2024/11/22 10:56:08

Машиностроение в России


Содержание

Основная статья: Промышленное производство в России

Производство автомобилей

Основная статья: Производство автомобилей в России

Авиационная промышленность

Основная статья: Авиационная промышленность России

Станкостроение

Основная статья: Станкостроение в России

Хроника

2024

Запущено первое в России производство асинхронных тяговых двигателей для поездов. В него вложено ₽6,7 млрд

19 ноября 2024 года стало известно о том, что компания «ТМХ-электротех» открыла в Новочеркасске первое в России производство асинхронных тяговых электродвигателей четырех типов для железнодорожного транспорта. Общий объем инвестиций в проект составил ₽6,7 млрд. Подробнее здесь.

В Подмосковье построили завод по производству комплектующих для дорожной, буровой, карьерной и лесозаготовительной техники

В Московской области, в городском округе Долгопрудный, построен новый завод по производству комплектующих для дорожной, буровой, карьерной и лесозаготовительной техники. Проект реализован компанией ООО «УДТ-Техника» в рамках региональной программы поддержки импортозамещения «Земля за 1 рубль». Об этом сообщила пресс-служба министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области в конце октября 2024 года. Подробнее здесь.

В Кургане за ₽1 млрд запустили завод по выпуску погрузчиков

В середине октября 2024 года в Кургане состоялось торжественное открытие нового завода по производству погрузчиков. Предприятие ООО «ИТМ Силовые трансмиссии», входящее в структуру «Кургандормаш», разместилось на территории бывшего завода ЖБИ-2 на проспекте Машиностроителей. Общий объем инвестиций в проект составил более ₽1 млрд. Подробнее здесь

Российское машиностроение за три года увеличило производство почти вдвое

Объем машиностроения в денежном выражении в России в первом квартале 2024 года достиг 560,1 млрд рублей. Это практически вдвое больше по сравнению с результатом трехлетней давности. Так, в первой четверти 2021-го был зафиксирован показатель в 295,2 млрд рублей. Такие данные приводятся в отчете Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, который опубликован 27 июня 2024 года.

Отмечается, что в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой отрасль машиностроения получила мощный импульс к развитию. Согласно полученным в ходе исследования результатам, более 40% предприятий в России располагают «очень высоким» и «высоким» потенциалом для реализации процесса выпуска импортозамещающей продукции. Без малого 60% компаний имеют «высокий» и «средний» уровень готовности к использованию новых технологий, тогда как более 40% производств финансировали проекты по их внедрению. Около трети (31%) компаний столкнулись с необходимостью инвестиций в технологическое развитие.

По итогам первого квартала 2024 года количество организаций, специализирующихся на производстве машин и оборудования, достигло 14,8 тыс. Это на 2,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Количество средних и крупных организаций в январе 2024 года по сравнению с январем 2021-го поднялось на 11,5% и составило 882. За этот же период число крупных и средних предприятий по производству станков, машин и оборудования для обработки металлов и прочих твердых материалов возросло с 25 до 29.

По оценкам, в январе–апреле 2024 года в РФ произведено в общей сложности 18,6 тыс. станков. Из них металлорежущие установки составили 15,5% (около 2,9 тыс. штук), деревообрабатывающие — 13% (2,4 тыс.), токарные, расточные и фрезерные металлорежущие — 9,8% (1,8 тыс.), станки для снятия заусенцев, заточные, шлифовальные или станки для прочей доводки металлов — 6,6% (1,2 тыс.), деревообрабатывающие круглопильные, ленточнопильные и лобзиковые станки — 6,1% (1,1 тыс.). Больше всего выпущено «прочих металлообрабатывающих станков» — 3,4 тыс. единиц, или 18,4%.[1]

2023

Объем российского рынка рельсового машиностроения за год достиг ₽1 трлн

Российский рынок железнодорожного машиностроения, включая путевую технику, сервис и запасные части, достиг объема в ₽1 трлн по итогам 2023 года. Аналитики (свои данные они обнародовали в сентябре 2024 года) прогнозируют десятикратный рост к 2030 году.

По оценкам Rollingstock Agency (RSA), объем рынка рельсового подвижного состава в период с 2024 по 2030 год превысит ₽7 трлн, а с учетом комплектующих и сервиса может достичь ₽10 трлн.

