Рост популярности программного обеспечения, предоставляемого по модели SaaS, повлек за собой ряд предположений относительно новой модели, однако для многих компаний довольно сложно отделить правду от вымысла. Аналитики компании Gartner (досье) провели анализ пяти наиболее частых предположений относительно модели SaaS и определили их справедливость. По словам Роберта ДеСисто (Robert DeSisto), вице-президента и аналитика компании Gartner, в последние годы наблюдается рост рекламы решений, предоставляемых по модели SaaS. В результате появилось большое количество положительных и отрицательных, отзывов, а также ложных предположений вокруг данной технологии. Вследствие этого некоторые компании приняли решение о развертывании SaaS-решения, основываясь на этих ложных предпосылках.
Предположение 1. SaaS-решения являются менее дорогостоящими, чем «традиционное» программное обеспечение (on-premises).
Результат проверки. Эти оценки справедливы в течение первых двух лет, когда SaaS-приложения действительно имеют относительно низкую совокупную стоимость владения (TCO), поскольку они не требуют крупных вложений на покупку лицензий и поддержку инфраструктуры. Однако, начиная с третьего года и далее традиционное ПО, устанавливаемое на собственных серверах клиента, может оказаться менее дорогостоящим, учитывая перспективы дальнейшего использования.
Предположение 2. Программное обеспечение по модели SaaS быстрее развертывается, чем «традиционное» ПО.
Результат проверки. Это верно для простых SaaS-приложений, однако растущая сложность SaaS-приложений опровергает это утверждение. Поставщики часто обещают внедрить свое SaaS-приложение за 30 дней, однако на самом деле развертывание по модели SaaS может занять семь месяцев и более. Поскольку сложность бизнес-процессов и их интеграции возрастает, разрыв между SaaS-решением и «традиционным» ПО будет незначительным из-за того, что большая часть времени внедрения будет отведена под настройку и интеграцию, а эти процессы в равной мере трудоемкие для обеих моделей. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Предположение 3. SaaS оценивается как услуга.
Результат проверки. Не соответствует действительности в подавляющем большинстве случаев. Многие поставщики считают модель SaaS близкой к модели коммунальных платежей (за электроэнергию, воду и т.п.), поскольку компании платят только за то, что они используют. Однако в подавляющем большинстве случаев компании должны подписать заранее подготовленный контракт независимо от фактического использования системы. В некоторых случаях применение SaaS может оцениваться исходя из реальной нагрузки на систему (например, в электронной торговле - в зависимости от числа транакций), однако таких примеров меньшинство.
Предположение 4. SaaS не интегрируется с приложениями on-premises и/или источниками данных.
Результат проверки. Это не так. Существует два основных метода интеграции SaaS с приложениями on-premises и/или источниками данных. Первый способ основан на синхронизации, то есть на периодической загрузке изменившихся данных в SaaS-приложения. Второй метод заключается в интеграции в реальном времени с помощью веб-служб. Эти два способа могут быть совмещены, например при использовании триггера, который будет при наступлении определенного события запускать процедуры синхронизации. То же может быть осуществлено и по заданию пользователя.
Предположение 5. Модель SaaS предназначена только для автоматизации простых, базовых потребностей компаний.
Результат проверки. Это не совсем так. SaaS-приложения настраиваются на уровне метаданных, имеют широкие возможности, предполагают настройку платформы в качестве сервиса. Есть примеры полноценных отраслевых приложений, построенных по модели SaaS. Однако существуют сложные задачи, управление которыми требует комплексных решений.