Основная статья: Офисное ПО (рынок России)
2024: Санкт-Петербург закупил 15,5 тыс. лицензий ПО «МойОфис» для госструктур
Компания «МойОфис», российский разработчик офисного программного обеспечения для совместной работы с документами и коммуникаций, поставила 15,5 тысяч лицензий «МойОфис Стандартный» в государственные структуры и организации города Санкт-Петербург. Об этом 11 января 2024 года TAdviser сообщили представители «МоегоОфиса». Подробнее здесь.
2023
Органы исполнительной власти Кемеровской области перешли на российское ПО "МойОфис"
МойОфис, российский производитель офисного программного обеспечения для совместной работы с документами и коммуникаций, 26 октября 2023 года объявил о переходе всех бюджетных учреждений Кемеровской области-Кузбасса на свои продукты. Подробнее здесь.
Аппарат Госдумы переходит с продуктов Microsoft на Astra Linux и «МойОфис»
В начале октября 2023 года стало известно о том, что аппарат Государственной думы РФ переводит сотрудников на отечественные аналоги продуктов Microsoft. Проект нацелен на импортозамещение в сфере программного обеспечения в госсекторе. Подробнее здесь.
Органы власти Астраханской области перешли на российское ПО "МойОфис"
Правительство Астраханской области и еще 28 органов власти региона перешли на отечественное офисное ПО МойОфис. Об этом 20 сентября 2023 года сообщила компания МойОфис (ООО Новые облачные технологии). Регион суммарно приобрел более 3,2 тыс лицензий почтовой системы «МойОфис Почта 2» и «МойОфис Частное Облако 2». Продукты используются для создания единой коммуникационной среды государственных служащих Астраханской области, а также для организации безопасного хранения и управления файлами в собственном облаке и работе в облачных редакторах документов. Подробнее здесь.
Тверская область переходит на российское ПО "МойОфис"
Организации Тверской области, начали переход на отечественное офисное ПО МойОфис. Софт будет установлен на 20 тысячах устройств до конца 2023 года, на май 2023 года оборудовано более 2 тысяч рабочих мест. Об этом компания МойОфис (ООО Новые облачные технологии) сообщила 23 мая 2023 года. Подробнее здесь.
2022
Вице-премьер Чернышенко поручил разработать механизм оценки перехода госсектора на отечественное офисное ПО
Как стало известно 11 июля 2022 года, вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры до 15 августа 2022-го разработать механизм оценки перехода федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ на отечественное офисное программное обеспечение.
Ведомствам на основе данной формы поручено до середины сентября 2022 года направить в Минцифры информацию о переходе на использование импортонезависимого офисного ПО.
Пакет офисного ПО включает все приложения, необходимые для организации работы сотрудников ведомств и организаций, включая мессенджер, систему документооборота, приложение для проведения онлайн видеоконференций и так далее.
Кроме того, председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов рассказал, что поручение распространяется на другой софт, включая антивирусы, ОС, прикладное ПО и другие программы. По его словам, механизм разрабатывается для включения в KPI чиновников.
У каждого руководителя есть параметры, по которым оценивается его работа, теперь к ним добавят импортозамещение софта, — подчеркнул он. |
Источник «Коммерсанта» на ИТ-рынке утверждает, что многим региональным ведомствам просто не хватает бюджета для перехода на российский офисный пакет, поэтому они к июлю 2022 года все еще используют решения Microsoft, в том числе и после отказа американского вендора от продления лицензий и поддержки Windows. «Еврохим», ТМК и другие предприятия представили опыт цифровизации в промышленности на TAdviser SummIT
По словам собеседника газеты, за последние два месяца правительство разослало в органы федеральной и региональной власти целый ряд документов, направленных на формирование дополнительных показателей оценки уровня поддержки ИТ-отрасли. В планах финансовая поддержка доработки и внедрения отечественного ПО во всех сегментах экономики, сказал он. [1]
Органы власти Якутии переходят на российское ПО "МойОфис"
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) и МойОфис заключили соглашение о сотрудничестве в инновационной сфере. Об этом МойОфис сообщил 15 июня 2022 года. Подробнее здесь.
«МойОфис» поможет Росморпорту перейти на отечественное ПО
ФГУП «Росморпорт» и МойОфис объединяют экспертизу для решения задач цифровизации. Об этом компания «МойОфис» сообщила 2 июня 2022 года. Подробнее здесь.
