2024/10/31 15:59:35

Кинематограф России


Содержание

Основная статья: Культура России

Управляющие структуры

Киностудии

Кинорежиссеры

Основная статья: Кинорежиссеры России

Кинофестивали

Кинотеатры в России

Основная статья: Кинотеатры в России

Мультфильмы в России

Основная статья: Мультфильмы в России

Доходы и убытки фильмов

2022: Только один из поддержанных Фондом кино фильмов окупился в прокате

По итогам 2022 года фильм «Молодой человек» с Павлом Табаковым, Даней Поперечным и Данилой Козловским в главных ролях стал единственным окупившимся проектом, снятым при поддержке Фонда кино. Об этом 10 февраля 2022 года сообщило издание РБК, ссылаясь на Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) Фонда кино.

В 2022 году в широкий прокат вышли 26 фильмов, получивших финансирование из Фонда кино. Картина «Молодой человек» с бюджетом 64,8 млн рублей (из которых 30 млн - это безвозвратная субсидия Фонда кино) собрала 192,2 млн рублей.

Отбить потраченный на производство бюджет, но не окупиться с учетом распределения части средств кинотеатрам в 2022-м смогли пять поддержанных Фондом кино проектов.

  • Это «Финник» (сборы — 442,7 млн рублей при бюджете в 325,2 млн рублей);
  • «Сердце Пармы» (сборы — 932,1 млн рублей при бюджете в 714,4 млн рублей);
  • «Три кота и море приключений» (сборы — 138 млн рублей при бюджете в 93 млн рублей);
  • «Чук и Гек. Большое приключение» (сборы — 248,4 млн рублей при бюджете в 200,2 млн рублей);
  • «Любовники» (сборы 170,9 млн рублей при бюджете 93 млн рублей).

В Минкульте , полагают, что действующих инструментов поддержки «достаточно для обеспечения окупаемости вложенного объема частных инвестиционных средств в производство и прокат национальных фильмов».Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?

Сергей Лавров из Cinemaplex связывает низкие сборы большинства российских фильмов отсутствием должной рекламы у 95–98% картин.

«
Часто бюджеты на маркетинг превышают производственные бюджеты, — объясняет Лавров. — Однако у нас они составляют максимум 125–150 млн рублей без учета рекламы на канале «Россия 1». Переломить ситуацию с низкой окупаемостью фильмов, снятых с госучастием, может, по мнению Лаврова, только изменение самой системы распределения субсидий и отказ от так называемого списка лидеров киноиндустрии, в который входят компании, получающие приоритетную поддержку на производство фильмов.[1]
»

2019: Только 19 поддержанных фильмов стали прибыльными

По данным на июнь 2019 г, только 19 поддержанных фильмов стали прибыльными, остальные 141 не окупились.

Сколько заработали фильмы, поддержанные Фондом кино, млн руб.

История

2024

Экс-гендиректор российского офиса Sony Pictures стал владельцем 34% производителя сериалов для онлайн-кинотеатров

Бывший генеральный директор российского офиса Sony Pictures Антон Сиренко приобрел 34% долю в компании «Комитет», занимающейся производством сериалов для видеосервисов. Об этом стало известно 29 мая 2024 года. Подробнее здесь.

Сколько зарабатывают в российском кино

Российские актеры зарабатывают от 100 тыс. рублей до 2 млн рублей в месяц, тогда как актеры первого плана в массовом кино получают от 50 тыс. до 150 тыс. рублей за смену. Об этом говорится в исследовании «Кинопоиска» и «Московской школы кино», результаты которого опубликованы 20 мая 2024 года.

Отмечается, что в России продолжает бурно развиваться индустрия кино. В ней сложилась когорта звезд и суперзвезд, и ежегодно появляется масса молодых специалистов. При этом нет четкого понимания уровня гонораров на рынке. К примеру, если роль первого плана в малобюджетном телевизионном сериале принесет актеру около 10 тыс. рублей за смену, то участие в крупнобюджетном проекте для стриминга — от 50 тыс. рублей за ту же работу. В среднем, говорится в исследовании, за дебютную роль первого плана в большом кино актер может получить от 200 тыс. рублей в зависимости от количества смен (обычно на полнометражный фильм уходит 10–20 смен, но их количество может доходить до 60).