Объем российского рынка рельсового машиностроения составил 1 трлн рублей за год

Управляющий партнер и сооснователь RSA Александр Поликарпов подчеркнул: «Рынок магистральных тепловозов в 2024-2030 годах составит ₽450-510 млрд, что включает покупку более 2 тысяч секций — около 300 секций ежегодно».CommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя 2.5 т

ОАО «РЖД» планирует приобрести до 10 тыс. локомотивов к 2035 году. В сегменте маневровых локомотивов ожидается закупка около 210 единиц ежегодно, с общим объемом 1,4 тыс. единиц стоимостью ₽165-185 млрд до 2030 года.

Директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает устойчивый спрос на обновление парка маневровых локомотивов в промышленности. Появление импортозамещенной модели ТЭМ23 с двигателем КамАЗа стоимостью ₽100 млн делает покупку выгоднее аренды.

В пассажирском сегменте прогнозируются ежегодные поставки 700 вагонов локомотивной тяги и 1 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава. Объем рынка до 2030 года оценивается в ₽650-720 млрд и ₽1,1-1,2 трлн соответственно.

Рынок трамваев также демонстрирует превышение спроса над предложением. По данным RSA, потребность составляет более 4 тыс. единиц общей стоимостью ₽450-480 млрд. В сегменте метро ожидается спрос на 350 вагонов в год с объемом рынка ₽440-490 млрд до 2030 года.

Успешная реализация прогнозов зависит от внедрения долгосрочных контрактов и снижения ключевой ставки для повышения привлекательности лизинга и инвестиций в развитие компонентной базы.[2]

Спад производства двигателей внутреннего сгорания на 10,8% до 202,4 тыс. единиц

Выпуск двигателей внутреннего сгорания в России сократился на 10,8% в 2023 году, составив 202,4 тыс. единиц. О продолжающемся снижении производства стало известно в ноябре 2024 года из официальных статистических данных.

По данным «Росстата», декабрьский выпуск двигателей составил 17,1 тыс. единиц, что демонстрирует снижение на 0,4% по сравнению с декабрем 2022 года и на 6,5% относительно ноября 2023 года. Спад производства наблюдается во всех федеральных округах страны.

Производство двигателей внутреннего сгорания в России за год снизилось на 10,8%

Среднегодовой темп снижения производства за период 2017-2023 годов достиг 5,8%. Производственные показатели существенно сократились после пикового значения 2021 года, когда было выпущено 341,7 тыс. двигателей.

Центральный федеральный округ удерживает лидерство в отрасли, обеспечивая 47,5% общероссийского производства. Приволжский федеральный округ следует за ним с долей 46,6% от общего объема выпуска за последние шесть лет.

По информации «Росстата», несмотря на сокращение производства, цены на двигатели продолжают расти. Средняя стоимость в январе 2023 года достигла ₽249,9 тыс. за единицу, увеличившись на 21,9% к январю 2021 года. При этом наблюдается оптимизация складских запасов: хранимые производителями объемы сократились на 53,1% к январю 2022 года, составив 3,9 тыс. единиц.

Снижение объемов производства двигателей внутреннего сгорания отражает общие структурные изменения в автомобильной промышленности России. В 2022 году выпуск сократился на 33,3% по сравнению с предыдущим годом, продолжив негативную динамику в 2023 году.

Тенденция к снижению производства двигателей внутреннего сгорания наблюдается во всех федеральных округах, что отражает масштабные изменения в структуре автомобильной промышленности России.[3]

Объем российского рынка эскалаторов за год вырос на 22,2% до 605 штук

В октябре 2024 года стало известно о росте российского рынка эскалаторов и движущихся пешеходных дорожек. По итогам 2023 года объем рынка увеличился на 22,2% по сравнению с 2022 годом, достигнув 605 единиц установленного оборудования.

По данным аналитической компании "ГидМаркет", этот рост свидетельствует о начале восстановления рынка после серьезного спада в 2022 годы. Для сравнения, в 2022 году объем рынка составлял всего 495 единиц, что значительно ниже показателя 2019 года, когда было установлено 1039 единиц оборудования.

Эксперты отмечают, что основными факторами, повлиявшими на снижение объемов рынка в 2022 году, стали ограничения на импорт оборудования из-за рубежа и уход многих крупных игроков с российского рынка. Однако уже в 2023 году наметились позитивные тенденции, свидетельствующие о постепенном выходе отрасли из кризиса.

Аналитики ГидМаркет прогнозируют, что в ближайшие годы российский рынок эскалаторов и движущихся дорожек будет демонстрировать неоднозначную динамику. Для дальнейшего восстановления и развития рынка необходимо развитие отечественного производства и поддержка со стороны государства, включая субсидии и льготы для производителей.

