Заказчики: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (ФГБУ ФБ МСЭ) Москва; Фармацевтика, медицина, здравоохранение Подрядчики: Программный Продукт Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)Второй продукт: Проекты ИТ-аутсорсинга Дата проекта: 2013/03 — 2017/09
|
Технология: Информатизация госфункций
Технология: ИТ-аутсорсинг
|
Содержание |
Компанией "Программный Продукт" выполнен проект по развитию и сопровождению Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системы по проведению медико-социальной экспертизы.
Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ) является типовой информационной системой, эксплуатируемой во всех федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы на территории Российской Федерации.
Система предназначена для автоматизации процессов, связанных с предоставлением государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, определением уровня и причин инвалидности в рамках государственного статистического наблюдения за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи информационного обеспечения реабилитации инвалидов
- Совершенствование системы учета структуры, динамики и категорий инвалидности на основе использования и совершенствования Единой вертикально-интегрированной информационно-аналитической системы МСЭ и учетно-отчетных форм статотчетности[1]
- Создание физической и информационной доступности экспертных, реабилитационных и ситуационных услуг (сокращение пути инвалида)
- Совершенствование межведомственного взаимодействия с использованием портала Госуслуг
- Анализ проведенных мероприятий по реализации ИПРА/ПРП
2020 год
Пройденный путь
- 2011 Обеспечен прием заявлений в электронном виде с ЕПГУ («с нуля»)
- 2012 Создание Единой вертикально-интегрированной ИАС МСЭ (инструмент повседневной работы)
- 2013 Внедрение Единой вертикально-интегрированной ИАС МСЭ во всех ГБ МСЭ по субъектам Российской Федерации, с 01.01.2014 штатный режим функционирования во всех субъектах (84 ГБ МСЭ, ~ 2100 филиалов)
- 2017
- Обеспечение передачи электронных документов во ФГИС ФРИ через СМЭВ-3 с 10.01.2017
- Завершение построения Защищенной сети передачи данных учреждений (ЗСПД МСЭ)
- С 2019
- Все документы МСЭ порождаются в электронной форме
- Большинство из них подписывается электронной подписью
- Достигнута готовность для перехода к полностью электронному ДО (отказ от бумаги)
2018 год
Планы
- переход на взаимодействие с исполнителями ИПРА/ПРП исключительно через ФИГИС ФРИ;
- повсеместная работа бюро МСЭ в едином информационном пространстве;
- продолжение работ по импортозамещению в части рабочих мест пользователей;
- совершенствование сводно-аналитической системы на основе ЕАВИИАС и Информационного ресурса (электронного архива);
- развитие технологической и информационной составляющих Портала МСЭ
В декабре 2017 года создана ЗСПД в полном объеме – в 1 кв. 2018 переход на централизованный вариант по всем ФКУ ГБ МСЭ Минтруда России.
Переход на новую СУБД
Основные задачи при переходе на новую СУБД в ИС[2]
- Проведен анализ необходимости корректировки бизнес-процессов (слоя бизнес-приложений) при переходе на новую СУБД (изменены хранимые процедуры и правила работы с ними, выполнены корректировки commit/rollback транзакций, изменена работа с индексами и курсорами и т,д.)
- Выполнен анализ и уточнен механизм обеспечения информационной безопасности.
- Разработаны и оттестированы процедуры миграции данных, в ноябре-декабре 2017 года проведена пилотная миграция данных, на 1 кв.2018 года намечена миграция остальных ГБ МСЭ:
- выполнено соблюдение правильной последовательности переноса данных, ссылочной целостности, предусмотрены специальные механизмы для высоконагруженных транзакционных систем, работу которых нельзя остановить
- разработаны механизмы проверки целостности и полноты миграции.
- Необходимо было решить проблему балансировки нагрузки для кластеризации БД на нескольких серверах.
- Выполнена перенастройка сервисных процедур обслуживания (администрирования) БД (плана резервировного копирования, обновления индексов, особенностей полнотектового поиска)
- Решается задача определение срока хранения бэкапов старой БД и получения из нее данные при необходимости.
- В течении 1 квартала 2018 года придется поддерживать параллельную работу в двух БД, что ведет к росту необходимых ресурсов.
