Информационные технологии в Segezha Group (Сегежа Групп)
Статья посвящена вопросам создания и развития ИТ в лесопромышленном холдинге Segezha Group.
Содержание |
2024: Как использовать SAP в отсутствие вендора. Вице-президент по ИТ Segezha Group поделился опытом на TAdviser SummIT
Выступая на конференции TAdviser SummIT 28 мая 2024 г, Игорь Козлов, член правления — вице-президент по информационным технологиям и автоматизации процессов лесопромышленного холдинга Segezha Group, поделился опытом эксплуатации продуктов SAP в текущих условиях.
В 2022 году группа открыла внутреннего интегратора — «Сегежа Цифровые Решения», где сконцентрирована экспертиза в области информационной безопасности, инфраструктуры, поддержки пользователей и основных ИТ-систем.
Проект внедрения решений SAP в Segezha Group начался в 2019 году, в 2020-2021 гг. шло его активное развитие с привлечением подрядчика. За этот период были пройдены этапы становления основных функций учёта и логистики, консолидации финансовой отчётности в SAP. В 2022-2023 гг. проект совершил крутой поворот. Перед холдингом встала задача трансформации экспортных потоков и выхода на новые рынки, а также необходимость оптимизации расходов на сопровождение внедренных решений SAP. К этому моменту автоматизация базовых функций уже завершилась, компания сфокусировалась на сквозных бизнес-процессах: закупки, складское хранение, транспортировка и др. Метавселенная ВДНХ
Поскольку Segezha Group была вынуждена отказаться от крупных ресурсов, привлечённых на проект извне, то с середины 2022 года он развивается силами внутренней команды, которая теперь работает только с теми задачами по SAP, где бизнес ожидает понятный экономический эффект (снижение себестоимости, накладных затрат, ускорение логистики или повышение маржинальности).
Изменения коснулись и структуры работ внутренней команды внедрения. Если раньше персонал был преимущественно сфокусирован на поддержке бизнеса и по минимуму — на развитии систем, то теперь трудозатраты составляют примерно 50/50. В 2023 году силами самой компании осуществлялось уже порядка 90% работ по развитию SAP, а в 2024 году этот показатель достигнет 100%. При этом уровень SLA повысился до 95%, а уровень доступности составляет 99,95%, что в Segezha Group считают хорошим результатом.
Проблемы с получением регламентных обновлений, необходимых для налогового и бухгалтерского учёта, были решены с привлечением нового независимого поставщика. Также был подготовлен disaster recovery plan под SAP, что особенно актуально, поскольку самого SAP в качестве последней линии поддержки в России больше нет, и нужно самостоятельно гарантировать непрерывность работы системы.
Стратегия внедрения также трансформировалась. Изначально старались внедрять максимально быстро, практически полностью подстраивая бизнес под возможности системы. Теперь же, наоборот, речь идёт о том, что систему максимально подстраивают под требования бизнеса, находя новые возможности для оптимизации процессов в компании.
В области тиражирования модулей информационной системы сейчас компания сосредоточилась на самых технически подготовленных предприятиях группы, где отлаживаются ключевые сквозные бизнес-процессы, после чего опыт будет каскадирован на остальные предприятия.
После введения 8 и 9 пакетов санкций ЕС Segezha Group инициировала расторжение всех имеющихся договоров облачных услуг SAP. Самой сложной из них Игорь Козлов называет ситуацию с программой мобильного ТОРО (техническое обслуживание и ремонт оборудования). Помимо миграции указанных сервисов в ЦОД в Амстердам, что не отвечало запросу Segezha Group, существовал также риск, что с новым пакетом санкций облачные услуги будут в один момент отключены. К моменту прекращения действия всех облачных контрактов команда холдинга уже написала своё собственное мобильное ТОРО, которое успешно использует с 4 квартала 2023.