Новые возможности для роста рынка эксперты видят в растущем спросе на модернизацию устаревшего оборудования, интеграции цифровых технологий в эскалаторы и движущиеся дорожки, а также в расширении географии установки оборудования в связи с развитием инфраструктуры в удаленных районах страны.

Несмотря на текущие сложности, отрасль имеет хорошие перспективы для восстановления и дальнейшего роста. Ожидается, что развитие отечественного производства позволит снизить зависимость от импорта и создать конкурентоспособную продукцию на российском рынке.

Эксперты также отмечают важность внедрения инновационных технологий в производство эскалаторов и движущихся дорожек. Интеграция цифровых решений может повысить эффективность и безопасность оборудования, что станет дополнительным стимулом для роста рынка в будущем.[4]

Производство подшипников в России выросло на 29,5% до 114,4 млн штук

В 2023 году в России было произведено 114,4 млн подшипников. Это на 29,5% больше по сравнению с предыдущим годом, когда объем выпуска данной продукции составлял 88,4 млн единиц. Основными драйверами отрасли являются высокий спрос на такие изделия и комплексные меры поддержки со стороны государства. Рыночные тенденции рассматриваются в обзоре BusinesStat, опубликованном в середине октября 2024 года.

В исследовании учитываются подшипники разных типов, включая шариковые и роликовые. Значимыми игроками отечественного рынка названы ООО «Тек-Ком Производство», ООО «ГПЗ», ООО «Эмас-Турбо», ПАО «Псковский завод механических приводов» и ООО «ГПЗ-77».

По оценкам, в 2019 году в России было изготовлено 92,3 млн подшипников. В 2020-м зафиксировано падение на 5,7% с итоговым результатом 87,1 млн единиц. Уменьшение производства было связано как со снижением спроса на продукцию, так и с сокращением мощностей из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничительных мер. В 2021 году выпуск подшипников восстановился до уровня 2019-го, составив 93,9 млн штук, что на 7,8% больше в годовом исчислении.

В 2022 году производство подшипников в России сократилось на 5,8% и составило 88,4 млн штук. Уменьшение связано в основном с уходом из РФ иностранных компаний, либо непосредственно занимавшихся изготовлением изделий внутри страны, либо являвшихся их потребителями. Наиболее острым оказался уход производителей кассетных подшипников, используемых в вагоностроении. Такие производители, как ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая компания», ООО «СКФ» и ООО «Тимкен ОВК», работали в партнерстве с Amsted Rail, SKF и Timken соответственно. Временно поставки кассетных подшипников заместили китайские компании. В 2023 году рынок вернулся к росту — в том числе благодаря программам государственной поддержки.[5]

Производство подшипников за год взлетело на 26,3% до 61,2 млн штук

В 2023 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в России достиг 61,2 млн штук. Это на 26,3% больше по отношению к предыдущему году, когда было изготовлено 48,5 млн изделий. Такие данные приводятся в обзоре аналитического агентства «ГидМаркет», опубликованном в начале сентября 2024 года.

В исследовании сказано, что в 1990 году в СССР было произведено 1,17 млрд подшипников качения, что практически полностью покрывало потребности внутреннего рынка страны. Продукция также экспортировалась, занимая значительную нишу на мировом рынке. Однако в период с 1990-го по 2010 год произошло многократное сокращение объемов производства машиностроительной продукции, что привело к прекращению выпуска некоторых типов подшипников и снижению качества остальных. В результате, после 2000 года производство шариковых и роликовых подшипников в России демонстрировало стабильную отрицательную динамику.

Ситуация начала меняться из-за серьезных ухудшений международного ландшафта геополитики и нестабильности мировых рынков. Успешная реализация программы импортозамещения делает Россию менее зависимой от внешних факторов, а также от мер других государств, предпринимаемых для сдерживания развития национальной экономики. На этом фоне в 2022 году объем производства шариковых и роликовых подшипников в РФ поднялся на 16,3% по отношению к 2021-му.

Положительная тенденция спроса на подшипники качения в России объясняется несколькими ключевыми факторами. Среди них — развитие отечественного машиностроения на фоне санкций и импортозамещения в различных отраслях экономики, увеличение выпуска продукции военно-промышленного комплекса в связи с проведением специальной операции, а также рост спроса со стороны железнодорожной сферы.[6]

Примечания