Содержание |
Основная статья: Индия
Население на 2006 год 1,21 млн человек.
Бенаресский индуистский университет
Варанаси издавна является центром обучения, и эта традиция продолжается в Бенаресском индуистском университете (BHU), построенном в 1917 году. Он был основан националистом Пандитом Малавией как центр обучения индийскому искусству, музыке, культуре и философии, а также изучению санскрита.
История
Основная статья: История Индии
XI век: Начало разрушения города мусульманами
С XI века Варанаси был разграблен мусульманскими захватчиками. Считается, что афганцы разрушили Варанаси около 1300 г. н. э., после того как опустошили близлежащий Сарнатх. Император Великих Моголов Аурангзеб был самым разрушительным, разграбив и уничтожив почти все храмы.
VIII век: Возрождение города после укрепления культа Шивы Шанкарачарьей
Около VIII века н.э. Варанаси пережил период возрождения с появлением Шанкарачарьи, реформатора индуизма, который установил поклонение Шиве как основную секту в индуистской религии.
Сегодня старый город Варанаси сохраняет атмосферу старины, но лишь немногим зданиям больше пары сотен лет.
Включение в королевство Косала и империю Магадха
Город стал крупным индуистским центром, и в конечном итоге каси были включены в королевство Косала, которое, в свою очередь, вошло в состав великой империи Магадха, управлявшейся из современного города Патна.
1000 до н.э.: Арийское племя каси селится недалеко от современного Варанаси
Варанаси был центром обучения и цивилизации на протяжении более 2000 лет и претендует на звание одного из старейших городов мира. Американский писатель Марк Твен, очевидно, считал, что это выглядит соответствующим образом, когда он заехал сюда с лекционным туром, поскольку он говорил, что «Бенарес старше истории, старше традиций, старше даже легенд и выглядит вдвое старше, чем все они вместе взятые».
Первое известное историческое событие о Варанаси произошло между 1400 и 1000 годами до н. э., когда каси (арийское племя в северной Индии) поселилось в долине Ганга, недалеко от современного Варанаси. До этого времени есть предположение, что Варанаси мог быть местом поклонения солнцу.
Паломничества верующих
Город Шивы
Варанаси, город бога Шивы, на берегу священной для индусов реки Ганг, считается одним из самых святых мест в Индии.
По легенде Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на земле.
Когда суровый аскет бог Шива взял в жены красавицу Парвати - дочь Гималаев, поначалу они обосновались в его небесном приюте на горе Кайлаш. Однако небесный дом - дело хорошее, но и богам нужно иметь опорную базу на земле. И вот однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими дворцами, высокими храмами и садами - и тогда Шива и Парвати сошли с небес, чтобы сделать Каши своим домом на земле. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Энергия Шивы пронизывает каждый угол этого города; и даже когда Парвати начинает скучать по Гималаям и упрашивает мужа вернуться назад, Шива отказывается покинуть Каши, потому что Каши - это Авимукта; город, который он никогда не покинет.
Варанаси стоит на трех холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги - на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается "тем миром", куда Шива переправляет души умерших.
Центр философии
Было время, когда это место носило название Анандавана - "лес блаженства"; когда-то на месте, где сейчас находится город, были леса, заполненные ашрамами, куда со всей Индии собирались святые, философы и ученые. Историки считают, что именно здесь появились первые Упанишады и сама философия Адвайты (Недвойственности).
Многие философы и религиозные реформаторы Индии - от пророка джайнизма Махавиры и основателя религии сикхов Гуру Нанака до Шанкарачарьи и Рамануджи - приходили сюда, чтобы в спорах усовершенствовать свою доктрину. Неслучайно именно в пригороде Варанаси - Сарнатхе - Будда произнес свою первую проповедь. Здесь прожил большую часть своей жизни святой поэт-мистик Кабир.
