Содержание |
Биография
Конец 2000-х: Начало карьеры "эксперта"
На экспертной арене Дмитрий Потапенко с конца 2000-х – ведет авторские программы на «Эхе Москвы», радио «Комсомольская правда» и «Серебряном дожде», участвует в различных телевизионных ток-шоу.
Он выступает на экономических форумах, издает книги и активно проводит семинары и мастер-классы, на которых учит предпринимателей, как эффективно управлять бизнесом. И везде неизменно критикует экономическую политику властей.
Большинство данных о предпринимателе можно почерпнуть исключительно из его слов. Так, «КоммерсантЪ» (01.09.12) сообщал о якобы полученном им дипломе MBA Университета штата Калифорния, «Мир карате» (21.12.06) сообщал о том, что он якобы двукратный чемпион мира по карате, при этом оговариваясь, что «неизвестно, по каким версиям Д. Потапенко стал чемпионом мира». Можно предположить только, что Потапенко успел поработать во многих местах, но нигде подолгу не задерживался. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Судя по его биографии, которая распространяется в Интернете, он был санитаром, телохранителем и даже директором казино, откуда, вероятно, его взяли сразу на должность вице-президента по продажам и маркетингу Grundig GmbH в странах Балтии. Но проверить весь этот набор сведений крайне сложно, как, например, сложно понять, являлся ли Потапенко действительно серьезным управляющим «Пятерочки» или всего лишь отвечал за раскладку товаров по полкам магазина.
2015: Речь на МЭФ
Наибольшую известность Потапенко принесла эпатажная речь на Московском экономическом форуме (МЭФ) в декабре 2015 года, где он жестко раскритиковал продуктовое эмбарго и систему «Платон».
Буквально через пару месяцев уже был объявлен целый «антикризисный тур» едва ли не по десятку городов России. Как писало издание Ruposters.ru, VIP-билеты, которые давали желающим возможность пообщаться с «великим экономическим экспертом» за ужином и выпить кофе, продавались по 25 тыс. руб. Участие же в семинаре с обычным кофе-брейком обходилось поклонникам предпринимателя в 10 тыс. руб. С тех пор анонсы мероприятий, организуемых Потапенко, появлялись регулярно. В Интернете можно найти приглашения на мастер-класс Потапенко в минувшем сентябре в Томске.
В последующие годы Потапенко стал завсегдатаем МЭФ на пару с экс-кандидатом в президенты от КПРФ Павлом Грудининым.
Потапенко пытался организовывать и более массовые мероприятия со своим участием. Можно найти, например, что «фонд стратегического управления» Management Development Group Inc. анонсирует в регионах России форумы для предпринимателей и представителей некоммерческого сектора.
Интересно, что в то время, когда Дмитрий Потапенко в качестве бизнес-тренера активно обучает молодых предпринимателей, как эксперт изданию «Деловой квартал» (02.10.17) он, например, утверждал, что привлечение специалистов по тренингам – «пустая трата денег или времени, как и попытка научиться бизнесу в вузе». Тем не менее сам он все больше предпочитает учить других и на сайте пензенского центра научно-практического сопровождения «Максимум» (гендиректором названа его жена Елена) значится среди тренеров.
Противоречивость высказываний Дмитрия Потапенко можно назвать его «фирменным знаком».
«За слово «стартап» я бы уже казнил давно – причем желательно прилюдно», – приводится цитата Потапенко на его сайте. Но при этом он рассказывает, что регулярно и не первый год «отсиживает не в одном жюри» по отбору, видимо бесполезных, стартапов.
«Трижды? Вы уж как-то определитесь, чтобы с этой овцы взять только одну шкуру», – возмущался эксперт на МЭФ, убеждая, что нигде в мире, кроме России, не берут с транспортных компаний одновременно три налога. «Честно говоря, удивительно, что предприниматель, ведущий девять лет бизнес в Европе, не знает, как обстоят дела с налогами и сборами там», – комментировали пользователи соцсетей, имеющие бизнес за рубежом. В пример приводили Германию и ту же Чехию, где также действуют три налога, которые выше, чем в России.
2016: Третий в федеральном списке "Партии Роста" на выборах в Госдуму
Обычно тоном, не терпящим возражений, Потапенко подвергает обструкции любые экономические шаги государства. Самомнение эксперта при общении с аудиторией кажется при этом зашкаливающим, и Потапенко ведет себя так, что создается впечатление, что он выступает не перед умными людьми, а перед стадом баранов. Потапенко на его сайте также назван «общественным омбудсменом по микробизнесу и самозанятым», однако чем конкретно он помогает предпринимателям, кроме разговоров о том, что во всем виноваты чиновники, неизвестно. Зато, создав себе реноме экономиста-оппозиционера, эксперт теперь режет правду-матку и с политической трибуны: в 2016 году он баллотировался в Госдуму от Партии роста Бориса Титова – был третьим в федеральном списке.
По данным на сайте ЦИК РФ, опубликованным в 2016 году, Потапенко указал всего 650 тыс. руб., полученных от одного из федеральных СМИ, и около 3 млн руб. вкладов, разложенных по девяти банкам. В декларации фигурировали и акции, в том числе и компаний МДГ и «Практикер Ритейл ГМБХ», а также две совершенно обычные квартиры, два автомобиля и мотоцикл.
