента». В случае его успешности - уже прописывать условия государственно-частного партнерства с обязательными условиями равного доступа всех участников рынка, вопросами использования собираемых данных и т.д. В «ЦОД БТС» считают, что эксперимент даст бесценный опыт как для государственных регуляторов, так и для участников индустрии беспилотного транспорта, заявили TAdviser в компании.

«
В ходе него мы сможем определить, какие данные можно и нужно предоставлять, чтобы оперативно снимать все возникающие сложности и как можно быстрее достичь комфортной и безопасной эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах нашей страны, - заверили TAdviser в «ЦОД БТС».
»

Говоря о разработке системы, в компании сказали, что взаимодействие беспилотников с регуляторами в ней еще пока не организовано. Причина тому - отсутствие соответствующей нормативной правовой базы. Вместе с тем, система уже располагает примерами некоторых интерфейсов для автоматической передачи необходимых данных бесплотниками регуляторам. В целом, как утверждают в «ЦОД БТС», технически система уже готова в значительной степени.

Объем дополнительного финансирования, необходимого для развития системы, в компании оценить затрудняются до момента проведения эксперимента и уточнения реальных требований от каждого из органов государственной власти.

«
В любом случае, мы считаем, что выделение бюджетных средств и реализация проекта по принципу государственного заказа будет дорогой, медленной и не вполне эффективной. Мы выступаем за государственно-частное партнерство, приглашаем к участию всех ключевых игроков рынка и готовы незамедлительно предоставить созданную платформу для реальной эксплуатации, - заявили TAdviser в «ЦОД БТС».
»

Николай Никифоров заявил телеграм-каналу «Нецифровая экономика», что в «ЦОД БТС» открыты к участию в его структуре акционеров «заинтересованных компаний».

«
Такие переговоры идут постоянно. Мы за то, чтобы вместе финансировать и разрабатывать это перспективное решение, - заявил каналу Николай Никифоров.
»

Примечательно, что в «ЦОД БТС» уже даже ждут, что ее акционерами станут «несколько ключевых индустриальных лидеров в области внедрения беспилотных автомобилей».

«
До принятия корпоративных решений не представляется возможным раскрыть перечень этих компаний. Такие переговоры ведутся, - проинформировали TAdviser в «ЦОД БТС».
»

По состоянию на 19 июня 2020 года, согласно данным системы «Контур.Фокус», экс-министр связи Николай Никифоров через свою компанию «Дигинавис» владеет в ЦОД БТС долей в 41%, еще 25% принадлежат ему через компанию «Проект 7», собственниками которой являются он сам и «Дигинавис». Доля «Ростеха» в совместном предприятии составляет 34%. «Дигинавис» при этом выступает управляющей компанией ЦОД БТС.

2019

Присоединение «Ростеха»

Госкорпорация «Ростех» вошла в капитал предприятия «Центр организации движения беспилотных транспортных средств», созданного в июле 2019 года экс-министром связи Николаем Никифоровым. Это следует из сообщения корпорации 12 сентября 2019 года.

По данным системы «Контур.Фокус», Никифоров через свою компанию «Дигинавис» владеет в ЦОД БТС долей в 41%, еще 25% принадлежат ему через компанию «Проект 7», собственниками которой являются он сам и «Дигинавис». Доля «Ростеха» в совместном предприятии составляет 34%. «Дигинавис» при этом выступает управляющей компанией ЦОД БТС.

Планируется, что в капитал компании войдут еще несколько участников, активно работающих в области беспилотных транспортных средств, сообщили TAdviser в «Ростехе».

Через две компании Николай Никифоров владеет 66% совместного предприятия с «Ростехом» (фото - ТАСС)

Как стало известно TAdviser в июле, после появления информации об учреждении Николаем Никифоровым «ЦОД БТС», организация готова выступить в качестве оператора программно-аппаратного комплекса для управления бесплотными транспортными средствами на земле и в воздухе, разработку которого осуществляет компания «Проект 7», в случае принятия соответствующих решений правительством РФ.

Проект, в рамках которого разрабатывает систему «Проект 7», предполагает также создание создание национального оператора с сетью диспетчерских центров на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Как заявили в «Ростехе», система уже протестирована несколькими российскими производителями беспилотных автомобилей. Какими именно в госкорпорации и ЦОД БТС не уточнили.

