2023/05/11 10:41:41

Кобальт

Кобальт — серебристо-белый, слегка желтоватый металл с розоватым или синеватым отливом. Он широко применяется в электронике.

Содержание

2023: Glencore уступает корону ведущего добытчика кобальта китайской компании CMOC

CMOC Group впервые стала крупным игроком на рынке кобальта, приобретя в 2016 году рудник Tenke Fungurume в Демократической Республике Конго. В 2023 году компания намерена удвоить производство, поскольку во втором квартале она введет в эксплуатацию еще один крупный рудник.

2022

В тройке крупнейших производителей кобальта произошло изменение

По итогам 2022 года Индонезия стала вторым по величине поставщиком кобальта в мире, уступив только Демократической Республике Конго. Такие данные содержатся в докладе Benchmark Mineral Intelligence, подготовленном по заказу Cobalt Institute из Британии и опубликованном 10 мая 2023 года.

В документе говорится, что производство кобальта в Индонезии выросло с 2700 тонн в 2021-м до 9500 тонн в 2022 году. Это составляет приблизительно 5% от общемирового объёма. В результате, Индонезии смогла опередить ряд крупных поставщиков названного металла, включая Австралию и Филиппины. Более того, у Индонезии есть потенциал увеличить производство кобальта в 10 раз к 2030 году.

ДРК и Индонезия являются мировыми лидерами по добыче кобальта

Демократическая Республика Конго сохранила долю на уровне 73%. Австралия произвела 7000 тонн кобальта в 2022 году против 5900 тонн в 2021-м, когда она была вторым по величине поставщиком. Производство на Филиппинах по итогам 2022-го оценивается в 5400 тонн. Доли этих государств составили примерно по 3%.

Общий мировой объём производства кобальта в 2022 году достиг 198 тыс. тонн: это на 21% превышает показатель предыдущего года. При этом спрос на металл в глобальном масштабе поднялся в годовом исчислении на 13% — до 187 тыс. тонн. От этого количества приблизительно 74 тыс. тонн, или почти 40%, пришлось на сегмент электромобилей. Для сравнения: в 2021-м значения составляли соответственно 56 тыс. тонн и 34%.

«
Ожидается, что благодаря своим исключительным свойствам кобальт останется ключевым сырьём для изготовления аккумуляторов, несмотря на поиск альтернативных соединений. В 2022 году на кобальтсодержащие химические вещества пришлось 63% поставок материалов для изготовления катодов. Кобальт останется важной частью рынка электромобилей и, как ожидается, будет преобладать в Европе и Северной Америке, — отмечается в исследовании.[1]
»

Африка - крупнейший источник добычи кобальта

По данным на март 2023 г

2021: Электромобили обогнали смартфоны как главный источник спроса на кобальт

19 мая 2022 года было опубликовано исследование, согласно которому, в 2021 году электромобили впервые обогнали смартфоны и персональные компьютеры в качестве основного источника спроса на кобальт, редкий металл, используемый в литий-ионных батареях.

Автомобильная промышленность потребила 59 тыс. тонн кобальта в 2021 году, или 34% от общего спроса, поскольку продажи электрических и гибридных автомобилей удвоились, говорится в докладе Института кобальта.

Электромобили обогнали смартфоны как главный источник спроса на кобальт

Это превысило 26 тыс. тонн металла, используемого в производстве мобильных устройств, и 16 тыс. тонн в производстве ноутбуков и планшетов. Общий спрос на кобальт составил 175 тыс. тонн, а добыча - 160 тыс. тонн.

Несоответствие этих цифр подчеркивает одну из самых больших проблем, с которыми сталкивается автомобильная промышленность по мере перехода на электромобили: обеспечение достаточного количества сырья.Метавселенная ВДНХ 3.3 т

По мере выпуска все большего количества электромобилей растет обеспокоенность по поводу потенциального дефицита важнейших металлов для аккумуляторов - от кобальта до лития и никеля. Ожидается, что к 2026 году половина спроса на кобальт придется на автомобильную промышленность.

Кобальт считается особенно проблематичным, поскольку он является побочным продуктом добычи меди и никеля, а его поставки сильно зависят от географии и добывающих предприятий.

Почти три четверти мирового объема добываемого кобальта поступает из Демократической Республики Конго, где в производстве доминируют китайские компании и лондонская Glencore.

Отчет Института кобальта показывает, что в 2021 году эта страна Центральной Африки произвела 118 тыс. тонн кобальта - значительно больше, чем следующий по величине поставщик, Австралия, которая произвела всего 5600 тонн.

Растущее число электромобилей в Китае - крупнейшем в мире рынке электромобилей - работает на дешевых литий-железо-фосфатных батареях, которые обычно имеют меньший запас хода и производительность. Но в США и Европе в лучших моделях по-прежнему доминируют никель-кобальтовые аккумуляторы. Согласно отчету, на эти батареи приходится три четверти мирового спроса на электромобили в 2021 году.

