Заказчики: Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) Продукт: Честный ЗнакДата проекта: 2021/02
|
Содержание |
БАД (биологически активные добавки)
Основная статья: БАД (биологически активные добавки)
2023: Мишустин назначил Роспотребнадзор контроллером маркировки БАДов
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым назначил Роспотребнадзор контроллером маркировки биологически активных добавок (БАД) в России. Соответствующий документ на официальном портале правовых актов был опубликован 10 августа 2023 года.
Согласно распоряжению правительства, Роспотребнадзор будет проводить мониторинг темпа легализации рынка БАДов, снижения объема оборота продукции с истекшим сроком годности, а также товаров с отозванными свидетельствами госрегистрации. Еще один показатель – снижение оборота БАДов, в состав которых входит заниженное количество сырья животного происхождения.
Документ в подписан в преддверии обязательной маркировки БАДов, которая вводится 1 сентября 2023 года. Под нее попадает 21 категория продукции, в том числе природные и синтезированные витамины и их производные, провитамины, смеси витаминов и минеральных веществ и другие БАДы. По данным Минпромторга, в эксперименте приняли участие 1,6 тысячи компаний, занимающихся оборотом БАДов.
В августе 2023 года Правительство РФ также утвердило показатели оценки эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с использованием данных и инструментов государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ). Показатели касаются в том числе БАДов. Как сообщили в Минпромторге, утвержденные КПЭ (ключевые показатели эффективности) направлены на достижение эффектов по двум основным направлениям противодействия незаконному обороту продукции: легализация (обеление) рынка и контроль качества и безопасности продукции - выявление в обороте товаров с неподтвержденными качественными характеристиками и разрешительными документами.CommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.08.2023 № 2137-р
2022
Производители БАДов будут получать до 50 млн рублей от ФРП на закупку оборудования для цифровой маркировки
Производители БАДов в России смогут получать до 50 млн рублей от Фонда развития промышленности (ФРП) на закупку оборудования для цифровой маркировки своих изделий. Речь идет о льготных займах под 1% на два года, сообщил 16 сентября 2022 года заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак в ходе выездного совещания Минпромторга РФ по вопросу маркировки средствами идентификации биологически активных добавок к пище.
Как и для остальных производителей, кто уже сейчас участвует в системе маркировки, для товарной группы БАД мы планируем предоставлять из Фонда развития промышленности льготный заем, - сообщил он. |
По словам Шпака, все производители, которые начали участвовать в системе маркировки, отмечают ее эффективность и для развития бизнеса, и для потребителей. Эксперимент по добровольной маркировке БАДов проводится с 1 мая 2021 года. С 1 апреля 2023-го производители будут обязаны наносить цифровые коды маркировки на каждую единицу продукции. По словам Шпака, работу по оснащению производства оборудованием для маркировки нужно начинать за полгода до плановой даты.
Заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов заверил в наличии запасов необходимого оборудования.
Данные запасы рассчитаны не менее чем на полгода и постоянно пополняются. Поэтому никаких проблем с оборудованием на рынке нет и не прогнозируется, — сказал он. |
К середине сентября 2022 года в в эксперименте по маркировке БАДов участвуют около 2,5 тысячи организаций, из которых 167 являются производителями БАДов, 163 – импортерами. Уже выпущено более 18 млн кодов маркировки, апробирована большая часть технологических и бизнес-процессов, учитывающих специфику производства и оборота БАДов. [1]
Минпромторг утвердил обязательную цифровую маркировку БАДов
В августе 2022 года стали известны сроки введения обязательной цифровой маркировки биологически активных добавок к пище — с 1 апреля 2023 года.
Установить, что участники оборота биологически активных добавок к пище <...>, осуществляющие ввод в оборот указанных биологически активных добавок к пище, наносят средства идентификации на потребительскую упаковку, в том числе посредством нанесения этикетки на такую потребительскую упаковку, содержащей средство идентификации, указанных биологически активных добавок к пище и представляют в информационную систему мониторинга сведения о нанесении средств идентификации и вводе в оборот указанных биологически активных добавок к пище в соответствии с правилами, утвержденными настоящим постановлением, с 1 октября 2022 г., — говорится в документе, опубликованном на портале проектов нормативных правовых актов. |
Также устанавливаются сроки для предоставления сведений об обороте и выводе из него: с 1 сентября 2023 года для розничной торговли, с 1 ноября 2023 года - для оптовой торговли в рамках объемно-артикульного учета, и с 1 марта 2025 года - для оптовой торговли в рамках поэкземплярного учета.
К августу 2022 года в России проходит эксперимент по маркировке БАДов. В нем участвует более 1 тыс. компаний, из них 83 — производители и 101 — импортеры.
1 марта 2023 года в России планируют начать маркировать детскую питьевую воду по системе «Честный знак». Об этом в августе 2022 года рассказала директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Екатерина Приезжева.
Сейчас такая вода исключена из маркировки, но, как показала практика, к сожалению, недобросовестные участники пользуются этим исключением для того, чтобы уйти от маркировки, — сказала она (цитата по ТАСС). [2] |
2021
Почти половина участников объединения производителей БАДов - участники эксперимента по маркировке
С 1 мая 2021 года стартовал эксперимент по маркировке БАД к пище, который продлится до августа 2022 года. Крупнейшие участники объединения, контролирующие до 40% аптечного рынка БАД, уже заявили о своем намерении принять участие в эксперименте, сообщили 25 мая 2021 года в «Союзе производителей БАД к пище».
