2024/11/27 15:29:18

Автомобильные заправочные станции (АЗС) в России


Содержание

История

2024

«Лента» запустила свою сеть автозаправок

В конце ноября 2024 года компания «Лента» открыла первую автозаправочную станцию на территории своего распределительного центра под Санкт-Петербургом. Это решение стало частью стратегии по оптимизации логистических процессов компании. Подробнее здесь

Wildberries запустила свою сеть автозаправок

В ноябре 2024 года объединенная компания Wildberries и Russ открыла собственную сеть автозаправочных станций на территориях логистических центров компании. На первом этапе АЗС обслуживают только водителей объединенной компании, в дальнейшем планируется расширение доступа для водителей-партнеров. Подробнее здесь.

Доля электрических станций на российском рынке АЗС выросла до 6,9%

Рынок автомобильных заправочных станций в России переживает трансформацию. Развиваются пункты заправки, оборудованные современными системами автоматизации для ускорения предоставления услуг. Вместе с тем ведущие компании переходят на альтернативные виды топлива. Об этом говорится в обзоре аналитического агентства «ГидМаркет», опубликованном 14 октября 2024 года.

По состоянию на август 2024 года доля электрозарядных станций (ЭЗС) в РФ достигла 6,9%. Обычные станции, заправляющие автотранспорт традиционными сортами углеводородного топлива — бензином и дизельным топливом, занимают 80,9% рынка. Еще около 12,1% приходится на автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) и автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).

Трансформация рассматриваемого рынка объясняется потребностями покупателей и меняющимися ожиданиями в отношении персональных услуг. Кроме того, растут продажи гибридных и полностью электрических автомобилей. По мнению экспертов, основным компонентом инфраструктуры будущего станут многопрофильные заправки, предлагающие газ, электричество, бензин и дизтопливо.

В исследовании говорится, что рынок автозаправок отличается высоким уровнем конкуренции. При этом выручка АЗС может существенно варьироваться в зависимости от месторасположения. Стоимость топлива в разных федеральных округах России отражает региональные особенности рынка, такие как транспортные расходы, налоговая нагрузка, доступность ресурсов и степень конкуренции. Основным способом повышения прибыльности автозаправочного бизнеса является расширение ассортимента. Отрицательное влияние на развитие отрасли оказывает высокая инфляция. Вместе с тем российский рынок автозаправок является одним из крупнейших в мире по объему и охвату.[1]

Сколько зарабатывают АЗС в России

В августе 2024 года стало известно, что доходность автозаправочных станций в России существенно варьируется в зависимости от их расположения и бизнес-модели. Выручка АЗС может различаться в 50 раз, а рентабельность – вдвое, при этом ключевым фактором роста доходов становится развитие нетопливного сегмента.

Как пишут «Ведомости», средняя суточная выручка российской АЗС составляет около ₽462 тыс. Однако этот показатель может колебаться от ₽67 тыс. до ₽3,4 млн в зависимости от локации станции. Наиболее прибыльными являются АЗС, расположенные в центре городов и на оживленных трассах.

Основным источником выручки АЗС остается реализация топлива, на которую приходится более 85% валового дохода. При этом доля нетопливной выручки может достигать 10-25% в зависимости от региона. Важно отметить, что вклад сопутствующих товаров и услуг в прибыль значительно выше – более 50%, а в периоды низкой маржинальности топлива может превышать 80%.

Рентабельность АЗС в России колеблется от 5% до 12%. На этот показатель влияют динамика цен на нефть, фискальная политика государства, оптовые цены на нефтепродукты и операционные расходы. Доля налогов и сборов в стоимости топлива достигает 60-70%.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?

Маржинальность продаж топлива на АЗС подвержена сезонным колебаниям. В летний период (июнь-сентябрь) станции могут работать в убыток из-за высоких оптовых цен. В течение года маржинальность может варьироваться от отрицательных значений до ₽4-5 за литр бензина и до ₽2 за литр дизельного топлива.

Для повышения прибыльности владельцы АЗС активно развивают нетопливный сегмент. Наиболее популярными дополнительными услугами являются кафе, магазины, автомойки и пункты выдачи товаров, заказанных в маркетплейсах. Некоторые компании также устанавливают на своих станциях зарядные устройства для электромобилей.

Крупнейшие сети АЗС в России принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Лидером является «Роснефть» с 3000 станций, за ней следуют «Лукойл» (2800) и «Газпром нефть» (1500). Всего в стране насчитывается 23-24 тыс. АЗС.[2]

2023: Российский рынок топливных колонок для АЗС за год вырос на 40%, до 13 213 шт.

Объем российского рынка топливораздаточных колонок увеличился с 9447 до 13 213 единиц за период с 2020 по 2023 год, при этом доля импортного оборудования сократилась более чем втрое — с 1053 до 438 штук. О результатах исследования стало известно 27 ноября 2024 года.

По данным аналитического агентства Discovery Research Group, российские производители активно заполняют нишу, образовавшуюся после сокращения поставок иностранного оборудования для автозаправочных станций.