Избавление от грехов
"Каши, Канчи, Майя, Айодхья, Авантика, Матхура, Дваравати - Вот семь мест, дающих освобождение". Каждый паломник хинду знаком с этим старинных стихом. Семь этих городов Индии уже несколько тысяч лет считаются священными.
Сами индусы называют такие священные места - тиртха, что буквально означает "мост"; мост между небом и землей. Место, где особая энергия Земли выражается настолько сильно, что входит в резонанс с сознанием человека, наполняет пришедшего туда чистотой и позитивностью. У индуистов считается, что побывать в таком месте, окунуться в воду священной реки, вознести молитвы в храме - приводит к избавлению от ноши грехов и освобождает от бесконечной цепи рождений и смертей.
Легенды гласят, что в Варанаси на дне Ганги находятся 5 миллионов лингамов, что делает и без того священные воды реки совсем уже святыми.
Индуистские паломники приезжают в Варанаси, чтобы искупаться в водах Ганга, "ритуал, смывающий все грехи".
В "Каши Пуране" написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши - и того больше, а уж пришедший в Каши - и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит - уже быть на пути к просветлению.
Город также считается благоприятным местом для смерти, поскольку уход из жизни здесь предлагает освобождение (мокша) от цикла рождения и смерти.
Гхаты
Главной достопримечательностью Варанаси является длинная вереница гхатов, ступенчатых набережных выстилающих западный берег Ганга. Большинство из них используются для купания, но есть также несколько «гхатов для сожженний», где кремируют тела. В Варанаси около 100 гхатов.
Город простирается от Радж Гхата, около главного автомобильного и железнодорожного моста, до Асси Гхата, около университета. Асси Гхат — один из пяти особых гхатов, где паломники должны совершать омовение по очереди во время ритуального маршрута, называемого Панчатиртхи Ятра. Порядок этого ритуала — Асси, Дашашвамедх, Ади Кешава, Панчганга и, наконец, Маникарника.
Большая часть Тулси Гхата обрушилась в реку.
Бачрадж Гхат — джайнский. Всего на берегу реки есть три джайнских храма.
Многие из гхатов принадлежат махараджам или другим правителям-князьям, например, очень красивый Шивала Гхат, принадлежащий махарадже Варанаси.
Данди Гхат — это гхат аскетов, известных как Данди Пантхи, а неподалеку находится очень популярный Хануман Гхат.
Харишчандра Гхат, или Смашан Гхат, является вторичным местом сжигания. Это один из старейших гхатов в городе. Над ним находится многолюдный Кедар Гхат — святилище, популярное среди бенгальцев и южных индийцев.
Мансаровар Гхат был построен раджой Ман Сингхом из Амбера и назван в честь тибетского озера у подножия горы Кайлас, гималайского дома Шивы.
Говорят, что Сомешвар Гхат, или Гхат Повелителя Луны, может исцелять болезни.
Мунши Гхат очень живописен, а Ахалья Бай Гхат назван в честь женщины-маратхи, правительницы Индора. Название Дашашвамедх Гхат свидетельствует, что Брахма принес в этом месте в жертву (медх) 10 (даша) лошадей (ашва).
Ман-Мандир-Гхат Раджи Ман Сингха был построен в 1600 году, но был плохо восстановлен в XIX веке. В северном углу гхата есть прекрасный каменный балкон, и Раджа Джай Сингх из Джайпура возвел одну из своих необычных обсерваторий на этом гхате в 1710 году.
Мир Гхат ведет к непальскому храму, в котором есть эротические скульптуры. Джалсайн Гхат, где происходят кремации, практически примыкает к Маникарника Гхату, одному из старейших и самых священных в Варанаси.