По нашему опыту, ни одного продукта и решения SAP, который бы представлял интерес для компании, в 2023 году установить не удалось. Поддержка российских клиентов к настоящему моменту прекратилась, но в России сформировался бизнес по альтернативной техподдержке. Этим сервисом воспользовались и мы, параллельно укрепляя внутреннюю экспертизу для того, чтобы максимально оперативно и качественно управлять системой своими силами, — говорит Игорь Козлов. — Это существенно безопаснее — иметь компетенции по основным используемым модулям и бизнес-процессам внутри группы. |
В долгосрочной перспективе Segezha Group рассматривает параллельный проект по разворачиванию в холдинге «1С:ERP». На текущий момент это не полная замена SAP, подчеркнул Игорь Козлов, а, скорее, «вторая нога» для большей устойчивости группы и снижения рисков. Особенно актуально это на фоне приобретения Segezha Group новых активов, где как правило, используется «1С». Обширный опыт сопровождения решений «1С» в компании есть.
Полному переходу с SAP на «1С» мешают несколько факторов. Один из них — архитектурный: SAP изначально создавался как система для крупного бизнеса. Собственный опыт работы Segezha Group в различных системах «1С» говорит о том, что для полного перехода на «1С:ERP» потребуется существенный тюнинг производительности и увеличение мощности инфраструктуры, чтобы сохранить обработку требуемого объема данных в привычные сроки.
Фотогалерея саммита
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT, состоявшийся 28 мая, стал крупнейшим за всю историю его проведения: в общей сложности конференцию посетили более 1,5 тыс. делегатов, а в выставочной зоне было развёрнуто свыше 50 стендов компаний-поставщиков ИТ-продуктов и услуг. В рамках мероприятия прошли девять тематических сессий — больше, чем в прошлый раз. С докладами в пленарной части и тематических сессиях выступили порядка 150 человек. TAdviser SummIT прошёл при поддержке Минцифры. В нём принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, который в формате интервью на сцене ответил на острые вопросы участников ИТ-индустрии.
2022
Стратегические приоритеты в части цифровизации
Segezha Group реализует масштабную программу цифровой трансформации, направленную на повышение эффективности и рентабельности бизнеса, снижение транзакционных и операционных издержек, развитие и поддержание привлекательности бренда для ИТ-специалистов.
Согласно годовому отчёту группы за 2022 год, стратегическими приоритетами в области цифровизации для неё является следующее:
- Активное развитие собственных ИТ-разработок и использование отечественных цифровых решений с целью снижения зависимости от импорта иностранных технологий;
- Развитие и поддержание современного цифрового бренда, позволяющего повысить привлекательность компании для ее инвесторов, сотрудников и молодежи;
- Работа с данными: получение, накопление и фильтрация, повышение достоверности, аналитика, создание архитектуры источников данных, исключение человека из участка «поставщик данных – посредник», создание политики работы с данными;
- Программная роботизация процессов во всей группе;
- Централизованное управление процессами цифровой трансформации в рамках специализированного управления;
- Постоянный поиск, анализ и отбор новых цифровых технологий с последующим тестированием на разных участках производственного цикла для выявления и внедрения наиболее эффективных из них в бизнес-процессы;
- Внедрение проектов на базе технологий, которые уже прошли испытания и доказали свою применимость в конкретных условиях;
- Запуск новых предприятий в соответствии с парадигмой «Индустрии 4.0»;
- Унификация ИТ-ландшафта.
Создание компании Segezha Digital Solutions
В ноябре 2022 года Segezha Group основала свою ИТ-компанию - Segezha Digital Solutions (ООО «Сегежа цифровые решения»). Она займется централизованным управлением корпоративными информационными системами, анализом и внедрением информационных технологий, разработкой программного обеспечения, поиском точек роста бизнеса за счет внедрения цифровых решений, автоматизацией бизнес-процессов Segezha Group.
Segezha Digital Solutions зарегистрировано в Кирове. В январе 2023 года компания получила государственную аккредитацию Минцифры РФ. В штат вошли более 160 специалистов по SAP, «1C», CRM, RPA, инфраструктуре, цифровизации и информационной безопасности. Подробнее здесь.