Российский рынок топливных колонок для АЗС за года вырос на 40%. Доля импорта упала втрое

В рамках программы импортозамещения на АЗС Ленинградской области начата масштабная замена европейских комплектующих отечественными аналогами. Эксперты отрасли отмечают высокое качество российской продукции, не уступающей зарубежным образцам.

Группа компаний Benza запустила серийное производство многорукавных топливораздаточных колонок для коммерческих АЗС. Новое оборудование позволяет обслуживать два автомобиля одновременно, а первые поставки запланированы на четвертый квартал 2024 года.

Компания планирует занять до 20% рынка топливораздаточных колонок в течение ближайших трех лет. Реализация этих планов будет способствовать дальнейшему снижению зависимости от импортного оборудования.

Несмотря на то, что немецкие производители традиционно считаются лидерами в производстве комплектующих для АЗС, ценовой фактор становится определяющим при выборе расходных материалов и оборудования.

Тенденция к расширению рынка топливораздаточных колонок сохраняется, что создает благоприятные условия для развития отечественного производства в данном сегменте. Успешная реализация программы импортозамещения позволяет обеспечивать стабильные поставки необходимого оборудования для российских АЗС.

Динамика роста рынка и сокращение доли импортной продукции свидетельствуют об эффективности мер по развитию отечественного производства оборудования для автозаправочных станций.

2022

Доходы АЗС в России выросли на 8,6% до 2,68 млрд рублей

Доходы АЗС в России по итогам 2022 года выросли на 8,6% в сравнении с 2021-м и достигли 2,68 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные агентства маркетинговых исследований «ГидМаркет», которые были обнародованы в июне 2023 года.

Рынок показал рост после двух лет спада, причиной которому стала пандемия COVID-19. Главной проблемой стало снижение спроса из-за падения автомобильного трафика на фоне введения ограничений, связанных с коронавирусом, и как следствие, дальнейшее снижение маржи у операторов и поставщиков.

При этом 2020 году в очередной раз продемонстрировал многолетнюю проблему отрасли дисбаланс спроса и предложения, возникающий в кризисные моменты и приводящий к необоснованным и скачкообразным изменениям стоимости топлива, отмечают исследователи.

Как отметил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов, если раньше в рамках производственной цепочки основная прибыль приходилась на добычу, то в 2022 году АЗС стали одним из ключевых сегментов, в котором генерируется прибыль. Сложности с поставками на экспорт заставляют компании разворачивать объемы на внутренний рынок, что создает давление на оптовую цену и, как следствие, расширяет маржинальность топливного бизнеса, говорит он.

«
Розничный рынок себя чувствует на сегодняшний день высокорентабельным, такой высокой маржинальности из-за снижения оптовых цен у нас давно не было, — говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. — В 2022 году рентабельность значительно выше, чем была в предыдущие годы, не говоря о прошлом годе, когда она была просто отрицательной.
»

Президент Национального автомобильного союз Антон Шапарин считает, что рынок АЗС в 2022 году чувствовал себя гораздо комфортнее, чем раньше, в отличие от конечного потребителя. По его словам, происходит это, поскольку в оптовом звене топливо дешевело и продолжает дешеветь, а в рознице те скидки, которые получают автовладельцы, «совершенно незначительные и могут измеряться копейками».[3]

Число газовых заправок выросло в 1,5 раза

Общее количество газовых автозаправок (включая КриоАЗС, использующих сжиженный природный газ) по итогам 2022 года составило 896 штук, что на 49% больше, чем годом ранее. При этом потребление газа в качестве моторного топлива за это время выросло на 28% и достигло 1,72 млрд кубометров. Такие данные в Минэнерго привели в марте 2023 года.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на презентацию министерства, в 2020–2022 гг. в России были переоборудованы с бензина и дизтоплива на газ 35 200 автомобилей, сообщается в документе. Средний рост цен на компримированный природный газ (КПГ) в 2023 году, по данным Минэнерго, составил 6,7% (абсолютное значение не приводится) при официальной инфляции, согласно данным Росстата, в 11,9%.

Россияне стали больше потреблять газ в качестве моторного топлива

Структурное подразделение группы «Газпром» – «Газпром газомоторное топливо» – за 2022 год увеличило сеть газовых заправок на 12%, или на 48 станций, до 405 заправок, сообщила РИА Новости пресс-служба компании. На объектах розничной сети «Газпрома» по итогам 2022 года было реализовано более 1 млрд кубометров компримированного природного газа (КПГ).

По данным Минэнерго, в 2022 году стоимость компримированного природного газа выросла в среднем на 6,7% при официальной инфляции, согласно данным Росстата, в размере 11,9%.

Государство рассматривает газомоторное топливо в качестве экономически и экологически эффективной альтернативы нефтепродуктам в русле декарбонизации экономики и помогает расширять его использование. Так, Минэнерго и Минпромторг реализуют подпрограмму развития рынка газомоторного топлива (государственной программы «Развитие энергетики»), предусматривающую увеличение его потребления до 2,7 млрд куб. м к 2024 году. В Минэнерго также планировали в 2022–2024 годах направить почти 9 млрд рублей на развитие сети заправок компримированным природным газом.[4]

Примечания