Маникарника — главный гхат для сжигания и одно из самых благоприятных мест для кремации индуиста. Тела несут изгои, известные как домы, и несут их по переулкам старого города к священному Гангу на бамбуковых носилках, завернутых в ткань. Перед кремацией труп обливают водой из Ганга. Кучи дров, сложены вдоль вершины гхата, каждое полено тщательно взвешивается на гигантских весах, чтобы можно было рассчитать стоимость кремации. Над ступенями находится водоем, известный как колодец Маникарника; говорят, что Парвати уронила здесь свою сережку, и Шива выкопал водоем, чтобы ее достать, заполнив углубление своим потом. Чаранпадука, каменная плита между колодцем и гхатом, имеет отпечатки ног Вишну. Привилегированные VIP-персоны кремируются в Чаранпадуке. На гхате также есть храм, посвященный Ганеше.
Даттатрея Гхат несет на себе отпечаток ноги святого брахмана с таким же именем в небольшом храме неподалеку.
Скиндия Гхат был изначально построен в 1830 году, но был настолько огромным и величественным, что рухнул в реку и его пришлось перестраивать.
Рам Гхат был построен махараджей Джайпура.
Панчганга Гхат, как следует из его названия, находится там, где должны встретиться пять рек. Над гхатом возвышается меньшая мечеть Аурангзеба, также известная как мечеть Аламгир, которую он построил на месте большого храма Вишну, воздвигнутого вождем маратхов Бени Мадхур Рао Сциндия.
На Гай Гхате есть каменная фигура коровы.
На Трилочан Гхате есть две башни, выступающие из реки, и вода между ними считается особенно священной.
Радж Гхат был паромным причалом, пока здесь не был достроен автомобильный и железнодорожный мост.
Храмы
Обслуживание храмов Варанаси издавна было одним из основных занятий жителей города. Даже главная индустрия города - известные на всю Индию шелка Варанаси, которые славились еще во времена Будды - появилась когда-то только потому, что жрецам храмов и изображением божеств нужна была одежда.
Храм Вишванатха
Храм Вишванатх, или Золотой храм, является самым священным индуистским храмом в Варанаси и посвящен Вишвешваре - Шиве как владыке вселенной. Здесь находится Ади Вишвешвара, один из 12 джотьирлингамов - самопроизвольно возникших проявлений Шивы в виде лингамов.
В Пуранах, написанных между V веком до н.э и V веком н.э. упоминается, что на этом месте находился огромный храм Мокшавилас. В XII веке он был уничтожен мусульманскими армиями. Его отстроили заново, но в XIII веке он был вновь стерт с лица земли армией султана Радзьи.
Во время правления Акбара Каши возродился, и вместе с Каши возродился и храм. Но вскоре он был вновь уничтожен правнуком Акбара разрушителем Аурангзебом, и на этом месте была выстроена мечеть.
Нынешний храм был построен в 1776 году Ахальей Баи из Индора, а 800 кг золотого покрытия на башнях, которое дало храму его разговорное название, было предоставлено Махараджей Ранджитом Сингхом из Лахора примерно 50 лет спустя.
Ещё в середине 2010-х храм был затерян в узких переулках старого города. До 2021 г неиндуистам вход был воспрещен. После глобальной реконструкции, соединившей храм с набережной Ганга, иностранцев начали пускать за плату в 600 рупий.
Для расширения храма к 2021 году властям пришлось убрать более 300 объектов, располагавшихся в непосредственной близости от него. Это были дома людей, лавки, кафе, магазины, отели. Многие индийцы негодовали, что старый город был нещадно снесен в угоду религиозному объекту.
В окрестностях храма Вишванатха на протяжении предыдущих 1500 лет существовала череда храмов Шивы, но они регулярно разрушались мусульманскими захватчиками. Аурангзеб продолжил эту традицию, снеся предыдущий храм и построив на нем свою мечеть Аламгир (также называемую Великой мечетью). Вооруженная охрана охраняет мечеть с тех пор, как партия BJP заявила, что после Айодхьи ее следующими целями станут мечети в Варанаси и Матхуре. На 2007 г фотосъемка в этой области была запрещена.
