Кобальт
Кобальт — серебристо-белый, слегка желтоватый металл с розоватым или синеватым отливом. Он широко применяется в электронике.
Содержание |
2023: Glencore уступает корону ведущего добытчика кобальта китайской компании CMOC
CMOC Group впервые стала крупным игроком на рынке кобальта, приобретя в 2016 году рудник Tenke Fungurume в Демократической Республике Конго. В 2023 году компания намерена удвоить производство, поскольку во втором квартале она введет в эксплуатацию еще один крупный рудник.
2022
В тройке крупнейших производителей кобальта произошло изменение
По итогам 2022 года Индонезия стала вторым по величине поставщиком кобальта в мире, уступив только Демократической Республике Конго. Такие данные содержатся в докладе Benchmark Mineral Intelligence, подготовленном по заказу Cobalt Institute из Британии и опубликованном 10 мая 2023 года.
В документе говорится, что производство кобальта в Индонезии выросло с 2700 тонн в 2021-м до 9500 тонн в 2022 году. Это составляет приблизительно 5% от общемирового объёма. В результате, Индонезии смогла опередить ряд крупных поставщиков названного металла, включая Австралию и Филиппины. Более того, у Индонезии есть потенциал увеличить производство кобальта в 10 раз к 2030 году.
Демократическая Республика Конго сохранила долю на уровне 73%. Австралия произвела 7000 тонн кобальта в 2022 году против 5900 тонн в 2021-м, когда она была вторым по величине поставщиком. Производство на Филиппинах по итогам 2022-го оценивается в 5400 тонн. Доли этих государств составили примерно по 3%.
Общий мировой объём производства кобальта в 2022 году достиг 198 тыс. тонн: это на 21% превышает показатель предыдущего года. При этом спрос на металл в глобальном масштабе поднялся в годовом исчислении на 13% — до 187 тыс. тонн. От этого количества приблизительно 74 тыс. тонн, или почти 40%, пришлось на сегмент электромобилей. Для сравнения: в 2021-м значения составляли соответственно 56 тыс. тонн и 34%.
Ожидается, что благодаря своим исключительным свойствам кобальт останется ключевым сырьём для изготовления аккумуляторов, несмотря на поиск альтернативных соединений. В 2022 году на кобальтсодержащие химические вещества пришлось 63% поставок материалов для изготовления катодов. Кобальт останется важной частью рынка электромобилей и, как ожидается, будет преобладать в Европе и Северной Америке, — отмечается в исследовании.[1] |
Африка - крупнейший источник добычи кобальта
2021: Электромобили обогнали смартфоны как главный источник спроса на кобальт
19 мая 2022 года было опубликовано исследование, согласно которому, в 2021 году электромобили впервые обогнали смартфоны и персональные компьютеры в качестве основного источника спроса на кобальт, редкий металл, используемый в литий-ионных батареях.
Автомобильная промышленность потребила 59 тыс. тонн кобальта в 2021 году, или 34% от общего спроса, поскольку продажи электрических и гибридных автомобилей удвоились, говорится в докладе Института кобальта.
Это превысило 26 тыс. тонн металла, используемого в производстве мобильных устройств, и 16 тыс. тонн в производстве ноутбуков и планшетов. Общий спрос на кобальт составил 175 тыс. тонн, а добыча - 160 тыс. тонн.
Несоответствие этих цифр подчеркивает одну из самых больших проблем, с которыми сталкивается автомобильная промышленность по мере перехода на электромобили: обеспечение достаточного количества сырья.Метавселенная ВДНХ
По мере выпуска все большего количества электромобилей растет обеспокоенность по поводу потенциального дефицита важнейших металлов для аккумуляторов - от кобальта до лития и никеля. Ожидается, что к 2026 году половина спроса на кобальт придется на автомобильную промышленность.
Кобальт считается особенно проблематичным, поскольку он является побочным продуктом добычи меди и никеля, а его поставки сильно зависят от географии и добывающих предприятий.
Почти три четверти мирового объема добываемого кобальта поступает из Демократической Республики Конго, где в производстве доминируют китайские компании и лондонская Glencore.
Отчет Института кобальта показывает, что в 2021 году эта страна Центральной Африки произвела 118 тыс. тонн кобальта - значительно больше, чем следующий по величине поставщик, Австралия, которая произвела всего 5600 тонн.
Растущее число электромобилей в Китае - крупнейшем в мире рынке электромобилей - работает на дешевых литий-железо-фосфатных батареях, которые обычно имеют меньший запас хода и производительность. Но в США и Европе в лучших моделях по-прежнему доминируют никель-кобальтовые аккумуляторы. Согласно отчету, на эти батареи приходится три четверти мирового спроса на электромобили в 2021 году.