В исследовании приняли участие 130 профессионалов, ответивших на вопросы о заработке в их специальностях. Оказалось, что в случае сдельной системы оплаты самыми высокооплачиваемыми, помимо собственно актеров, являются операторы и сценаристы. Авторы исследования подчеркивают, что индустрия неохотно говорит о ставках и условиях труда, а информация о вакансиях нерелевантна рынку. В целом, рейтинг выглядит следующим образом (из расчета дохода в месяц):

  • Актеры — от 100 тыс. до 2 млн рублей;
  • Операторы — в среднем от 500 тыс. до 1,2 млн рублей;
  • Художники-постановщики — от 400 до 800 тыс. рублей;
  • Режиссёры монтажа — в среднем от 250 до 400 тыс. рублей;
  • Сценаристы — в среднем 300 тыс. рублей;
  • Продюсеры — от 150 до 600 тыс. рублей;
  • Звукорежиссеры — от 150 до 300 тыс. рублей;
  • Режиссеры — от 100 до 350 тыс. рублей;
  • VFX-специалисты — от 80 до 230 тыс. рублей;
  • Композиторы — от 30 до 500 тыс. рублей.[2]

Дипфейк Юрия Никулина сыграл в новом фильме

Основная статья: Никулин Юрий Владимирович

26 марта 2024 года стало известно о том, что одним из героев семейной комедии «Манюня: Приключения в Москве» станет образ советского актера и артиста цирка Юрия Никулина, сформированный при помощи технологий искусственного интеллекта. Это первый в России успешный опыт воссоздания внешности и голоса покойного актера посредством нейросети. Подробнее здесь.

2023

Российская киноиндустрия за год показала рост на 42,5%, до ₽196,43 млрд

Объем российского кинорынка достиг ₽196,43 млрд по итогам 2023 года, продемонстрировав рост на 42,5% в номинальном выражении. В реальном выражении, с учетом инфляции, увеличение составило 31,2%, согласно данным исследования, опубликованного в октябре 2024 года.

Как передает «ГидМаркет», восстановление отрасли связано с эффектом низкой базы 2022 года, государственной поддержкой и возобновлением ранее отложенных проектов. Среднегодовое потребление кинопродукции на душу населения увеличилось с ₽613,8 в 2019 году до ₽1334,4 в 2023 году.

За 2023 год онлайн-кинотеатры выпустили 201 оригинальный проект, включая документальные и полнометражные фильмы, сериалы и другие форматы. Развитие рынка видеосервисов становится ключевым каналом сбыта кинопродукции.

Крупные аудиовизуальные сервисы активно включаются в кинопроизводство, открывая собственные производственные компании. Основной фокус делается на создание сериального контента и развитие сотрудничества с независимыми продюсерами.

Отрасль демонстрирует устойчивый рост после спада 2020 года, когда рынок сократился на 1% в номинальном выражении и на 4,2% с учетом инфляции. В 2022 году наблюдалась стагнация в реальном выражении при номинальном росте на 10,8%.

Развитию индустрии способствует расширение государственной поддержки, увеличение объемов российского кинопроизводства, формирование региональных кинокластеров и развитие мультиплатформенного потребления контента.

Технологическая модернизация отрасли включает внедрение цифровых решений игровой индустрии, виртуализацию кинопроизводства и развитие новых форматов дистрибуции контента через стриминговые платформы.[3]

Доходы киностудий в России за год выросли на 10,9% до 9,52 млрд рублей

В 2023 году объем рынка киностудий в России достиг 9,52 млрд рублей. Это на 10,9% больше по сравнению с предыдущим годом, когда доходы отрасли оценивались в 8,58 млрд рублей. Такие данные приводятся в обзоре компании «ГидМаркет», который обнародован 22 июня 2024 года.

По оценкам, в 2017 году выручка киностудий в РФ составляла приблизительно 5,25 млрд рублей. Год спустя показатель увеличился на 22,5%, достигнув 6,43 млрд рублей. В 2019-м зафиксирована прибавка в размере 6,2% с итоговым результатом 6,82 млрд рублей.