Рядом с храмом Вишванатх находится колодец Гьян Купор (Колодец Знаний). Верующие верят, что питье его воды ведет к более высокому духовному уровню, хотя им не позволяют этого делать ни традиция, ни сильный экран безопасности. Говорят, что в колодце находился лингам Шивы, который был вывезен из предыдущего храма и спрятан, чтобы защитить его от Аурангзеба.
Храм Дурги
Этот небольшой храм (Durgakund Rd) расположен примерно в 2 км к югу от старого города. Он был построен в XVIII веке бенгальской махарани и окрашен в красный цвет охрой. Архитектура храма выполнена в североиндийском стиле нагара с многоярусной шикхарой (шпилем).
Дурга — «ужасная» форма супруги Шивы Парвати, поэтому в начале XXI века на фестивалях часто проводятся жертвоприношения коз. Если вы не индуист, вы можете войти во двор, но не во внутреннее святилище.
Храм Тулси Манас
Всего в 150 метрах к югу от храма Дурги находится современный мраморный храм Тулси Манас в стиле шикхара (открыт ежедневно с 6:00 до 11:30 и с 15:00 до 21:00), построенный в 1964 году. Его двухъярусные стены украшены стихами и сценами из Рам Чарит Манас, хинди-версии Рамаяны. Ее автор, поэт Тулси Дас, жил здесь, когда писал ее. Вы можете посмотреть на фигуры, исполняющие сцены из индуистской мифологии на 2-м этаже.
Кабир чаура матх
Кабир чаура матх - храм, посвященный Кабиру членами ордена кабирпантх (более 1 млн последователей в первой четверти XXI века), которые признают его аватаром.
Туризм
В начале XXI века самые интимные ритуалы жизни и смерти происходили в городе публично на знаменитых набережных (гхатах). Именно эта доступность к практикам древней религиозной традиции очаровывает так много посетителей.
Старый город Варанаси расположен вдоль западного берега реки Ганг и простирается от береговых гхатов в лабиринте переулков, которые слишком узки для движения. Годаулия находится сразу за старым городом, а Лахурабир — на северо-западе, отделенный от Кантонмента железнодорожной линией.
Хороший способ сориентироваться — запомнить расположение гхатов, особенно таких важных, как Дашашвамедх-гхат. Обратите особое внимание на его статуи и святилище Ситалы, богини оспы. Обычно местные используют гхаты как часть своего адреса.
Никаких проблем с наблюдением за кремацией не возникнет, поскольку на Маникарника гхате смерть — обычное дело, но не фотографируйте (хорошо спрячьте камеру) и будьте уважительны в своем поведении.
Лучшее время для посещения гхатов — рассвет, когда река омывается магическим светом, и паломники приходят, чтобы совершить пуджу восходящему солнцу.
Переулки старого города могут сбивать с толку, но отели хорошо обозначены указателями. Крупные международные отели и офис по туризму Индии находятся в Кантонменте к северу от железнодорожной станции Варанаси-Джанкшен. Телебашня — самый очевидный ориентир в этом районе.
Церемония поклонения Ганге на Дашашвамедх гхате
Церемония Дашашвамедх аарти (благоприятное зажигание ламп/свечей) в Варанаси, которая проводится в 7 часов вечера (раньше зимой), посвящена богине Ганге. Во время 45-минутного ритуала трубят в раковину, чтобы освятить это место, а затем ряд священников движется в унисон, чтобы поклониться реке, используя символические предметы, представляющие пять стихий:
- многоярусную дийю (огненная
лампа, символизирующая огонь),
- лепестки цветов (земля),
- вода из Ганга,
- веер из хвоста яка (эфир, или пространство) и
- веер из хвоста павлина (воздух).
Дым используется для очищения разума, и каждое действие выполняется во всех четырёх направлениях. Аарти сопровождается пением, музыкой и звоном колоколов и заканчивается ещё одним торжественным звуком раковины.