Курская область приобрела офисное ПО "МойОфис" для служащих всех органов исполнительной власти региона
Курская область приобрела офисное ПО МойОфис для служащих всех органов исполнительной власти региона. Об этом компания МойОфис сообщила 16 марта 2022 года. Подробнее здесь.
Калужская Служба информационного обеспечения перешла на «Р7-Офис»
Служба информационного обеспечения Калужской области 18 января 2022 года сообщила о завершении перевода сотрудников на работу с экосистемой офисных приложений «Р7-Офис». Внедрение российского решения позволило сотрудникам оптимизировать процессы работы с документами, а также снизить импортозависимость организации. Подробнее здесь.
Министерство цифрового развития и связи Саратовской области перешло на офисный пакет AlterOffice
18 января 2022 года Группа компаний «АЛМИ» сообщила, что в рамках реализации политики импортозамещения и становления цифрового суверенитета поставила Министерству цифрового развития и связи Саратовской области бессрочные лицензии офисного пакета AlterOffice. Подробнее здесь.
2021
"Центр занятости населения города Нижнего Новгорода" перешел на AlterOffice
Группа компаний АЛМИ 7 декабря 2021 года сообщила о поставке бессрочных лицензий офисного пакета AlterOffice в Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода». Подробнее здесь.
Счетная Палата ЯНАО внедрила "Р7-Офис"
Счетная Палата Ямало-Ненецкого Автономного округа 11 августа 2021 года сообщила о завершении перевода сотрудников на работу с российским офисным пакетом «Р7-Офис». Внедрение ПО позволило наладить дистанционную работу с документами, сохранить продуктивность в условиях карантинных ограничений и сократить бумажный документоборот. Подробнее здесь.
2020: Рынок офисного ПО в госсекторе 5,96 млрд руб. 80% приходится на Microsoft
По итогам 2020 года рынок офисного ПО для B2G-сегмента (business-to-government; продажи госорганам и госкомпаниям) в России не покажет ожидавшегося роста и останется практически на уровне 2019 года — 5,96 млрд руб., говорится в отчете компании «Новые коммуникационные технологии» (НКТ; разработчик пакета «Р7-Офис»).
Около 80% сегмента занимает американская Microsoft. Ситуация начнет меняться с 2021 года, ожидают в НКТ. По ее оценке, в ближайшие три года рынок будет расти в среднем на 9% за счет замещения иностранных продуктов отечественными и к 2023 году достигнет 7,72 млрд руб. Импортозамещение перестало носить «директивный характер», рынок всерьез рассматривает отечественные программные продукты, уверены в НКТ.
Темпы роста рынка российского офисного ПО в этом году оказались ниже ожидаемых, но интерес к нему все равно растет, считает руководитель отдела развития продаж отечественного ПО компании Softline Дмитрий Сорокин. Коммерческие организации и госкомпании, по его словам, проявляют интерес к функциональным возможностям отечественных продуктов, для них важно не просто выполнить требования регулятора, но и получить экономическую выгоду от внедрения.
Наиболее востребованными у заказчиков продуктами он называет «МойОфис» и «Р7-Офис», а среди их преимуществ — мультиплатформенность, стабильность ценообразования на фоне колебаний валют и территориальную близость разработчиков, что упрощает работу техподдержки и позволяет быстрее реагировать на отклики пользователей.
2018
Закупки отечественного офисного ПО для госорганов решили централизовать
На заседании правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, состоявшемся 9 февраля 2018 года, было принято решение о централизации закупок офисного и бухгалтерского ПО, а также программных продуктов для обеспечения информационной безопасности. Об этом сообщил портал сообщил D-Russia.ru со ссылкой на участника заседания[2].
По данным портала, Минфину и Минкомсвязи будет поручено до 1 июля 2018 года разработать и внести в правительство проект нормативного акта о централизации закупки ПО. Документ должен предусматривать:
- внедрение механизма приобретения госорганами отечественного офисного ПО, интегрированного с системами электронного документооборота, в том числе по модели SaaS;
- определение порядка сбора и обобщения предложений госорганов по доработке российского офисного ПО и реализацию механизма его доработки по результатам анализа этих предложений.
Централизация закупок офисного ПО уже обсуждалась ранее. Так, в октябре 2017 года на совещании у зампредседателя правительства Минфину и Минкомсвязи было поручено проработать и представить предложения по организации централизованной закупки офисного ПО для нужд федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
На заседании комиссии Медведев также предложил усовершенствовать правила ведения реестра отечественного ПО.
Надо, чтобы там учитывались новые программы, которые созданы именно в России, а не только то, что право собственности на такое программное обеспечение принадлежит российским компаниям, - приводит словам премьер-министра портал правительства РФ. |
Спрос на отечественное ПО растет, отметил премьер-министр: по его данным, российское ПО закупается для госнужд в два раза чаще, чем это было в 2015 году. Вместе с тем, многие органы власти продолжают приобретать иностранный софт, констатировал Дмитрий Медведев. Это касается и коммерческих компаний, контролируемых государством.
Объясняют это, естественно, тем, что российские программы не всегда подходят под их задачи либо не стыкуются с другими программами, которые невозможно пока создать у нас. Нужно проанализировать, насколько обоснованы эти замечания, наверное, где-то они обоснованы, нужно учесть все предложения. Уверен, что на основе российского софта после определённой доработки удастся создать такое программное обеспечение, которое будет устраивать заказчиков. Здесь только нужно приложить усилия и, конечно, деньги, для того чтобы всё-таки создать программы, которые будут конкурентоспособными, - заявил Медведев. |
Но абсолютно недопустимо, когда такое программное обеспечение закупается неоправданно, то есть при наличии российских программ, которые схожи по функционалу, добавил он. За этим нужно следить, в том числе и Минкомсвязи, заявил премьер-министр.
План назначения «Ростелекома» единственным поставщиком облачных офисных сервисов для органов власти
В феврале 2018 года стало известно о планах российского правительства назначить «Ростелеком» единственным исполнителем проекта по предоставлению органам власти отечественного офисного программного обеспечения в качестве облачной (SaaS) услуги. До 15 марта Минкомсвязи совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должно подготовить и представить в правительство соответствующие предложения, говорится в протоколе заседания правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Помимо направления офисного софта, «Ростелеком» внедрит в органы власти мобильную операционную систему и средства антивирусной защиты. На 20 февраля 2018 года только одна мобильная платформа входит в реестр российского ПО – ОС Sailfish.
Кроме того, «Ростелеком» собираются назначить единственным исполнителем работ и услуг по доработке ИТ-систем, используемых органами государственной власти, в целях обеспечения их совместимости с отечественным офисным программным обеспечением. Они будут предоставляться по сервисной модели и на основе безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и пользовательского оборудования.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23 марта 2017 года, к офисному ПО относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система, системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.
Ранее сообщалось, что Минфин и Минкомсвязи до 15 марта 2018 года должны представить в правительство проект нормативного акта об обеспечении централизации закупки офисного и бухгалтерского ПО, а также ИБ-решений.[3]
2017: Премьер-министр Медведев утвердил требования к российскому офисному ПО
В марте 2017 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, устанавливающее дополнительные требования к отечественному офисному программному обеспечению, включенному в реестр российского ПО. К офисному ПО, в частности, относятся: операционная система, коммуникационное ПО, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, файловые менеджеры, справочно-правовая система, системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.
Требования устанавливаются к составу, функциональным характеристикам и сопровождению программного обеспечения. В проекте постановления прописаны требования к офисному ПО в целом и к отдельным его составляющим, а также к форматам входных/выходных данных.
В числе общих требований к офисному ПО:
- русскоязычный интерфейс;
- возможность аутентификации и идентификации пользователей в ЕСИА (если программа имеет функцию идентификации);
- отсутствие требования установки дополнительного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего ограничения на его свободное распространение на территории РФ, за исключением операционных систем;
- для веб-доступа пользователя к офисному ПО должна обеспечиваться возможность использования интернет-браузеров не менее чем 3 различных правообладателей, при этом сведения об одном из которых включены в реестр российского ПО.
На АРМ пользователя офисные программы должны иметь возможность работать под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в реестр российского ПО, и ОС Microsoft Windows (версии 7 и выше). Для серверного оборудования - под управлением не менее 2 ОС, сведения о которых включены в реестр, и ОС Microsoft Windows Server (версии 2008 и выше).
Из требований к офисному пакету в части текстового редактора, табличного редактора и редактора презентаций – возможность совместной работы над электронным документом группы пользователей, в том числе записи изменений в электронном документе в режиме реального времени.
Средства просмотра электронных документов должны поддерживать форматы bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, OOXML, docx, doc, pptx, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odt, ods, odp, avi, mpeg, mp3. Для создания новых электронных текстовых документов, презентаций, таблиц офисное ПО должно поддерживать, в том числе, форматы Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, PPTX) и PDF.
В 3-месячный срок со дня выпуска постановления Минкомсвязи должно утвердить порядок и методику подтверждения соответствия ПО установленным требованиям, а в 6-месячный срок - обеспечить подтверждение, что им соответствует уже включенное в реестр офисное ПО.
Помимо требований к офисному ПО, реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии включенного в указанный реестр программного обеспечения установленным дополнительным требованиям, которые определяют состав, архитектуру, функции отечественного офисного программного обеспечения, необходимого для замены импортных аналогов.
2016
В Минкомсвязи попытались разработать требования к российскому офисному ПО. Получилось слабо
В конце октября 2016 года Минкомсвязи представило проект постановления правительства, которое устанавливает дополнительные требования к продуктам, содержащимся в реестре отечественного программного обеспечения. Документ был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Речь в проекте идет, в частности, об установлении требований к офисному программному обеспечению. Под офисным программным обеспечением в документе подразумевается ПО, «предназначенное для автоматизации типовых функций должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов по обработке информации при выполнении своих должностных обязанностей».
Требования устанавливаются к составу, функциональным характеристикам и сопровождению программного обеспечения. В проекте постановления прописаны требования к офисному ПО в целом и к каждой из его составляющих, а также к форматам входных/выходных данных и информационной безопасности.
В требованиях к составу ПО говорится, что оно должно включать в себя редактор текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, ПО электронной почты, почтовые приложения, коммуникационное ПО, файловый менеджер, органайзеры, средства просмотра и операционные системы.
В числе общих требований к офисному ПО - оно должно обеспечивать совместную работу над электронным документом группой пользователей с возможностью записи изменений в режиме реального времени, говорится в документе.
В случае доступа пользователя к офисному ПО с использованием средств интернет-браузера, оно должно обеспечивать возможность использования интернет-браузеров не менее чем трех различных правообладателей.
Офисное ПО должно поддерживать работу с СУБД, включенными в реестр российского программного обеспечения.
В требованиях к операционным системам указывается, что для автоматизированного рабочего места офисное ПО должно поддерживать работу не менее чем на двух различных ОС семейства Linux и ОС Microsoft Windows (версии 7 и выше). Для серверного оборудования требуется поддержка не менее чем на двух ОС семейства Linux, а для абонентских устройств – поддержка ОС Android, Apple iOS и Tizen.
Коммуникационное программное обеспечение должно обеспечивать создание, просмотр, редактирование, копирование, вывод на печать информации и передачу с использованием каналов связи и локальных вычислительных сетей электронных документов, электронных сообщений, включая текстовые сообщения, изображения, звуковые и видео- файлы. К нему установлены требования о поддержке доставки сообщений, возможности отключения уведомлений о сообщениях, поиска по сообщениям и др.
Большой список требований содержится к почтовым приложениям. В нем прописаны особенности взаимодействия между серверным и клиентским ПО и функциональные возможности. В числе требований также – реализация средств антивирусной проверки электронных сообщений и электронных документов и механизмы шифрования информации и электронной подписи.
В требованиях к средствам просмотра указывается, что они должны обеспечивать возможность просмотра электронных документов, в том числе сохраненных в форматах bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, OOXML, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odf, avi, mpeg. Редактор презентаций должен поддерживать форматы электронных документов Open Document Format и формат электронных презентаций Microsoft (pptx), а создание новых табличных электронных документов должно быть возможно, в том числе, в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, XLSX).
Стоит отметить, что в документе авторы путают форматы как таковые и файловые расширения форматов: противопоставляют OOXML и xlsx, хотя, первое включает в себя второе. В документе упоминается стандарт ISO 29500 в качестве проекта, хотя он был утвержден еще в 2008 году.
В Ассоциации «Отечественный софт» сообщили TAdviser, что у организации пока нет позиции по этому документу. Его разослали членам АРПП и собирают отклики, исходя из которых, ассоциация позднее сформирует свою позицию.
Советник генерального директора СПО-разработчика «Базальт СПО» Алексей Смирнов рассказал TAdviser, что отправлял свои замечания на предварительную версию документа. Некоторые из них были учтены полностью или частично. Например, были исправлены формулировки требований к форматам поддерживаемых документов, но по этому списку надо еще поработать, он явно сырой и многократно дублируется в документе, полагает эксперт.
