Содержание |
Основная статья: Музыка в России в XVIII веке
Карьера Томаззо Траэтты (1727-1779) развивалась не в публичных венецианских театрах, а при франкофильских дворах - в Парме, Турине, Мангейме, Вене. Его ценили в узком кругу изысканных европейских дворов, полагавших, что итальянская серьёзная опера уже исчерпала себя и нуждается в изменениях, в возвращении к античным идеалам и усвоении опыта французской музыкальной трагедии.
К концу 1760-х годов за ним прочно закрепилась репутация оперного реформатора. В отличие от Кристофа Виллибальда Глюка, он не оставил каких-либо манифестов с изложением своих взглядов на пути развития жанра оперы, зато успел создать немало сочинений в новой манере. Традиционные нормы итальянской оперы-сериа в них сочетались с приёмами, заимствованными из французской лирической трагедии: выразительной декламацией в речитативах, большими хоровыми сценами, балетными номерами.
1768: Главный капельмейстер Екатерины II
В 1768 году в должности главного придворного капельмейстера Екатерины II Бальдассаре Галуппи сменил Томмазо Траэтта, в то время один из самых видных представителей неаполитанской оперной традиции. Каким образом он был приглашён на смену знаменитому венецианцу остаётся только гадать. Во многом Траэтта был противоположностью своего предшественника.
Приглашение Траэтты в Петербург сразу же поставило российскую столицу в ряд самых крупных оперных центров, которым не чужды были оперные эксперименты. Вряд ли Екатерина II сознательно реализовала в данном случае какую-то особую эстетическую стратегию, скорее всего, роль сыграла известность Траэтты в Европе и - не в последнюю очередь - политические интересы. Семилетняя война (1756-1763) привела к дипломатической революции: распались старые и образовались новые "антипрусские" союзы, причём все - с участием Франции, чья роль быстро и значительно выросла. Для дальновидной российской императрицы, имевшей давние связи с Францией, итальянский композитор с "галльским" уклоном при дворе был как нельзя кстати[1].Метавселенная ВДНХ
Согласно гипотезе музыканта и исследователя Андрея Пенюгина, Томмазо Траэтта первым использовал в партитуре рога. Так, в финальной сцене его оперы "Антигона" есть два очень странных фрагмента. Посреди всеобщего ликования появляется небольшой минорный эпизод для трёх голосов. Голоса в партитуре обозначены как Corni di Bosco. Т.е. либо лесные, либо деревянные. Вероятно, речь идёт о деревянных рогах, раструбы которых заключены в резонаторный ящик (такую конструкцию описывал Штелин). Таким образом Траетта мог намекнуть, что счастливый финал Антигоны в либретто Кольтеллини - только маска, скрывающая трагический финал.
Траэтта проработал в России до 1775 года.
В 1779 году композитор скончался.
CD с музыкой XVIII века
Примечания
- ↑ Павел Луцкер, Ирина Сусидко "Итальянская опера в эпоху Екатерины II". "Театрократия", М., 2022 г, с. 49-50