«
Кобальтсодержащие батареи являются технологией выбора для многих производителей автомобилей в Европе, Северной Америке и Китае, - сказал Адам Маккарти, президент Института кобальта.
»

По прогнозам института, в ближайшие пять лет спрос на кобальт достигнет 320 тыс. тонн по сравнению с 175 тыс. тонн в 2021 году, поскольку автомобильная промышленность будет производить больше автомобилей с аккумуляторными батареями.

Хотя ожидается, что в 2022 и следующем годах предложение будет расти и это приведет к более сбалансированному рынку, Институт кобальта утверждает, что с 2024 года оно начнет замедляться, что приведет к большому дефициту.

«
В 2024-26 годах рост предложения будет составлять в среднем 8% в год по сравнению с более чем 12% спроса, - прогнозируется в отчете. [2]
»

2018

Apple переходит на прямые закупки кобальта

21 февраля 2018 года стало известно о намерениях Apple напрямую закупать кобальт, который является ключевым компонентом аккумуляторных батарей в электронике. Американская корпорация опасается нехватки металла из-за растущего производства электромобилей.

Как сообщает информационное агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники, Apple договорилась с горнодобывающими компаниями о прямых закупах кобальта, что должно обеспечить производителю iPhone и iPad достаточные запасы металла.

Спрос на кобальт в литий-ионных аккумуляторах, используемых в электромобилях, смартфонах и др.

По данным одного из собеседников издания, Apple намерена закупать нескольких тысяч тонн кобальта, заключив контракты сроком на пять лет или более. Переговоры с горнодобывающими компаниями длились больше года.

Apple входит в число крупнейших в мире потребителей кобальта, однако до февраля 2018 года оставляла процесс закупки металла компаниям, выпускающим для нее батареи. Компания опасается, что массовое производство электромобилей вызовет дефицит кобальта

В смартфонах используется около 25% кобальта, добываемого в глобальном масштабе. На одну батарею для смартфона нужно около 8 граммов кобальта, для аккумуляторных комплектов электромобилей — в тысячу раз больше. К концу 2017 года Apple продала в общей сложности более 1,3 млрд телефонов.

Более половины (60%) мировых запасов кобальта приходятся на Демократическую республику Конго, давно переживающую политический кризис и критикуемую за использование детского труда. В 2017 году Apple впервые опубликовала список компаний-поставщиков кобальта и заявила, что не допустит появление в своей цепочке поставок металла, который добыт в небольших шахтах, где работают с нарушением законов.

В 2017 году цены на кобальт выросли на 235% и к 21 февраля 2018-го превышают $80 тыс. за тонну.[3]

Рост цен и подорожание электроники

В январе 2018 года стало известно о том, что из-за резкого подорожания кобальта могут вырасти цены на мобильные устройства и компьютерную технику.

По сообщению агентства Bloomberg, в 2017 году стоимость кобальта в 2017 году повысилась с $33,2 тыс. до $75 тыс. за тонну, что во многом произошло из-за увеличения спроса на металл со стороны производителей электромобилей, в том числе Tesla и BMW Group.

При производстве одного смартфона используется 5-10 граммов кобальта, при производстве ноутбука — около 30 граммов, а для батареи электрокара нужно 5-20 кг материала.

Страны-лидеры по добыче кобальта

Эксперты подсчитали, что, если все автомобили с бензиновыми двигателями, которые есть в мире к началу 2018 года, заменить на электрокары, то потребуется 14 млн тонн кобальта. Это более чем в два раза превышает имеющиеся на планете запасы. Положение осложняется нестабильной экономической и политической ситуации в Конго (там сосредоточено 60% запасов кобальта).

Кроме того, добыча этого метала идет в тяжелейших и опасных для здоровья условиях, к тому же среди горняков много детей. Добытую кустарным способом руду покупают торговцы из Китая, которые потом перепродают ее более крупным компаниям. Одна из таких компаний — китайская Huayou Cobalt — поставляет кобальт производителям аккумуляторов из Китая и Южной Кореи, работающим с такими гигантами, как Apple, Huawei, Samsung и Volkswagen

Из-за растущих цен на кобальт может подорожать вся электроника, в том числе смартфоны и ноутбуки. Одним вариантов решения проблемы эксперты считают отказ от использования кобальта в пользу других металлов, например, никеля. Последний имеет более высокие запасы в мире, которые к тому же не сосредоточены в одной стране. На мировом рынке никель пока в шесть раз дешевле кобальта — его продают по $12 900 за тонну (данные на 15 января 2018 года).[4]

Примечания

Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили

В России:

В мире:

Технологии накопления (хранения) энергии: