Заказчики: Росморпорт ФГУП Подрядчики: Ситроникс (Sitronics) Дата проекта: 2024/04
|
Содержание |
2024
17 российских портов переводят на отечественное ПО за 1,4 млрд рублей
В конце мая 2024 года ФГУП «Росморпорт» определило двух российских разработчиков для внедрения систем управления движением судов (СУДС) в 17 портах страны. Тендер был призван найти отечественную альтернативу решениям компании «Транзас», права на которые были утрачены после ухода финского концерна Wartsila с российского рынка.
По итогам конкурса петербургское ЗАО «Институт телекоммуникаций» получило контракты на внедрение СУДС в 12 портах за 864 млн рублей. АО «Ситроникс» из Москвы будет отвечать за 5 портов, заключив контракт на 800 млн рублей. Первоначально предполагалось, что все работы достанутся одному исполнителю, но в результате конкуренции образовалось два центра компетенций.
Закупка СУДС была разделена на 3 лота. На первые два поступили заявки от обеих компаний, но «Институт телекоммуникаций» предложил более низкие цены и выиграл контракты для портов Дальнего Востока и Северо-Запада. Третий лот с портами Юга России достался «Ситрониксу» как единственному участнику.
В «Институте телекоммуникаций» пояснили, что сознательно не подавали заявку на южный лот из-за возможных сложностей с организацией работ в условиях курортного сезона и проведения СВО. При этом компания уже выполняет госконтракт по переводу СУДС в Ростове-на-Дону на сумму около 300 млн рублей.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Программные решения обоих разработчиков работают под управлением российских операционных систем, адаптированы для бесшовного перехода портов на новое ПО и интегрированы с существующей инфраструктурой. Все продукты прошли необходимую сертификацию.
До 2022 года рынок портовых СУДС в России полностью контролировала компания «Транзас». После ее покупки финским Wartsila и последующего ухода концерна с российского рынка из-за СВО, права на ПО «Транзаса» оказались утрачены. Это вынудило «Росморпорт» искать новых поставщиков программного обеспечения.[1]
Тендер на переход на отечественное ПО
27 марта 2024 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» опубликовало тендер по переводу системы управления движением судов (СУДС) с зарубежного программного обеспечения на отечественное. В общей сложности на эти работы выделяется более 2,1 млрд рублей.
Тендер разделен на три части. Один из контрактов стоимостью 631,12 млн рублей предусматривает импортозамещение СУДС во Владивостоке, Находке, Ванино, Де-Кастри, Магадане и в заливе Анива. На аналогичные работы в Петербурге, Высоцке, Приморске и Калининграде будет потрачено приблизительно 724,11 млн рублей. Еще 799,69 млн рублей выделяется на внедрение отечественного ПО в Новороссийске, Керченском проливе, Туапсе, Севастополе и Феодосии.
Целью масштабного проекта заявлено обеспечение технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ. По состоянию на апрель 2024-го в большинстве портов в России применяется софт, созданный петербургской компании «Транзас», права на который принадлежат финской структуре Wartsila. В сложившейся геополитической обстановке Wartsila ушла с российского рынка, а поэтому назрела необходимость замены указанного ПО отечественными аналогами.
Работы будут осуществляться в три этапа. На первом исполнителю необходимо разработать, согласовать с заказчиком и перевыпустить откорректированную техническую документацию. Вторая фаза предусматривает монтаж и установку необходимого оборудования и ПО, миграцию исторических данных из существующей базы на новую отечественную платформу и интеграцию с существующими информационными системами. Третий этап — пуско-наладочные работы и обучение персонала. После отключения используемого ПО и оборудования должна быть обеспечена работоспособность новой СУДС.[2]