Однако в 2020 году отрасль кино на фоне пандемии COVID-19 столкнулась со множеством проблем: это снижение спроса, приостановка деятельности, увеличение стоимости оборудования, возникновение финансовых трудностей как у самих компаний, так и у контрагентов. Распространение коронавирусной инфекции привело к закрытию границ и самоизоляции граждан, что также оказало негативное влияние на кинорынок. В результате, доходы киностудий снизились в годовом исчислении на 7,4% — до 6,32 млрд рублей.

Но уже в 2021-м отрасль вернулась к росту: доходы поднялись на 14,6%, составив 7,24 млрд рублей. А в 2022 году отмечен рост еще на 18,6%. Однако, как говорится в исследовании, из-за ежегодного увеличения цен на рынке кинопроизводства реальные темпы прироста доходов отрасли ниже, чем в ценах по состоянию на 2024 год.

Рынок также столкнулся с дополнительными трудностями на фоне ухудшения геополитической обстановки. Среди них названы увеличение стоимости производства, дефицит оборудования и запчастей для него (жесткие диски, блоки обработки данных, кинокамеры, объективы для камер, электрогенераторные установки и т. п.), отток квалифицированных кадров, сокращение частных инвестиций со стороны медиахолдингов и фондов.[4]

Снижение числа новых фильмов и сериалов - с 870 до 850 штук

По итогам 2023 года количество запусков новых фильмов и сериалов в России (включая полнометражные ленты, продукцию для ТВ и различных платформ, а также мини-сериалы) составило около 850. Для сравнения, в 2022-м насчитывалось приблизительно 870 новых проектов в рассматриваемой сфере. Такие цифры приводятся в исследовании, результаты которого обнародованы 26 февраля 2024 года.

Отмечается, что отрасль фильмов и сериалов в РФ активно развивалась с 2017 года — после выхода из кризиса 2014–2016 гг. Однако во время пандемии COVID-19 наметился спад. Восстановление началось в 2021 году, когда общее число новых фильмов и сериалов достигло 734. При этом 2022-й стал рекордным годом по количеству проектов, запущенных в производство, о чем сообщает Telegram-канал «Новости кинопроизводства».

«
В 2022-м проектов запускалось больше, чем индустрия, с учетом имеющегося у нее ресурса, способна произвести. Возникло «бутылочное горлышко» на ресурсоемких этапах продакшена и пост-продакшена. В условиях ограниченного ресурса рынка усилились инфляция и конкуренция бюджетов, — говорится в исследовании.
»

В 2023 году наметилась оптимизация запусков проектов, тогда как многие телеканалы снизили активность из-за сокращения рекламных бюджетов. В результате, наиболее заметно сократились запуски в категории мини-сериалов и телефильмов до пяти серий — почти на 40 проектов по сравнению с 2022-м (с 245 до 207). Вместе с тем в категории сериалов с шестью и более сериями в годовом исчислении зафиксирован рост количества проектов — с 312 до 327. Число запусков полнометражных кинофильмов в 2023 году составило 316 против 313 годом ранее. Таким образом, говорят авторы исследования, в 2023-м наметилось начало стагнации российского рынка кинопроизводства.[5]

Назван топ-5 крупнейших дистрибуторов кино в России

В начале февраля 2024 года стали известны крупнейшие дистрибуторы кино в России в 2023 году. По результатам исследования компании Wanta Group, лидером рынком признана компания «Централ Партнершип».

Кроме ЦШП, в пятерку лидеров вошли «НМГ Кинопрокат», «Вольга», «Атмосфера кино» и «Наше кино». Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», отмечают, что в сборах дистрибуторам существенно помогает молодежная программа льготной продажи билетов «Пушкинская карта».

Стали известны крупнейшие дистрибуторы кино в России в 2023 году

Сборы ЦПШ значительно выросли – 13,9 млрд рублей против 4,1 млрд рублей в 2022-м году. Доля компании на рынке при этом увеличилась в два раза и теперь составляет 46%, в то время как данный показатель в 2022-м году составлял 21,5%. В 2023 году ЦПШ отработало 25 релизов, самыми кассовыми из них стали фильмы «Чебурашка» (6,8 млрд рублей по данным «Бюллетеня кинопрокатчика») и «Вызов» (2,1 млрд рублей).

Второе место на рынке занял «НМГ Кинопрокат» (входит в Национальную медиагруппу) с долей рынка в 14,5%. Общие сборы от фильмов компании составили 4,4 млрд, среди самых удачных проектов – фильм «По щучьему веленью» (2,5 млрд рублей). Независимый дистрибутор «Вольга», занимавший второе место в 2022-м году, в 2023-м году опустился на третье место со сборами в 2,8 млрд рублей. Ни один релиз «Вольги» по итогам года не вошел в двадцатку самых кассовых фильмов проката в 2023-м году.

2023-й год стал первым годом после начала специальной военной операции на Украине, когда весь топ-5 дистрибуторов заняли российские компании. Компании «Атмосфера кино» и «Наше кино» заняли четвертое и пятое места, выместив тем самым компании Universal Pictures International и Sony Pictures Productions and Releasing (SPPR).

Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», предполагают, что тренд продолжится и ЦПШ будет доминировать на российском рынке, а их доля составит как минимум 30%.

«
Предпосылок к тому, что это изменится, нет, учитывая, как ударно они начали год с «Бременскими музыкантами» (2,8 млрд руб. на 4 февраля) и «Холопом-2» (3,7 млрд руб. на 4 февраля), по сути соревнуясь сами с собой - отметил главный редактор «Кино-театр.ру» Жан Просянов.[6]
»

Путин поручил обеспечить поддержку российского ПО для кинопроизводства

Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года. Одно из них, как сообщается на сайте Кремля, касается поддержки разработчиков программного обеспечения для отечественной киноиндустрии. Подробнее здесь.

Путин поручил создать в Москве особую экономическую зону в сфере киноиндустрии

Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года. Одно из них, как сообщается на сайте Кремля, создание в Москве особой экономической зоны в сфере киноиндустрии — международного кинокластера. Подробнее здесь.

2022

Минкульт: Господдержка российского кино достигла 14,9 млрд рублей

В 2022 году государственная поддержка российского кино достигла 14,9 млрд рублей. В частности, средства пошли на производство фильмов и модернизацию кинозалов, сообщила 21 июня 2023 года министр культуры РФ Ольга Любимова. По ее словам, поддержку также оказали 59 международным и российским кинофестивалям.

Глава Министерства культуры РФ сообщила, что в 2022 году при финансовом содействии государства в производство было запущено 406 отечественных фильмов, а 111 картин вышли в прокат при поддержке ведомства и Фонда кино. Общая сумма кассовых сборов российских фильмов по итогам 2022-го, как сообщила Любимова, составила 12,3 млрд рублей. Отечественное кино в 2022 году посмотрели более 46 млн человек, передает агентство ТАСС.

Государственная поддержка российского кино достигла 14,9 млрд рублей

Кроме того, Ольга Любимова отметила, что продолжается оцифровка кинофильмов Госфильмофонда. В 2022 году оцифровано свыше 2,5 с тыс. фильмов, а за период реализации программы - более 12,5 фильмовых материалов, рассказала она.

Помимо этого, Любимова сообщила, что выдающимся деятелям культуры и искусства в 2022 году направили около 300 млн рублей в качестве премий.

«
Было предоставлено 4 тыс. государственных стипендий выдающимся деятелям культуры и искусства в объеме 288 млн рублей, — рассказала министр культуры РФ.
»

Кроме того, по ее словам, стипендии получили молодые (до 35 лет) деятели культуры и искусства. Ежегодно Минкультуры предоставляет 100 стипендий в размере 20 тыс. рублей в месяц для привлечения их к работе в региональных учреждениях культуры. На эти цели было выделено 27 млн рублей.

Также она добавила, что в 2022 году было определено пять лауреатов премии правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в размере 500 тыс. рублей каждая.[7]

Российские фильмы заработали в зарубежном прокате $17,1 млн

В 2022 году доходы российских фильмов в зарубежном кинопрокате составили $17,1 млн, что на 6% меньше, чем годом ранее ($18,2 млн), но сразу в 3 раза меньше показателя 2019 года ($52,5 млн), когда еще не было пандемии коронавируса COVID-19. Об этом свидетельствуют данные издания «Бюллетень кинопрокатчика», которые были опубликованы «Ведомостями» 6 марта 2023 года.

В публикации говорится, что в 2022 году за рубежом работали 62 полнометражные отечественные кинокартины, практически столько же, сколько в 2021-м (63 фильма). В России сборы по итогам 2022 года упали на 41,9% до 23,7 млрд рублей. Такое снижение обусловлено тем, что с марта 2022 года голливудские мейджоры перестали выпускать в России свои киноновинки. Именно фильмы американских студий аккумулировали ранее львиную долю российского бокс-офиса, отмечают «Ведомости».

Самой кассовой российской картиной за рубежом стал мультфильм «Большое путешествие. Специальная доставка»

Наиболее прибыльными российскими картинами за рубежом оказались мультфильмы. Лидером по итогам 2022 года оказалась картина «Большое путешествие. Специальная доставка», собравшая 2,6 млн долларов. Следом в этом рейтинге идут «Щелкунчик и волшебная флейта» ($2,4 млн), «Бука. Мое любимое чудище» ($1,7 млн) и «Снежная королева: Зазеркалье» ($1,6 млн). Самой кассовой игровой российской лентой в зарубежном прокате стал фильм ужасов «Ряд 19» ($1,5 млн).

На седьмом месте расположился «Мальчик-дельфин», который в одной только Турции освоил $478 тыс., а всего смог привлечь $728 тыс. Замкнул десятку мультфильм «Пиноккио». Правдивая история», в активе которого $511 тыс.

Самым крупным импортером российского кино в 2022 году стала Италия, где отечественное кино заработало почти $2 млн. Также в тройку лидеров вошли Китай и Мексика. Доля зарубежных сборов относительно кассы отечественного кино в России составила 9,5%. Годом ранее этот показатель составлял 13,1%.[8]

Премьер Мишустин выделил 5,5 млрд рублей на поддержку российского кино

В начале мая 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил 5,5 млрд рублей на поддержку российского кинематографа. По сообщению пресс-службы кабмина, деньги пойдут на создание более 160 новых фильмов. Среди них будут полнометражные кинокартины для массовой аудитории и для семейного просмотра, неигровое кино и короткометражки, а также дебютные работы начинающих режиссёров, которые только заканчивают обучение в вузах.

В соответствии с распоряжением правительства, 4 млрд рублей из них будут направлены в ppФонд кино]]. Министерству культуры поручено следить за расходованием этих денег и представить доклад в правительство до февраля 2023 года.

Михаил Мишустин выделил 5,5 млрд рублей на поддержку российского кинематографа
«
Уверен, что новые российские картины найдут своего зрителя, в том числе среди молодёжи. Тем более что билеты на отечественные фильмы теперь можно приобретать благодаря и `Пушкинской карте`, что также станет весомой поддержкой для нашей киноиндустрии, – отметил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 4 мая 2022 года.
»

Всего в федеральном бюджете на поддержку кинематографической отрасли в 2022 году предусмотрено свыше 9 млрд рублей. Таким образом, с учётом дополнительно выделенных средств в этом году киноиндустрия получит более 14,5 млрд рублей.

Как напоминает «Коммерсантъ», на фоне российской спецоперации на Украине кинокомпании Walt Disney, Warner Brothers, Sony Pictures и Universal Pictures отменили прокат фильмов в РФ. Стриминговая платформа Netflix приостановила производство российских сериалов и отказалась транслировать федеральные каналы.

Российские кинотеатры уже начали неофициальные показы голливудского кино. Например, в столичном пространстве WIP зрителям показали «Бэтмена» студии Warner Bros. Организаторы сообщали, что это пиратская копия, и назвали премьеру арт-перфомансом и художественным комментарием к уходу иностранных кинокомпаний с российского рынка.[9]

2021: Производство сериалов в России выросло в 1,5 раза

Производство сериалов в России по итогам 2021 года выросло в 1,5 раза. Об этом свидетельствуют данные отраслевого портала kino-teatr.ru, которые были обнародованы 10 января 2022 года.

Согласно статистике, которую приводят «Ведомости», телеканалы и видеосервисы выпустили в 2021 году 229 сериалов (более четырех эпизодов). Премьеры 107 проектов прошли на интернет-платформах. В 2020 году было выпущено 152 проекта, 52 — впервые вышли в сети. Телеканалы все чаще используют для дистрибуции контента модель catch forward: проекты выходят сначала на платформах и лишь затем — в телеэфире.

Производство сериалов в России выросло в 1,5 раза

Отмечается, что контентному буму предшествовал суперуспешный год для видеосервисов с точки зрения темпов роста: по итогам 2020 года совокупная выручка российских онлайн-кинотеатров взлетела на 66% (данные «ТМТ консалтинга»). Свою лепту в успех бизнеса видеосервисов внес пандемийный (пандемия коронавируса COVID-19) спрос на контент в интернете. На развлечения в офлайне постоянно накладывали ограничения, поэтому россияне активно смотрели сериалы и фильмы в сети, говорится в публикации издания.

Платформы позволили создателям, в частности, экспериментировать с форматами, жанрами, смыслами и выпускать те проекты, которые не находили места в сетках эфирных каналов, считает гендиректор «МТС медиа» (управляет видеосервисом Kion) Игорь Мишин. Главный редактор портала kino-teatr.ru Жан Просянов среди причин роста числа сериалов назвал отложенный из-за пандемии выход ряда проектов, около 5–7% от общего количества вышедших сериалов. Другим фактором стало сокращение количества эпизодов выпускаемых сериалов.

На фоне роста спроса на сериалы на 30% в среднем выросла их стоимость — более чем до 25 млн рублей за эпизод. Самые дорогие проекты, например сериал «Вертинский», обошлись почти вдвое дороже, свыше 50 млн рублей за эпизод. [10]

1992

Смирнитский, Старыгин, Боярский, Смехов и режиссер фильма «Мушкетеры 20 лет спустя» Юнгвальд-Хилькевич. 1992 г.

1987: Смерть Андрея Миронова в Риге

В августе 1987 года труппа Театра сатиры находилась с гастролями в Риге. Во время спектакля 14 августа «Женитьба Фигаро» Миронову вдруг стало плохо. Великому актеру, ставшему одним из символов советской эпохи, было всего сорок шесть лет. Подробнее здесь.

1985

Андрей Миронов, Марк Захаров и Александр Ширвиндт не только коллеги по театру, но и друзья по жизни. 1980-е

1984

Артисты Николай Караченцов, Олег Янковский и Александр Абдулов на футбольном матче, 1984 год.

1983

Александр Абдулов, Роман Балаян и Олег Янковский на съемках фильма «Поцелуй», 1983 год.

1982

Американский актёр Роберт Де Ниро в гостях у Олега Янковского, 1982. Тогда в Италии шли съемки фильма «Ностальгия» Тарковского и «Однажды в Америке» режиссёра Леоно
Олег Борисов на съёмке фильма «Остров сокровищ» Владимира Воробьёва. Ленинград, Петропавловская крепость. 1982 г.

1981: Савелий Крамаров эмигрирует в США

31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения, поскольку СССР в 1967 году разорвал дипломатические отношения с Израилем после Шестидневной войны. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал его гастроли в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии.

В США он обосновался в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого — Ильи Баскина, с которым снимался ещё в «Большой перемене». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме «Москва на Гудзоне». Он сыграл роль работника КГБ Бориса.

1977

Премьера фильма "Служебный роман"

26 октября 1977 года, в Москве состоялась премьера фильма Э. Рязанова «Служебный роман». Кинолента стала одной из самых популярных в СССР.

Актёр Андрей Мягков пишет картину у себя дома, 1977
Актеры Андрей Миронов и Лариса Голубкина с дочерью Машей, СССР, 1977 год.

1976

Вечер на Поварской. 15 декабря 1976 года. Слева направо: Иван Бортник, Тонино Гуэрра, Анджело де Дженти, Лора Гуэрра, Борис Мессерер, Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Микеланджело Антониони, Илья Былинкин, Ирина Собинова-Кассиль, Андрей Вознесенский Фото: Валерий Плотников. Фотоархив журнала "Огонёк"

1974

Актёр Михаил Боярский (на фото справа) отслужил один год барабанщиком в музыкальном взводе 14-го отдельного пулемётно-артиллерийского полка, дислоцированного в посёлке Чёрная речка Всеволожского района Ленинградской области, 1974 г

1973

1973 год. Aлексaндр Дeмьяненко и Юрий Яковлев на съемках фильма «Иван Вacильевич мeняет профессию». В кадре дом по адресу Моcква, Новокузнецкая, д. 13, стр. 1, который за необычную форму прозвали «пьяным» или «гармошкой». Именно его Леонид Гайдай выбрал для картины «Иван Васильевич меняет профессию».
«Есть люди, которые олицетворяют собой понятие "современный актёр". Даль был олицетворением этого понятия. Так же как и Высоцкий. Их сравнить не с кем. Оба были пропитаны жизнью». Анатолий Эфрос. Фото 1973 г.

1969

Актриса Лидия Смирнова на съемках фильма "Белое солнце пустыни" Владимира Мотыля. 1969 г.

1968

Актриса Натaлья Bapлeй, 1968 гoд.

1964

Режиссёр Григорий Александров, актеры Чарли Чаплин и Любовь Орлова в США. 1964 г. Бахрушинский музей

1963: «Три плюс два» по сценарию Сергея Михалкова

х/ф «Три плюс два». 1963 год. Режиссёр Генрих Оганесян. Автор сценария Сергей Михалков

1960

Г.В. Александров и Л.П. Орлова в павильоне во время съёмок фильма 'Русский сувенир'. 1960 г. Бахрушинский музей
Любовь Орлова, Григорий Александров и Быстрицкая Э.А. на репетиции кинофильма "Русский сувенир". 1960 г. Бахрушинский музей

1949

Актриса Любовь Орлова выступает на строящейся станции «Таганская» московского метро. 1949 г.

1947

Советская киноактриса Янина Жеймо в роли Золушки на съемках одноименного фильма, Ленинград, СССР, 1947 год.

1945

Основная статья: Вторая мировая война

Будущий знаменитый актёр Алексей Смирнов в Германии. 1945 год
Классик советского документального кино Роман Кармен. Он снял первый советский фильм, получивший «Оскар», запечатлел на кинопленку подписание акта о капитуляции Германии, его называли «Оператор №1». Великую Отечественную он снимал с первого и до последнего дня.

1943

Название Год Комментарии
Она сражалась за Родину 1943 год
Во имя Родины (Русские люди) 20 июля 1943 г. Режиссёры Всеволод Пудовкин и Дмитрий Васильев по пьесе Константина Симонова «Русские люди» (1942)
Воздушный извозчик 1943 г Режиссёр Герберт Раппопорт

1942

Название Год Комментарии
Секретарь райкома 1942 год

1936: "Цирк" Григория Александрова

Любовь Орлова в роли Марион Диксон в фильме 'Цирк' режиссёра Г.В. Александрова. 1936 г. Бахрушинский музей

1928

Луначарский Анатолий Васильевич, народный комиссар просвещения РСФСР, со съёмочной группой фильма «Саламандра». Неизвестный фотограф. 1928 г.

1927: Фильм «Октябрь»

Штурм Зимнего дворца во время Октябрьской революции. Кадр из художественного фильма «Октябрь», 1927 год

1919: Переход кинематографа в ведение Народного комиссариата просвещения

27 августа 1919 года был подписан документ под названием «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения».

С этого времени вся фото— и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, который возглавлял Анатолий Луначарский. В память об этом событии дата 27 августа и стала считаться Днем Советского кино, позднее День советского кино переименовали в День кино.

Немое кино Российской империи

1915

  • "Миражи" (режиссёр Пётр Чардынин).
  • "Тени греха" (режиссёр Пётр Чардынин). Съёмки финальной сцены в Нескучном саду в Москве.

1914

Начало Первой мировой войны удаляет с рынка фильмы Германии и Австрии. Картины стран-союзников с трудом попадают в Россию. Отечественный кинематограф остаётся вне конкуренции.

  • "Кормилица" (режиссёр Петр Чардынин)
  • "Ты помнишь ли?" (режиссёр и исполнитель роли писателя Нильского - Петр Чардынин)

1913

  • "Домик в Коломне" по произведению А.С.Пушкина. Режиссёр: Пётр Чардынин, оператор: Владислав Старевич, основоположник объёмной мультипликации.

  • "Братья" (режиссёр Пётр Чардынин)

  • "Воцарение дома Романовых" (режиссёры Василий Гончаров и Пётр Чардынин)

1911

  • "Василиса Мелентьевна" (режиссёр и исполнитель роли князя Воротынского - Пётр Чардынин)

  • "Евгений Онегин" (режиссёр и исполнитель роли Онегина - Пётр Чардынин).

1910

  • "Пиковая дама" (режиссёр Пётр Чардынин)
  • "Вадим" по Лермонтову (режиссёр Пётр Чардынин)
  • "Идиот" (режиссёр Пётр Чардынин)

1909

  • "Василий Орша" (режиссёр и исполнитель роли отца Петр Чардынин).

"Ухарь-купец" французских постановщиков и Василия Гончарова

"Ухарь-купец" - первый цветной (раскрашенный от руки) фильм, снятый в России. Обнаружен в 2022 году. Картину ставили французские постановщики и роль Василия Гончарова не совсем ясна.

"Мазепа", "Драма в Москве" и "Ванька-ключник" Василия Гончарова

В 1909 г вышли на экраны "Русская свадьба XVI века" и "Драма в Москве" Василия Гончарова, "Ванька-ключник" - киноиллюстрация одноименной русской песни и "Мазепа" по поэме Пушкина "Полтава".

"Чародейка" Василия Гончарова и Петра Чардынина

28 октября 1909 г состоялась премьера фильма «Чародейка», снятого по отдельным сценам из одноимённой трагедии И. В. Шпажинского. До 2023 года считался утерянным, пока не был найден и опубликован на YouTube.

Пётр Чардынин также исполняет роль князя.

"Мёртвые души" и "Женитьба" Петра Чардынина

Из воспоминаний Петра Ивановича Чардынина:

"Зимой, к наступающим гоголевским празднествам, я снял отрывки из "Мёртвых душ" и "Женитьбы" (оба фильма не сохранились). Это был первый и единственный год без конкуренции. Со следующего заработало много фирм, и все заграничные начали снимать русские сюжеты, так как наша конкуренция была им не по нутру."

Сам Пётр Чардынин в "Мёртвых душах" играл Ноздрёва.

Известно, что фильм "Мёртвые души", комедия в пяти сценах по мотивам одноимённой поэмы Н. В. Гоголя, впоследствии использовали актёры-декламаторы Ждановы, «озвучивая» его показ репликами персонажей.

"Власть тьмы" - режиссёрский дебют Петра Чардынина

"Власть тьмы" - режиссёрский дебют Петра Чардынина - был снят в 1909 году. Фильм не сохранился.

"Смерть Иоанна Грозного" Василия Гончарова. Актёрский дебют Якова Протазанова

В 1909 г состоялась премьера немого фильма "Смерть Иоанна Грозного" Василия Гончарова по мотивам пьес А.К.Толстого. Актёрский дебют Якова Протазанова.

"Песнь купца Калашникова" Ханжонкова

"Песнь купца Калашникова" Александра Ханжонкова, 1908 г. Композитор М.М.Ипполитов-Иванов. Фильм не сохранился.

1908

"Русская свадьба XVI века" режиссёра Василия Гончарова, Чардынин в роли отца

В 1908 г был снят немой фильм "Русская свадьба XVI века" режиссёра Василия Гончарова.

Сюжет этой «исторической картины в пяти сценах» представляет собой краткое изложение романтической мелодрамы: молодой боярин на дороге случайно опрокидывает встречную повозку, в которой едет боярышня, которая, к счастью, не пострадала. Расставшись с ней, он приезжает домой, где родители хотят его обвенчать с девушкой, которую он не должен до свадьбы видеть. После венчания невеста снимает фату и боярин узнаёт незнакомку, с которой судьба свела его на дороге.

Актёрский дебют Петра Чардынина (настоящая фамилия Красавчиков) в роли отца.

Снято на сцене Введенского народного дома, одном из десяти Народных домов Москвы, построенных по решению Правительства Российской империи в окраинных промышленных районах города с целью просвещения населения.

Первый российский игровой фильм - «Понизовая вольница» или «Степан Разин»

В 1908 году российская публика увидела первый отечественный игровой фильм — восьмиминутную ленту Владимира Ромашкова «Понизовая вольница» (или «Степан Разин»). Композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Так началось стремительное развитие нового вида искусства — кинематографа. Оператор фильма - Александр (Абрам Иосифович) Дранков, после революции снимал порнофильмы в Ялте, а позже иммигрировал в Константинополь и затем в США.

Примечания