В числе неучтенных – замечание к требованию возможности совместного редактирования электронного документа в реальном времени. Алексей Смирнов не уверен, что это требование будет соответствовать требованиям по безопасности и уверен, что оно точно не применимо ко всему ПО сразу, как оно выставлено в текущей версии документа.
Также у эксперта вызывает недоумение требование для вновь закупаемого офисного ПО обязательно обеспечить работу и под ОС Windows: «Сейчас оправданием покупки Windows является только совместимость с прикладным ПО, но в требования уже заложена совместимость прикладного ПО с Linux», аргументирует Смирнов. Кроме того, «две версии Linux», поддержку которых устанавливает проект, – это например RedHat и SuSE, поэтому должна быть совместимость именно с ОС из реестра, уверен он. Смирнов предлагает в данном пункте ограничиться требованием совместимости с какой-либо ОС из реестра отечественного ПО.
Из требований к ОС для рабочих станций следует, что от ОС Windows 7 требуется, чтобы она позволяла запускать все программы, собранные для работы под ОС Windows 10, указывает на еще одну недоработку в документе Смирнов. Он считает, что вряд ли это реализуемо.
В числе других замечаний Алексея Смирнова - почему «выпали» многие важные для офисной работы классы ПО, например ВКС и ERP. Возражение, что они имеют серверную основу, он считает неактуальным, поскольку почта и месенджер тоже не ограничивается клиентским ПО.
Алексей Смирнов также поднимал вопрос относительно порядка применения этих требований: кем и когда будет осуществляться проверка их выполнения для конкретных программ? Кроме того, некоторые пункты документа, по его мнению, могут быть поняты как дополнительные требования ко всем программам соответствующих классов при их занесении в реестр. Однако реестром пользуются не только федералы, и возникает вопрос, что тогда делать регионам, муниципалам и госкорпорациям.
Непонятен и юридический статус документа, указывает в своих замечаниях советник генерального директора «Базальт СПО». В нем фактически заложено дополнительное ограничение по госзакупкам. Это значит, что он должен быть привязан к 44-ФЗ, иначе у госзаказчика возникнут проблемы с законом, полагает он.
Ранее, в июле 2016 года, вышло распоряжение правительства, согласно которому до конца 2018 года федеральные госорганы должны перейти на российское офисное программное обеспечение. Разработка требований к его составу и функциональным характеристикам была возложена на Минкомсвязи, а срок исполнения обозначен октябрем 2016 года.
В конце сентября 2016 года состоялось заседание рабочей группы Совета по региональной информатизации — рабочего органа Минкомсвязи, на котором участники обсуждали функциональные требования к отечественному офисному ПО для госорганов. К этому моменту ведомство направляло в федеральные органы исполнительной власти запрос об используемом ПО и предъявляемых к нему требованиях. Также представители отрасли направляли Минкомсвязи свои предложения по функциональным требованиям к офисному ПО. В Минкомсвязи отмечали, что проект постановления правительства о дополнительных требованиях к офисному ПО разрабатывался с учетом проведенного анализа полученной информации от госорганов и представителей отрасли.
Стартовала подготовка к зачистке импортного офисного ПО и операционных систем в госорганах
29 августа 2016 года Минкомсвязи разослало в федеральные госорганы и внебюджетные фонды письмо (копия есть в распоряжении TAdviser) с просьбой предоставить данные об использовании офисного программного обеспечения в их деятельности.
Анализ этой информации необходимо провести в рамках исполнения плана перехода федеральных госорганов и внебюджетных фондов на использование отечественного офисного ПО в 2016-2018 гг.
Данное письмо Минкомсвязи направило госорганам взамен аналогичного документа, которое ранее, в конце июля, разослал замминистра связи Алексей Соколов. В новом письме расширен список классов офисного иностранного ПО, о котором госорганам требуется предоставить сведения: теперь к нему отнесли также операционные системы, антивирусное ПО и ПО обеспечения информационной безопасности, справочно-правовые системы.
