Содержание |
2024: Рост экспорта макаронных изделий на 31% до $150 млн
Объем российского экспорта макаронных изделий достиг $150 млн в 2024 году, увеличившись на 31% по сравнению с 2023 годом. С такими данными TAdviser ознакомился в январе 2025 года.
По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза РФ, физический объем поставок составил 115 тыс. тонн. Основными импортерами российской продукции стали страны СНГ, на которые пришлось более 90% экспорта в стоимостном выражении.
Поставки в Белоруссию достигли 41 млн $, показав рост на 26%. Экспорт в Казахстан увеличился на 38%, составив 40 млн $. Отгрузки в Узбекистан выросли в 2,4 раза — до 16 млн $.Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России
Руководитель дивизиона стратегического развития по дальнему зарубежью АО «Макфа» Никита Иванцов заявил, что наибольший прирост экспорта макаронных изделий в 2024 году пришелся на страны дальнего зарубежья, где показатель вырос на 40% в натуральном выражении.
Активно развиваются поставки в страны дальнего зарубежья. Экспорт в Китай вырос на 33%, в Монголию — на 35%, в Саудовскую Аравию — на 69%, в ОАЭ — в 2,3 раза. Впервые осуществлена поставка 20 тонн макаронных изделий в Индию на сумму 1,2 млн $.
Компания «Маревен Фуд Сэнтрал» экспортировала 5,8 тыс. тонн продукции на сумму более ₽1,6 млрд, увеличив экспортную выручку на 14%. География поставок включает Беларусь, Азербайджан, Армению, Грузию, Абхазию и Монголию.
В 2024 году российские производители вышли на новые рынки. Компания «Макфа» начала поставки в Катар, Ирак, Ливан, Египет, Гану, Оман и Таиланд. «Маревен Фуд Сэнтрал» подписала контракты на поставки в США и Израиль.
К 2030 году, согласно оценкам Федерального центра «Агроэкспорт», российский экспорт макаронных изделий может достичь 250 млн $. Перспективными направлениями являются страны Азии, Ближнего Востока и Африки, где прогнозируется рост потребления данной продукции.[1]
2023
Сокращение производства лапши быстрого приготовления на 2% до 185 тыс. тонн
Производство лапши быстрого приготовления в России в 2023 году сократилось на 2% в сравнении с предыдущим годом и составило 185 тыс. тонн. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании BusinessStat, которые были обнародованы в сентябре 2024 года.
По словам исследователей, производство лапши быстрого приготовления уменьшилось во многом из-за перебоев с поставками пищевых добавок, они повлияли как на объемы выпуска продукции, так и на предлагаемый ассортимент. Следствием перебоев стало сокращение спроса на лапшу отечественного производства и рост спроса на импортную продукцию, пояснили эксперты.
Как отмечают аналитики BusinesStat, производство лапши быстрого приготовления в России «поделено» между несколькими крупными производителями, и новым игрокам очень сложно войти на рынок с продуктом собственного производства. Подобная централизация производства в руках небольшого количества игроков, а также длительные сроки хранения продукции позволяют им внимательно следить за рынком и производить такое количество продукции, которое соответствует текущему спросу, сообщается в исследовании, опубликованном в сентябре 2024 года.
В нем же говорится, что одно из главных преимуществ импортной лапши – наличие большого количества специфичных и даже экзотичных для россиян вариантов. Среди последних трендов – появление упаковок, снабженных элементами саморазогрева, что позволяет еще сильнее экономить время при приготовлении продукта.
Коммерческий директор «Маревен Фуд Сэнтрал» Наталия Попова в разговоре с «Коммерсантом» предположила, что производство лапши быстрого приготовления снова начнет расти, в том числе в связи с «поворотом на Восток и восприятием таких продуктов как основы для рациона людей разных социальных страт».
Снижение производства макаронных изделий на 4,4% до 1,5 млн тонн
В 2023 году в России произведено около 1,5 млн тонн макаронных изделий. Для сравнения, годом ранее объем выпуска этой продукции оценивался в 1,57 млн тонн. Таким образом, произошло падение на 4,4%, о чем говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого раскрыты 15 февраля 2024 года.
В отчете учитываются такие виды изделий, как вермишель, лапша, макароны, перья, рожки, фигурные макароны, лапша быстрого приготовления, полуфабрикаты макаронного теста, фунчоза, соба и иные виды продукции, изготовленной из нетрадиционной муки или из смеси разных видов муки. В рейтинг ведущих игроков отрасли включены АО фирма Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева, ООО «Маревен Фуд Сэнтрал», АО «Макфа», ООО «Ресурс» и ООО «Объединение Союзпищепром».
В 2019-м в России было произведено 1,43 млн тонн макаронных изделий. В 2020 году на фоне возросшего спроса объем выпуска увеличился на 2,6% — до 1,47 млн тонн. В 2021-м производство сократилось на 1,3%, оказавшись на уровне 1,45 млн тонн. Фабрики столкнулись с дефицитом твердой пшеницы и ростом цен на нее из-за увеличения экспорта. В 2022 году из-за снижения доходов населения в связи с ухудшившейся геополитической обстановкой спрос на макаронные изделия начал расти. В результате, объем их выпуска поднялся на 8%. В 2023 году производство скорректировалось до среднего уровня в связи с сокращением потребительской активности после ажиотажного спроса.
В исследовании также отмечается, что, несмотря на сложную ситуацию, связанную с введением санкций и уходом ряда компаний с российского рынка, производство макаронных изделий в России существенно не пострадало. Потребности внутреннего рынка практически полностью обеспечиваются отечественными производителями, а доля импорта не превышает 5%.[2]
2022: Рост продаж лапши быстрого приготовления на 5,1% до 174 тыс. штук
По итогам 2022 года в России было продано 174 тыс. тонн лапши быстрого приготовления, что на 5,1% больше, чем годом ранее. В предыдущие годы объем рынка также рос, говорится в исследовании, которое аналитики BusinesStat опубликовали в декабре 2023 года.
По словам экспертов, негативное восприятие продуктов быстрого приготовления в России постепенно исчезает. Отчасти этому способствует рост качества выпускаемой продукции – если раньше состав пакета с лапшой был достаточно беден и включал в себя лишь небольшой пакетик с простейшими специями, а сама упаковка лапши была именно пакетом, то на сегодняшний день производители стараются либо использовать натуральные ингредиенты, либо достигать максимального сходства с ними и по вкусу, и по внешнему виду. Трансформируется и упаковка продукта. «Классическая» пакетная упаковка по-прежнему в ходу, однако вместе с ней широко используются картонные или пластиковые боксы, которые стараются сделать максимально удобными для потребителей, отмечают исследователи.
Они также назвали еще один фактор, способствующий росту популярности лапши быстрого приготовления, - активное увлечение многих россиян восточной, в частности корейской и японской культурой, в которых лапша является важной составляющей. Также сказывается рост ассортимента производимых в России вариантов восточной лапши, а также упрощение и ускорение торговых связей между странами.
Аналитики добавляют, что вместе с вытеснением негативной репутации покупатели всё больше обращают внимание на функциональность лапши быстрого приготовления. Долгие сроки хранения, насыщенный вкус и простота приготовления продукта делают его полезным в поездках и при отсутствии возможности приготовить пищу традиционными способами. Важно и быстрое приготовление – возможность экономить время в условиях убыстрения современной жизни также является хорошим конкурентным преимуществом продукта.[3]