Анализ использования отечественного ПО на рабочих местах пользователей ЕАВИИАС
В сентябре-декабре 2017 на базе ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России проведено тестирование на совместимость пользовательского окружения на основе программных продуктов российских разработчиков:
Основные результаты тестирования
1. Тестирование проведено согласно базовому сценарию работы с ФГИС ЕАВИИАС МСЭ путем запуска в Wine:
- клиент ЕАВИИАС МСЭ запускается и подключается к базе данных и серверам управления;
- вносятся данные в форме освидетельствования;
- формируются выходные документы;
- печатные документы сохраняются в формате .docx
- происходит открытие в редакторах МойОфис печатных документов, не содержащих парольной защиты от несанкционированного редактирования При тестировании выявлены ошибки:
- печатные формы в формате .docx, содержащие парольную защиту от редактирования не открываются редактором текста МойОфис Стандартный
- отмечены сбои в работе модуля построения статистических отчетов по форме госотчетности «7-собес»
2.Тестирование ПО VipNet CSP проводилось путем установки драйверов на клиентского клиентское (для USB-токена JaCarta (ЗАО Аладдин РД)). Версия ПО Единый клиент JaCarta под Linux выйдет во второй половине 2018 года. Сертифицированная версия VipNet CSP для ОС Linux планируется в конце 3 квартала 2018 года. Аналогичная ситуация и со средствами защиты информации для платформ Windows и Linux - Dallas Lock. Сертификация продукта с ОС Базальт намечена на 3 квартал 2018 года.
Метавселенная ВДНХ
Общие выводы
- Эксплуатация тестируемой конфигурации отечественного программного обеспечения возможна в функционирующей ФГИС ЕАВИИАС МСЭ (Системе), но целесообразна только после проведения переработки клиентского рабочего места с использованием технологии тонкого клиента, т.к. работа под Wine вызывала определенные риски в связи с использованием посредника такого типа (в части надежности и производительности) и в связи с необходимостью доработки Wine под технологию внесения релизов ПО (релизы в Систему вносятся 1-3 раза в квартал).
- Внедрение среды отечественного программного обеспечения в состав продуктивной среды Системы возможно осуществить исключительно после завершения сертификации средств защиты информации (VipNet csp и DallasLock) со всем используемым комплектом ПО.
- До начала внедрения необходимо осуществить длительное нагрузочное тестирование собранного комплекса клиентского программного обеспечения (клиент ЕАВИИАС МСЭ, ОС Базальт, офисный пакет МойОфис, системное программное обеспечение (драйверы принтеров и сканеров), клиентское ПО средств НСД и антивируса Касперский).
- Необходимо создать эффективную технологию обучения пользователей Системы и технологию дистанционной установки ПО на рабочих местах.
- Замену ПО на клиентских местах целесообразно начинать при поставке новых компьютеров для рабочих мест, т.к. на текущий момент все рабочие места обеспечены лицензионным ПО.
2011-2017 годы
- Начало разработки – 2011 год;
- Начало опытной эксплуатации в ФГБУ ФБ МСЭ- 2012 год;
- Начало постоянной эксплуатации – 2013 год;
- Эксплуатация во всех ФКУ ГБ МСЭ с оформлением ВСЕХ документов в электронном виде – 2014 год.
- Итого к 01.11.2017 в БД ЕАВИИАС собрана информация о 5.7 млн.инвалидов,
- в Информационном ресурсе (эл.архиве) – 7.5 млн. архивных записей.
Нормативные акты по ФГИС ФРИ 2016 года:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. №674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. №1506-р (концепция создания, ведения и использования ФГИС ФРИ)
Основная статья Информационные технологии в Пенсионном фонде РФ и Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО).
В 2016 году выполнен проект по развитию и сопровождению Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системы по проведению медико-социальной экспертизы.
Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ) является типовой информационной системой, эксплуатируемой во всех федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы на территории Российской Федерации.
Система предназначена для автоматизации процессов, связанных с предоставлением государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, определением уровня и причин инвалидности в рамках государственного статистического наблюдения за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории Российской Федерации.
Архитектура и функционал ЕАВИИАС МСЭ
Основными принципами формирования индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) являются:
- индивидуальность,
- непрерывность,
- последовательность,
- преемственность,
- комплексность,
которые должны быть реализованы в процессе межведомственного взаимодействия при оказании реабилитационных услуг конкретным инвалидам.
Работы, выполняемые в ФГИС ЕАВИИАС в 2017 году
- Отлажена работа с электронной подписью
- Подключена ФГИС ЕАВИИАС МСЭ к СМЭВ с января 2017 года
- Завершить построение ЗСПД МСЭ до уровня бюро в декабре 2017
- Перейти с СУБД MS SQL на СУБД PostgreSQL с размещением БД в ГБ МСЭ в декабре 2017
Примечания
- ↑ Из презентации 2017 года "ЕАВИИАС - технологическая основа организации процессов деятельности медико-социальной экспертизы. Опыт 4 лет эксплуатации и перспективы развития." О.В.Симаков, к.т.н., доцент, Заместитель руководителя по информационным, член Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения
- ↑ Данные презентации "Импортозамещение для эксплуатируемой в непрерывном режиме вертикально-интегрированной государственной информационной системы" О.В.Симаков, к.т.н., доцент Заместитель руководителя по информационным технологиям, 14.02.2018 Импортозамещение 2018: реальный опыт