«
Две компании-оператора беспилотных автомобилей, которые проходили тестирование в городе Иннополис, инициативно выполнили интеграцию с системой и отработали сценарии информирования о начале и завершении движения, автоматического согласования маршрутов движения с учетом запрещенных и нежелательных зон и т.д.,- рассказали TAdviser в ЦОД БТС.
»

Результаты тестирования показали, что для отработки всех возможных сценариев взаимодействия в обычном режиме и в различных кризисных ситуациях необходимо провести полноценный эксперимент на основе нормативного акта правительства РФ. Помимо того, необходимо всесторонне вовлечь в него как заинтересованные федеральные и региональные органы государственной власти и местного самоуправления, так и различных производителей беспилотных систем автомобилей

Относительно объемов финансирования проекта в ЦОД БТС TAdviser информации не предоставили, заметив только, что разработка системы финансировалась и продолжает финансироваться компанией «Дигинавис». В «Ростехе» TAdviser добавили, что на этапе разработки у компании нет потребности в привлечении значительных инвестиций. Вложения потребуются ей на последующих этапах реализации проекта. При этом все учредители будут обсуждать наилучшие способы финансирования.

В «Ростехе» также обратили внимание на особенность проекта, заключающуся в обеспечении возможности организации движения беспилотников не только на земле, но и в воздухе. В госкорпорации также отослали к опыту ряда зарубежных стран, где ведутся разработки беспилотных летающих транспортных средств для 2-6 пассажиров. Эксплуатация такого транспорта, как отметили в «Ростехе», потребует автоматического режима взаимодействия беспилотников и системы организации воздушного движения.

«
Полноценное внедрение системы потребует в том числе существенной корректировки российской нормативной правовой базы в части автомобильного и воздушного движения. Соответствующие предложения будут вноситься в федеральные органы исполнительной власти по мере развития и апробации системы, - заявили в «Ростехе».
»

При этом в госкорпорации TAdviser уточнили, что внедрение подобной системы с параллельным развитием нормативной правовой базы займет не менее 3 лет. Ключевые госорганы, куда планируется направлять предложения по изменению законодательной базы, - ГУОБДД МВД,Росавиация, Минпромторг, Минтранс.

Внимания требует принятие закона «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Помимо того, ожидаются дальнейшие поправки в постановление правительства о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств в Москве, Татарстане, Санкт-Петербурге, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской областях, Чувашии, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Краснодарском крае.

Создание предприятия

В июле 2019 года экс-министр связи Николай Никифоров учредил в Иннополисе предприятие «Центр организации движения беспилотных транспортных средств» (ЦОД БТС), следует из данных системы «Контур.Фокус».

Как пояснил Никифоров изданию «Интерфакс», компания связана с созданием программно-аппаратного комплекса для управления бесплотными транспортными средствами на земле и в воздухе [1].

«
Разработку данного технологического решения осуществляет компания «Проект 7», учрежденная в 2018 году «Дигинавис». «Центр организации движения беспилотных транспортных средств» готов выступить в качестве оператора системы в случае принятия соответствующих решений правительством РФ, - проинформировали TAdviser в ЦОД БТС.
»

Изданию также сообщили, что разработка системы началась в конце 2018 года, после начала эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей в городе Иннополис.

Действующим аналогом разрабатываемой системы является разработка ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ», заявил «Интерфакс» Николай Никифоров[2]. Прототип системы уже создан, он разрабатывался «с нуля» чуть меньше года. Он пилотируется в реальных беспилотных автомобилях нескольких ведущих российских производителей. Каких именно экс-министр не сказал. Полноценный запуск системы с охватом как наземных, так и летательных беспилотников состоится в горизонте 5 лет.

Объем средств в разработку прототипа Никифоров не раскрыл, однако отметил, что для его создания использовались собственные средства «Дигинависа», привлеченные компанией в качестве займов.

Проект, в рамках которого разрабатывает систему компания экс-министра, предполагает создание помимо нее национальной системы диспетчерских центров. Согласно задумке, они будут осуществлять мониторинг и согласование движения беспилотников, изменения маршрутов поездок, получение данных о пассажирах и ДТП. В особых случаях, прописанных в законодательстве, работа беспилотников будет контролироваться дистанционно - например, в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

По данным источников «Интерфакса», «Дигинавис» ранее направил письма в ряд ведомств с предложением задействовать проект компании в эксперименте по опытной эксплуатации беспилотников в ряде регионов России. В Минтрансе изданию сказали, что в ведомстве не получали никаких предложений от Никифорова. В Минкомсвязи на момент публикации никакой информации изданию не предоставили.

«
Одновременно мы отрабатываем возможность реализации аналогичных проектов в других странах. Мы не замыкаемся на нашей стране как на единственном рынке, поскольку есть ощущение, что запустить легитимную работу такого «центра организации движения» в одной из зарубежных стран может получиться быстрее, чем в РФ, - отметил Никифоров.
»

Примечания