2018
Подозрения СМИ в отсутствии у Потапенко заметного бизнеса
В 2018 году сразу несколько СМИ заподозрили, что у Дмитрия Потапенко, представлявшегося успешным ретейлером и знатоком экономических реалий, результаты собственного бизнеса не такие идеальные, как могла бы предположить публика. Кроме того, журналисты ставят вопрос и о возможных нарушениях налогового и валютного законодательства.
Потапенко критикует работу госорганов, отдельных министров, премьера и президента, открыто подвергая сомнению их компетенцию. Но в этих речах гораздо больше хайпа, чем экономических обоснований. К примеру, в 2018 году он уличал правительство в том, что оно ведет переговоры с нефтяными корпорациями, вместо того чтобы волевым решением приостановить рост цен на бензин. Такие рассуждения человека, представляющегося экспертом в экономике, могут казаться либо чистым популизмом, либо демонстрацией абсолютной некомпетентности в этом вопросе. Но экономические обоснования, похоже, Потапенко и не нужны. Ведь медийная аудитория лучше всего потребляет агрессивную и бездоказательную критику. Чем ее больше, тем больше шансов у эксперта создать себе образ «специалиста», а значит, подвигнуть предпринимателей заплатить за участие в бизнес-тренингах новоявленного экономического гуру.
Потапенко утверждает, что ведет бизнес в Чехии, Болгарии, Бельгии и даже в Китае. В частности, как отмечает Infox.ru (14.12.18), он называет себя основателем и управляющим партнером компании Management Development Group Inc. (MDG), представляющей, как он сообщал «Деловому кварталу» (20.04.16), различные торговые бренды, как, например, «Гастрономчикъ», «Продэко», «Марка». Однако, по данным Infox.ru, зарегистрирована была MDG в 2008 году, а не в 2005-м, как утверждал Потапенко.
«Олегу Тинькову Потапенко в 2012 году рассказывал в интервью, что… работают в этой компании 7,5 тыс. человек… В выписке из официального реестра Чехии указано, что число сотрудников MDG равно нулю, так что если люди и трудятся в этой компании, то, видимо, делают это инкогнито. В 2014 году они так и не решили рассекретиться: в выписке за этот год… количество сотрудников в компании опять же указано нулевое». Издание проверило и приведенный Дмитрием Потапенко факт о том, что в 2008 году чистая прибыль его «международной группы» составила почти 400 млн руб. Однако коммерческий реестр Чехии, согласно данным издания, дает другие цифры: «Если им верить, то оказывается, что никакой прибыли MDG в 2008 году не принесла. Мало того – ее операционный убыток составил 90 тыс. крон», – пишет Infox.ru.
Всплыли и некоторые подробности «успешного» бизнеса Потапенко за рубежом. «Комсомольская правда» (22.12.18), например, пишет, что у его фирмы оформлена «регистрация по адресу квартиры» в Праге. Если это так, то налицо обычная схема приобретения недвижимости в Чехии, хорошо известная всем риелторам. Но это выглядит как-то мелко на фоне громких заявлений о том, что MDG – это «фонд стратегического управления крупными промышленными, производственными предприятиями и сетями». Так фирма Потапенко позиционируется на ее сайте, который представляет собой одну-единственную страницу с указанием телефонов в Москве и почему-то в Лондоне и изображением различных логотипов. В том числе сети «Пятерочка», работа Потапенко в которой была, видимо, настолько «продуктивной», что один из основателей ретейлера Андрей Рогозин, как писало издание Sales Business, предпочитает не беседовать о бывшем сотруднике.
В России популярный эксперт и бизнес-тренер также является учредителем ряда коммерческих структур.
«Из десяти компаний, прямым учредителем и руководителем которых значится Потапенко, в реальности функционируют лишь три: вышеупомянутая MDG, ООО «Практикер Ритейл ГмбХ» и фермерское хозяйство, занимающееся выращиванием однолетних культур. Однако прибыли они, как ни странно, не приносят, – пишет Infox.ru. – У «Практикер Ритейл ГмбХ» (сотрудники – 1 человек) имеется налоговая задолженность; предприятие убыточно. ООО «Тайм», дочерняя компания MDG, также имеет проблемы с налогами, проблемы из-за неисполнения обязательств по договорам поставки и даже несколько прекращенных либо частично выполненных государственных контрактов. ООО «Ледово», существуя под учредительством ООО «Менеджмент Девелопмент Групп», в 2010–2013 годах два раза было на грани банкротства»[1].
Уже не первый год продаются и книги эксперта о том, как делать бизнес в России. В розничных сетях их можно купить по цене более 400 руб.
Потапенко предлагает перечислять деньги на электронный кошелек на поддержку его проектов.
Ведущий на радиостанции «Серебряный дождь»
С 2018 года ведет программу «Потапенко будит!» на радиостанции «Серебряный дождь».
2021: Снятие с выборов в Глсдуму по иску ЦИК
Верховный суд РФ в сентябре 2021 г снял с выборов в Государственную думу кандидата от Российской партии свободы и справедливости (РПСС) бизнесмена Дмитрия Потапенко, его регистрация отменена. Решение было принято по иску Центральной избирательной комиссии.
Причиной обращения ЦИК России в суд послужило владение Дмитрием Потапенко ценными бумагами следующих иностранных компаний: AT&T; Apple; Bank of America Corporation; CBOM Finance P.L.C.; Chevron Corporation; Citibank; FinEx Investment Management LLP; Ford Motor Company; Gaz Finance Plc.; General Electric Company; Pfizer; Tesla; The Procter & Gamble Company; Viatris Inc.; Polymetal International Plc.; Yandex; Jacobs Engineering Group Inc.