Кобальтсодержащие батареи являются технологией выбора для многих производителей автомобилей в Европе, Северной Америке и Китае, - сказал Адам Маккарти, президент Института кобальта. |
По прогнозам института, в ближайшие пять лет спрос на кобальт достигнет 320 тыс. тонн по сравнению с 175 тыс. тонн в 2021 году, поскольку автомобильная промышленность будет производить больше автомобилей с аккумуляторными батареями.
Хотя ожидается, что в 2022 и следующем годах предложение будет расти и это приведет к более сбалансированному рынку, Институт кобальта утверждает, что с 2024 года оно начнет замедляться, что приведет к большому дефициту.
В 2024-26 годах рост предложения будет составлять в среднем 8% в год по сравнению с более чем 12% спроса, - прогнозируется в отчете. [2] |
2018
Apple переходит на прямые закупки кобальта
21 февраля 2018 года стало известно о намерениях Apple напрямую закупать кобальт, который является ключевым компонентом аккумуляторных батарей в электронике. Американская корпорация опасается нехватки металла из-за растущего производства электромобилей.
Как сообщает информационное агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники, Apple договорилась с горнодобывающими компаниями о прямых закупах кобальта, что должно обеспечить производителю iPhone и iPad достаточные запасы металла.
По данным одного из собеседников издания, Apple намерена закупать нескольких тысяч тонн кобальта, заключив контракты сроком на пять лет или более. Переговоры с горнодобывающими компаниями длились больше года.
Apple входит в число крупнейших в мире потребителей кобальта, однако до февраля 2018 года оставляла процесс закупки металла компаниям, выпускающим для нее батареи. Компания опасается, что массовое производство электромобилей вызовет дефицит кобальта
В смартфонах используется около 25% кобальта, добываемого в глобальном масштабе. На одну батарею для смартфона нужно около 8 граммов кобальта, для аккумуляторных комплектов электромобилей — в тысячу раз больше. К концу 2017 года Apple продала в общей сложности более 1,3 млрд телефонов.
Более половины (60%) мировых запасов кобальта приходятся на Демократическую республику Конго, давно переживающую политический кризис и критикуемую за использование детского труда. В 2017 году Apple впервые опубликовала список компаний-поставщиков кобальта и заявила, что не допустит появление в своей цепочке поставок металла, который добыт в небольших шахтах, где работают с нарушением законов.
В 2017 году цены на кобальт выросли на 235% и к 21 февраля 2018-го превышают $80 тыс. за тонну.[3]
Рост цен и подорожание электроники
В январе 2018 года стало известно о том, что из-за резкого подорожания кобальта могут вырасти цены на мобильные устройства и компьютерную технику.
По сообщению агентства Bloomberg, в 2017 году стоимость кобальта в 2017 году повысилась с $33,2 тыс. до $75 тыс. за тонну, что во многом произошло из-за увеличения спроса на металл со стороны производителей электромобилей, в том числе Tesla и BMW Group.
При производстве одного смартфона используется 5-10 граммов кобальта, при производстве ноутбука — около 30 граммов, а для батареи электрокара нужно 5-20 кг материала.
Эксперты подсчитали, что, если все автомобили с бензиновыми двигателями, которые есть в мире к началу 2018 года, заменить на электрокары, то потребуется 14 млн тонн кобальта. Это более чем в два раза превышает имеющиеся на планете запасы. Положение осложняется нестабильной экономической и политической ситуации в Конго (там сосредоточено 60% запасов кобальта).
Кроме того, добыча этого метала идет в тяжелейших и опасных для здоровья условиях, к тому же среди горняков много детей. Добытую кустарным способом руду покупают торговцы из Китая, которые потом перепродают ее более крупным компаниям. Одна из таких компаний — китайская Huayou Cobalt — поставляет кобальт производителям аккумуляторов из Китая и Южной Кореи, работающим с такими гигантами, как Apple, Huawei, Samsung и Volkswagen.
Из-за растущих цен на кобальт может подорожать вся электроника, в том числе смартфоны и ноутбуки. Одним вариантов решения проблемы эксперты считают отказ от использования кобальта в пользу других металлов, например, никеля. Последний имеет более высокие запасы в мире, которые к тому же не сосредоточены в одной стране. На мировом рынке никель пока в шесть раз дешевле кобальта — его продают по $12 900 за тонну (данные на 15 января 2018 года).[4]
Примечания
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили (рынок Казахстана)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
В России:
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo) EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус - EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
В мире:
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 - Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford E-Transit Ford Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- Skoda Enyaq
- VinFast VinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC Motors JAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM) Hummer EV BrightDrop
- Chevrolet Chevrolet eCrate Chevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) - Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International Corporation Zeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)