Полный список используемого офисного ПО, о котором требуется предоставить сведения, теперь выглядит так:
- Операционные системы
- Офисные пакеты
- Редакторы презентаций
- Табличные редакторы
- Текстовые редакторы
- Редакторы диаграмм, блок-схем
- Справочно-правовые системы
- Коммуникаторы/меесенджеры (включая мобильные)
- Серверное и клиентское ПО электронной почты
- Органайзеры/планировщики
- Средства просмотра документов
- Браузеры
- Редакторы мультимедиа
- ПО электронного документооборота
- Антивирусное ПО и ПО обеспечения информационной безопасности
В более ранней версии письма список включал:
- Файловые менеджеры
- Коммуникационное программное обеспечение
- Офисные пакеты
- Почтовые приложения
- Органайзеры
- Средства просмотра документов
- Браузеры
- Редакторы мультимедиа
- Редакторы презентаций
- Табличные редакторы
- Текстовые редакторы
Как и ранее, Минкомсвязи также интересуют 20 самых часто запускаемых иностранных продуктов за период с начала 2011 по конец 2015 года.
Отдельно ведомство просит перечислить требования к офисному ПО со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем. Судя по всему, это заменило вопрос о том, «имеется ли «жесткая» привязка к использованию определенных офисных приложений» со стороны ведомственных информационных систем, который содержался в июльском письме госорганам.
Чиновников просят предоставить информацию об использовании ПО не только в своих центральных аппаратах, но и в территориальных подразделениях, подведомственных агентствах, ФГУПах и т.п. Также требуется предоставить сведения о фактических и прогнозных затратах на указанные продукты в федеральных госорганах и подведомственных им учреждениях.
Дополнительно Минкомсвязи просит федеральные госорганы и внебюджетные фонды сообщить о готовности участия в реализации пилотного проекта по переходу на использование отечественного офисного ПО, который планируется провести в 2016-2017 гг.
Информацию необходимо направить в Минкомсвязи до 1 октября 2016 года. На основании анализа должна быть определена потребность в офисном программном обеспечении на период 2016-2018 годов.
Утверждение плана перехода госорганов на российское офисное ПО
26 июля 2016 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план перехода федеральных госорганов и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения в 2017-2018 гг. Обеспечивать его реализацию будет Минкомсвязи совместно с заинтересованными госорганами.
Согласно соответствующему распоряжению правительства, до 1 октября 2016 года госорганы должны предоставить Минкомсвязи сведения об использовании офисного ПО, а до 1 марта 2017 года - утвердить планы-графики перехода на использование отечественного офисного ПО в 2017-2018 гг.
Переход необходимо осуществлять с использованием ПО, включенного в единый реестр отечественного программного обеспечения.
С января по май 2017 года, в соответствии с планом, должен быть реализован пилотный проект по переводу на отечественное офисное ПО, в том числе - предоставляемое по облачной модели, не менее двух федеральных органов исполнительной власти, не менее трех территориальных органов ФНС и одного подведомственного ей казенного учреждения, а также не менее одного государственного внебюджетного фонда.
После этого, с мая 2017 года по декабрь 2018 года, госорганы и внебюджетные фонды должны перейти на отечественное офисное ПО.
План также включает разработку Минкомсвязи предложений по реализации механизмов, предусматривающих до 2020 года переход органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, госкомпаний и акционерных обществ с госучастием, государственных казенных и бюджетных учреждений, на использование отечественного офисного ПО.
Полный текст распоряжения
Распоряжение от 26 июля 2016 г. № 1588-р
1. Утвердить прилагаемый план перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения.
2. Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами обеспечить реализацию плана, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам:
- до 1 октября 2016 г. представить в Минкомсвязь России сведения об использовании офисного программного обеспечения в порядке и объеме, которые определяются Минкомсвязью России;
- до 1 марта 2017 г. утвердить планы-графики перехода в 2017 - 2018 годах на использование отечественного офисного программного обеспечения;
- обеспечить переход на использование отечественного офисного программного обеспечения в соответствии с утвержденными планамиграфиками.
4. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам осуществлять переход на использование отечественного офисного программного обеспечения:
- с использованием программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
- в случае предоставления отечественного офисного программного обеспечения по "облачной" технологии - с применением инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным корпорациям и компаниям, акционерным обществам с государственным участием предусмотреть реализацию мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения.