Как заявил исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» Александр Жестков, «Свое участие в эксперименте уже подтвердили такие бренды, как Sun Pharma, Эвалар, Amway, Queisser Pharma, VPlab nutrition и другие».
Эксперимент пройдет в несколько этапов: сначала он затронет только производителей, затем подключатся дистрибьюторы, затем розничные сети. До 15 июля, согласно постановлению правительства, будут разработаны и утверждены Минпромторгом совместно с Роспотребнадзором методические рекомендации по нанесению маркировки, а также разработан точный план-график проведения эксперимента. Первые промежуточные итоги эксперимента будут подведены до 30 ноября 2021 года.
По словам Жесткова, маркировка БАД к пище вводится для обеспечения прозрачности на рынке. С одной стороны, с помощью специального приложения «Честный Знак» покупатель сможет получить достоверную информацию о товаре в любой точке товаропроводящей цепи. С другой, маркировка позволит снизить уровень нелегального оборота и предотвратить «переливы» продукции на рынке.
Александр Жестков также рассчитывает, что введение маркировки станет определенным инструментом для получения аналитических данных: «Последние несколько лет активно развивается e-comm канал продаж, по которому отсутствует консолидированная аналитика. Надеюсь, что с введением маркировки производители смогут увидеть данные об обороте своих товаров и расширят возможности по анализу и прогнозированию в digital-сегменте». |
«Рынок БАД активно развивается, растет количество компаний, поставляющих свою продукцию на рынок, развиваются каналы продаж. В этих условиях критически важно создать действенную систему контроля качества продукции. Маркировка позволит сократить долю некачественной и небезопасной продукции и защитить интересы потребителей. ЦРПТ ведет работу с производителями и готов разработать различные способы нанесения кодов, оптимальные для разных типов компаний для их комфортной интеграции в систему», – отметил заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов. |
На май 2021 года саморегулируемая организация «Союз производителей БАД к пище» (СРО СП БАД) объединяет 30 российских и иностранных компаний, производителей БАД и другой специализированной пищевой продукции.
Определение сроков эксперимента по маркировке БАДов
В России с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года пройдет эксперимент по маркировке биологически активных добавок к пище. Соответствующее постановление правительства опубликовано 4 мая 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации.
На май 2021 года ЦРПТ проводит работу с производителями БАДов, со своей стороны мы готовы к старту эксперимента. В рамках эксперимента будут вырабатываться оптимальные технические решения, в том числе по использованию уже имеющегося оборудования и интеграции информационных систем. Эксперимент добровольный. За счет внедрения маркировки БАД и сокращения нелегального оборота добросовестные производители смогут увеличить долю рынка, а соответственно и свою прибыль. Маркировка — это не просто нанесение кода, а цифровая прослеживаемость по всей цепочке от производителя до прилавка. Она отсекает продукцию непонятного происхождения из магазинов, - отмечает руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Егор Жаворонков. |
Планы старта маркировки БАДов
8 февраля 2021 года стало известно о предстоящем введении цифровой маркировки биологически активных добавок (БАД). Соответствующий эксперимент начнется 1 апреля 2021 года и продлится до 1 марта 2022-го.
В перечень продукции, подлежащей маркировке в рамках эксперимента, будут включены смеси витаминов и минеральных веществ, предназначенные для сбалансированного дополнения к питанию, рыбий жир, желатин и его производные, пастилки от боли в горле и таблетки от кашля и др.
Участвовать в эксперименте компании смогут на добровольной основе. Для этого им необходимо подать заявку в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Минпромторгом и Роспотребнадзором.
В целях отработки задач эксперимента на производственных площадках производителей, в том числе по выбору оптимальных технологий нанесения средств идентификации, на период проведения эксперимента его участникам будет бесплатно предоставлено специализированное оборудование.
Минпромторг должен до 15 июля 2021 года разработать и утвердить методические рекомендации и план-график проведения эксперимента, а также требования к информационной системе и информационной безопасности. Доклады по результатам эксперимента должны быть представлены в Правительство РФ до 1 февраля 2022 года.
Отмечается, что Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) будет осуществлять функции оператора информационной системы при проведении данного эксперимента. ЦРПТ уже отвечает за маркировку лекарств.
Распространить обязательную маркировку на биологически активные добавки ранее предлагал Роспотребнадзор. Глава ведомства Анна Попова поясняла, что маркировка необходима из-за того, что на потребительском рынке присутствует фальсифицированная и контрафактная продукция. Маркировка позволит сократить незаконный оборот продукции, заверила она.[3]
Система тотального контроля товарооборота
- Государственная информационная система маркировки товаров
- Система мониторинга контрафактных товаров
- Национальная система прослеживаемости товаров (НСП)
- ЦРПТ: Национальный каталог
- Система учета (маркировка) табачной продукции
- Мониторинг движения лекарственных препаратов
- Цифровая маркировка БАДов
- Цифровая маркировка обувных товаров
- Маркировке минеральной и питьевой бутилированной воды
- Маркировка молочной продукции
- RFID-маркировка алкоголя в России
- Маркировка парфюмерии
- Государственная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК)
- Маркировка шуб и изделий из меха
- Маркировка животных