Полный текст плана
№ | Мероприятие | Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия | Ответственный исполнитель | Срок реализации | Ожидаемые результаты |
1 | Проведение анализа отечественного программного обеспечения, внесенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также использования офисного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, включая их территориальные подразделения, а также в деятельности подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных унитарных предприятий, государственных казенных и бюджетных учреждений, в том числе с учетом требований к офисному программному обеспечению со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем | доклад в Правительство Российской Федерации | Минкомсвязь России, федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды | октябрь 2016 г. | проведен анализ отечественного программного обеспечения, внесенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также использования офисного программного обеспечения, в том числе с учетом требований со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем. Определена потребность в офисном программном обеспечении на период 2016-2018 годов |
2 | Разработка требований, предъявляемых к составу и функциональным характеристикам офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии, для использования федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами | акт Правительства Российской Федерации | Минкомсвязь России,заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды | октябрь 2016 г. | утверждены требования, предъявляемые к составу и функциональным характеристикам офисного программного обеспечения |
3 | Подготовка финансово-экономического обоснования перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2016-2018 годы | доклад в Правительство Российской Федерации | Минкомсвязь России | ноябрь 2016 г. | подготовлено финансово-экономическое обоснование перехода на отечественное офисное программное обеспечение |
4 | Разработка правил предоставления офисного программного обеспечения, в том числе по "облачной" технологии | акт Правительства Российской Федерации | Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные государственные внебюджетные фонды | декабрь 2016 г. | определены правила предоставления офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии |
5 | Подготовка предложений по организации и порядку реализации в 2016-2017 годах пилотного проекта по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения | доклад в Правительство Российской Федерации | Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные государственные внебюджетные фонды | октябрь 2016 г. | определен порядок и сроки реализации пилотного проекта; определены федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, участвующие в реализации пилотного проекта |
6 | Определение порядка и методики подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения | ведомственный нормативный правовой акт | Минкомсвязь России | ноябрь 2016 г. | утвержден порядок и методика подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения |
7 | Создание программно-аппаратного стенда в целях подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения | доклад в Правительство Российской Федерации | Минкомсвязь России | декабрь 2016 г. | создан стенд для подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения |
8 | Разработка методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения | ведомственный нормативный правовой акт | Минкомсвязь России | декабрь 2016 г. | утверждены методические рекомендации |
9 | Подготовка инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и системы федеральных и региональных центров обработки данных, для предоставления федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам отечественного офисного программного обеспечения, в том числе по "облачной" технологии | доклад в Правительство Российской Федерации | Минкомсвязь России | декабрь 2016 г. | подготовлена необходимая инфраструктура; отработана технология предоставления отечественного офисного программного обеспечения с применением "облачной" технологии |
10 | Реализация пилотного проекта по переводу не менее 2 федеральных органов исполнительной власти, не менее 3 территориальных органов Федеральной налоговой службы и одного подведомственного ей казенного учреждения, и не менее одного государственного внебюджетного фонда на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии, с учетом требований к офисному программному обеспечению со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем | доклад в Правительство Российской Федерации | Минкомсвязь России, ФНС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и государственный внебюджетный фонд | январь - май 2017 г. | реализован пилотный проект по использованию отечественного офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии |
11 | Разработка предложений по реализации механизмов, предусматривающих переход до конца 2020 года органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и компаний, государственных казенных и бюджетных учреждений, акционерных обществ с государственным участием на использование отечественного офисного программного обеспечения | доклад в Правительство Российской Федерации | Минкомсвязь России | май 2017 г. | разработаны предложения по реализации механизмов, предусматривающих переход до конца 2020 года указанных органов власти и организаций на использование отечественного офисного программного обеспечения; определены этапность перехода и перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для перехода указанных органов власти и организаций на использование отечественного офисного программного обеспечения |
12 | Переход федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения | доклад в Минкомсвязь России | федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды | май 2017 г. - декабрь 2018 г. | реализован механизм перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения |
13 | Разработка нормативных правовых актов и методических рекомендаций, формирующих правовую и методологическую основу перехода до конца 2020 года органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и компаний, государственных казенных и бюджетных учреждений, акционерных обществ с государственным участием на использование отечественного офисного программного обеспечения | нормативные правовые акты, методические рекомендации | Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | август 2017 г. | приняты нормативные правовые акты и утверждены методические рекомендации |
14 | Подготовка ежегодного доклада о ходе перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения | доклад в Правительство Российской Федерации | Минкомсвязь России, федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды | ежегодно, до 30 декабря текущего года | обеспечен мониторинг и контроль перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения |
15 | Проведение методологических семинаров по переходу на использование отечественного программного обеспечения | доклад в Правительство Российской Федерации | Минкомсвязь России | в течение 2016 - 2018 годов | обеспечена методологическая поддержка федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов при переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения |