Содержание |
Основная статья: Индия
Шиваизм и вишнуизм
Все обилие культов индуизма обобщенно сводится к двум главным течениям вишнуизму и шиваизму. Понятие шиваизма охватывает собой и близкородственные ему культы богинь-матерей, или шактийские и тантрические вероучения.
Культовая практика шиваизма во многом восходит к древнейшим культам плодородия и несет в себе значительное количество архаических черт, непосредственно восходящих к эпохе родовых отношений. В ней сохраняются многие типологические особенности, позволяющие реконструировать ряд религиозно-мировоззренческих моделей, которые были выработаны в процессе жизненной практики этнических групп, входивших в состав древнейшего населения Индии.
Вишнуизм же сложился в Индии после прихода ведических ариев, т. е. к началу І тысячелетия до н. э. В известной мере их продвижение по стране шло под знаменем вишнуизма, так как учение об аватарах Вишну, которое можно считать наглядным примером приемов, использовавшихся брахманами для идеологической ассимиляции неарийских этносов, способствовало приобщению местных культов к ведическим формам религии.Решения 1С: актуальные тренды рынка и крупнейшие интеграторы. Обзор TAdviser
Вишнуизм изначально складывался в среде, где этнически превалировали потомки ведических арьев, и, став одним из существенных компонентов их религии, отразил в себе социально-правовые отношения, царившие в их обществе. Доминировавший и продолжавший интенсивно развиваться в этом обществе строй по модели «варна - каста» нашел в вишнуизме свое идеологическое знамя в памятниках ведической литературы в эпосе и пуранах широко отражены представления о боге Вишну, насаждавшем и утверждавшем строгость варновых границ и вместе с тем что очень важно - равно заботящемся о членах всех четырех варн, если только они не нарушали своей дхармы (в «Рамаяне», например, в книге «Уттараканда» повествуется о том, как Рама - одна из аватар Вишну - отсек голову некоему шудре, который осмелился практиковать строгую аскезу, разрешенную только брахманам).
Но до расцвета империи Гуптов, т. е. до начала V в. н. э., вишнуизм все же продолжал ограничиваться рамками трех первых варн. Вишнуитские тексты, датируемые периодом Гуптов, часто подчеркивают, что и шудры могут исповедовать вишнуизм и что ремесленникам из их варны разрешается изготовлять изображения Вишну, которые должны признаваться иконографическими. Постепенному внедрению вишнуизма в массы низких каст способствовали как учение о том, что бедные и страждущие обретут благоприятное последующее возрождение через свою любовь к божеству и безропотное исполнение дхармы своей касты, так и заложенные в вишнуизме возможности усваивать разнообразные народные культы и суеверия.
Наиболее широкое усвоение культа Вишну народными массами восточно- и южноиндийских этносов связано со средневековым движением бхакти. Будучи по своей сути антифеодальным и антикастовым, это движение проходило под девизом любви к этому богу и всеобщего равенства перед его лицом. Вишнуизм, бывший изначально учением, которое распространяли брахманы ведического толка, т. е. те высшие социальные группы, против которых было направлено движение бхакти, стал знаменем этого движения. Такая видимая парадоксальность объясняется именно высокой степенью адаптивности, приданной вишнуизму учением об аватарах.
В эпоху средневековья достиг максимального расцвета культ Кришны, «бога-пастуха самой демократичной аватары Вишну, которая соединила в себе ряд черт, стимулирующих фанатические проявления беспредельной любви и абсолютного преклонения. Эти проявления нашли свое выражение в самых разных формах и широко отразились в народном творчестве.
Издавна сложившиеся в среде неарийских этносов культы Шакти богинь-матерей, восходящие к древнейшей эпохе формирования земледельческих культов, земледельческой магии и утверждения материнского права (а вместе с тем и ряда ритуальных отправлений, связанных с почитанием женского начала), вошли в вишнуизм, как и в индуизм в широком его аспекте, в форме поклонения богиням супругам или возлюбленным богов. В вишнуизме это приняло характер почитания Лакшми, супруги Вишну, и Радхи, чье постоянное стремление к нему стало символом непрерывно нарастающей любви бхакта к божеству (вишнуитские теологи трактовали эту любовь как не прекращающееся ни на миг стремление человеческой души к слиянию с божественным началом).
Учение вишнуизма издавна делало чужеродную для неарийских этносов религию не только приемлемой, но и легкоусвояемой, и взаимная адаптация в области религиозного мировоззрения протекала наиболее безболезненно именно под его эгидой.
В силу такой исторической окраски, такого гибкого характера вишнуизм стал настолько же значимым учением в индуизме, насколько и доарийский шиваизм. Более того, в целом ряде черт вишнуизма прослеживается не только влияние, но и прямое усвоение шиваизма в разных его формах. Так, в среде бенгальцев, куда вишнуизм проник не раньше Х в. н. э. и где лишь в ХІІ в. обрел форму теологического учения, сформулированного в проповедях вероучителей (например, Рамануджи, создавшего в 1130-1140 гг. группу из 74 учеников-проповедников) и в памятниках литературы (например, в поэме «Гитаговинда», написанной в ХІІ в. на санскрите поэтом Джаядевой), это течение индуизма было буквально насыщено тантризмом в широком спектре его эротических проявлений. Некоторые исследователи считают, что Джаядева был шиваитом и только использовал кришнаитский сюжет для изложения своего эротико-тантрического мировосприятия.
Шиваитско-тантрическое влияние на вишнуизм прослеживается и в более ранний период в широком ареале создания пуран. Так, в «Падмапуране», «Брахмавай- Вартапуране» и «Бхагаватапуране» содержится много таких описаний любовных встреч Кришны с гопи-пастушками и с Радхой, которые носят почти натуралистический характер. Заметное влияние «Брахмавайвартапураны» прослеживается в творчестве поэта-вишнунта Видьяпати Тхакура, жившего в Митхиле в XV в. и писавшего на двух языках враджабули и санскрите, а «Бхагаватапурана» была в XV в. переведена на бенгальский язык и оказала воздействие на устное творчество местных поэтов-бхактов и на содержание кришнаитских песнопений киртанов[1].
Из числа всех проповедников вишнуизма в Восточной Индии самым большим влиянием пользовался Чайтанья (конец XV - начало XVI в.). Он жил в Бенгалии, но под конец жизни уехал в Одишу, где тоже снискал широкую популярность. Он утвердил особый мистико-чувственный культ Кришны, синтезировав в своем учении вишнуитскую философию с оргиастической практикой тантризма, активно способствуя, таким образом, распространению вишнуизма в этнической среде, хранившей древние традиции шиваизма.
Митхила, которая, судя по многочисленным указаниям, содержащимся в «Рамаяне» и «Махабхарате», издревле стала цитаделью брахманов ведического толка, долгое время служила им своеобразным идеологическим оплотом в их наступлении на неведические культы народов Восточной Индии. И только в XII-XV вв. культ Вишну проник в эти области вплоть до Ассама и Манипура, охватив широкие народные массы. Самой популярной аватарой Вишну здесь тоже стал Кришна, и такая форма вишнуизма наряду с шиваизмом сохраняется в этих областях страны и в конце XX века.
В Южной Индии вишнуизм тоже стал распространяться в послегуптовскую эпоху. На основе вишнуитских пуран, созданных в большей своей части в ІІІ-VI вв. («Вишнупурана», «Бхагаватапурана», «Матсья- пурана» и др.), здесь расцвел жанр прославительных песен.
Вишнуизм снискал здесь, как и в других областях Индии, покровителей в лице царей местных государств, что объясняется наличием в пуранах утверждения о присутствии в каждом правителе частицы самого Вишну. Образами таких правителей, почитаемых в вишнуизме, были легендарные цари-аватары Рама и Кришна.
В разной этнической среде эти аватары пользовались разной степенью признания. Так, тамилы, восприняв вишнуизм, стали почитать прежде всего самого Вишну, а затем Кришну, в то время как Рама популярности здесь не обрел и в конце XX века был известен там скорее как «арийский экспансионист», покорявший местные народы огнем и мечом. У народа малаяли вишнуизм укоренился шире всего именно в форме рамаизма, что не исключает и почитания Кришны. Два других крупных дравидоязычных народа каннара и андхра в равной мере почитают обе эти аватары, но, как и у тамилов, предпочтение отдается Вишну.
У народа андхра вишнуизм стал религией некоторых местных правителей еще в V в. н. э., а позднее утверждался здесь при посредстве царей из иноэтнических династий, присоединявших те или иные части территории этого народа к своим государствам; аналогичное положение сложилось и в жизни народа каннара на их землях вишнуизм был связан с эпохой правления династий Западных Ганга и Чалукья.
Распространяясь по стране, вишнуизм входил в непрерывное соприкосновение с шиваизмом. Происходил процесс или взаимной адаптации и синкретического соединения различных культовых элементов (например, возникновение божества Хари-Хара, изображаемого фигурой, одна половина тела которой являет собой Шиву, а другая Вишну), или частичного вытеснения довишнуитских верований. Шиваитско-шактийские культы у многих групп населения здесь при исследовании практически не могут быть полностью отделены от вишнуитской культовой практики. Но есть и такие группы (обычно касты или объединения родственных каст), которые четко придерживаются или вишнуизма, или шиваизма и выполняют как в обрядовой, так и в повседневной и культурной жизни только предписания данного религиозного направления.
Боги
Йогмайя - олицетворение силы иллюзии
Йогмайя (Джогмайя, Виндхьявасини) - богиня, которая служит олицетворением силы иллюзии в шактизме и вайшнавизме. Понимается как Высшая Реальность во всей своей полноте.
В «Бхагавад-гите», когда Арджуна спрашивает, почему игры и истинная форма Кришны не видны смертным, он отвечает, что его проявления не видны всем людям, так как он скрыт своей иллюзорной мощью.
В повествованиях о Кришне он использует феномен Йогамайи, чтобы вступать в связь с женщинами-пастушками из Гокулама. Во время его блаженных встреч с ними именно Йогамайя создаёт в домах гопи духовных двойников каждой из них, чтобы они могли выглядеть целомудренными жёнами своих мужей.
Храмы:
- Храм Йогмайя в районе Мехраули в Дели.
- Храм Джогмайя, Бармер Раджастан
- Храм Джогмайя, Мултан (ныне в Пакистане)
- Храм Йогмайя, Джодхпур, Раджастан
- Храм Йогмайя, Вриндаван
- Храм Йогмайя, Ная Банс, Кхари Баоли, Старый Дели
- Храм Йогмайя, Дехрадун, Уттаракханд
- Храм Джогмайя Трипура Сундари Иринголе Каву, Эрнакулам, Керала. В Керале богине Дурге в ее воплощении Йога-Нидры или Йогамайи поклоняются в священном лесном храме Иринголе Каву, расположенном в районе Эрнакулам штата. Этот храм является одним из знаменитых каву Кералы, или священной рощи. Он также считается одним из 108 храмов Дурги в штате, освященных Господом Парашурамой.
- Храм Йогамайи в Виндхьячале, в 8 км от Мирзапура на берегу реки Ганг в штате Уттар-Прадеш.
- Ещё один храм находится в Бандле, штат Химачал-Прадеш, и называется Бандла-Мата. Храм посещают огромные толпы людей, особенно во время Наваратри в индуистские месяцы Чайтра и Ашвин. В месяц Джьештха здесь проводятся соревнования по каджали. Храм является одним из самых почитаемых Шакти-питх в Индии. Виндхьявасини Деви также известна под именем Каджала Деви. Богиня Кали изображается в виде Виндхьявасини Деви. В 3 км от него, на холме, находится храм Сарасвати под названием Аштбхуджа, а в пещере — храм богини Кали под названием Кали-кхох. Паломники предпочитают посещать эти три храма, что является частью обряда под названием Трилокан Парикрама.
- В центральной Индии богиня известна как «Биджасани-деви», а храм Биджасани-Мата находится на границе штатов Махараштра и Мадхья-Прадеш.
- В Покхаре, Непал, также есть храм, посвящённый этой богине, под названием Храм Биндубасини.
Мохини - женская реинкарнация Вишну
По легенде, описанной в "Махабхарате" бог Вишну принял облик Мохини, чтобы забрать у асуров амриту, появившуюся в ходе пахтания молочного океана. Обольщенные асуры пленились красотой Мохини и сами отдали ей амриту. В результате боги получили бессмертие, а асуры его лишились.
Образ Мохини популярен в индийской культуре, однако как религиозный культ он получил распространение преимущественно в Западной Индии.
Ислам
Основная статья: Ислам
Христианство
Основная статья: Христианство
Буддизм
Основная статья: Буддизм
Джайнизм
X век: Джайнизм в Южной Индии
I век до н.э.: Свидетельства поклонения Ришабханатху
По словам Сарвепалли Радхакришнана, профессора сравнительного религиоведения и философии в Оксфорде, который позже стал вторым президентом Индии, есть свидетельства того, что Ришабханатху поклонялись в первом веке до нашей эры.
В Яджурведе упоминаются имена трёх тиртханкаров
В Яджурведе упоминаются имена трех тиртханкаров – Ришабхи, Аджитанатхи и Ариштанеми, и "в Бхагавата-пуране подтверждается мнение, что Ришабха был основателем джайнизма", утверждает Радхакришнан, профессор сравнительного религиоведения и философии в Оксфорде.
Айодхья - место рождения пяти тиртханкаров
Джайнские тексты описывают город Айодхью как место рождения пяти тиртханкаров (верховных проповедников), а именно, Ришабханатхи, Аджитанатхи, Абхинандананатхи, Суматинатхи и Анантанатхи.
Ришабханатха (Адинатх, Адишвара, Икшваку, Югадидева или первый дэва юги, Набхея или сын Набхи) - первый тиртханкар джайнизма. Легенды изображают его жившим миллионы лет назад. В джайнских текстах его рост описывается как 500 локтей или 1500 метров. Такие описания нечеловеческого роста в джайнских текстах встречаются и в отношении следующих 21 тиртханкаров.
Ришабханатха был духовным преемником Сампратти Бхагвана, последнего тиртханкара предыдущего временного цикла.
Согласно джайнской космологии, вселенная не имеет временного начала или конца. "Всеобщая история" учения делит цикл времени на две половины (авасарпини и утсарпини) с шестью арасами (спицами) в каждой половине, и циклы повторяются постоянно. Двадцать четыре тиртханкары появляются в каждой половине, первый тиртханкара, основывающий джайнизм, появляется каждый раз после разрушения дхармы в конце каждого полупериода времени. Это похоже, но не полностью совпадает с идеей разрушения дхармы в конце Кали-юги в индуистской мифологии. В настоящем временном цикле считается, что Ришабханатха был первым тиртханкара. Обычно все тиртханкары рождаются в четвертой спице полупериода. Однако Ришабханатха является исключением, поскольку он родился в конце третьей спицы.
Традиционные источники утверждают, что Ришабханатха был первым царем, основавшим свою столицу в Винитанагаре (Айодхья).
Говорят, что он установил тройственную систему варн, основанную на профессиях, состоящих из кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (ремесленников). Говорят, что его сын Бхарата добавил в систему четвертую варну, брахманов.
У Ришабханатха было две жены, 100 сыновей и 2 дочери.
Ришабханатха родился в бхога-бхуми, или в эпоху всепроникающего счастья. Также предполагается, что никому не нужно было работать из-за чудесных деревьев, исполняющих желания, называемых калпаврикша. Утверждается, что люди обращались к царю за помощью из-за того, что со временем деревья стали менее эффективными.
Затем говорят, что Ришабханатха научил людей шести основным профессиям:
- Аси (владение мечом для защиты),
- Маси (навыки письма),
- Криши (сельское хозяйство),
- Видья (знание),
- Ваниджья (торговля и коммерция) и
- Шилп (ремесла).
Другими словами, ему приписывают введение карма-бхуми (эпохи действия), основание искусств и профессий, позволяющих домовладельцам прокормить себя.
В джайнизме считается, что Ришабханатха изобрёл огонь и научил людей готовить, а также всем навыкам, необходимым для жизни. Говорят, что Ришабханатха обучил мужчин семидесяти двум наукам, а женщин — шестидесяти четырём. Считается, что институт брака появился после того, как он женился на Сунанде. По словам Пола Дандаса, он изображен как культурный герой текущего космологического цикла.
Внезапная смерть Ниланджаны, одной из небесных танцовщиц, посланных Индрой в его зале суда, напомнила ему о преходящей природе мира, и у него возникло желание отречься.
Говорят, что Ришабханатха провёл тысячу лет в аскезе, прежде чем достичь кевала-джняны (всеведения) под баньяновым деревом.
Он достиг освобождения (мокши) на горе Кайлаш.
Отличительными чертами Ришабханатхи являются его длинные пряди волос, ниспадающие на плечи, и изображение быка в его скульптурах.
Хроника
2023: Линчевание индуистами двух христианок в штате Манипур
Члены племени куки, исповедующие христианство, в июле 2023 г. вышли на протесты из-за регулярных притеснений со стороны местных властей, уничтожения христианских святынь и церквей приверженцами идеологии хиндутвы.
В ответ на это поддерживаемые военнизированной националистической группировкой «Раштрия Сваямсевак Сангх», спонсируемой правящей партией «Бхаратия Джаната Парти» в Манипуре, члены индуистского племени мейтей начали поджигать районы проживания куки, вынуждая их бежать из своих домов.
После этого в Сети появились ужасающие кадры: толпа мужчин из племени мейтей ведёт двух раздетых догола женщин из клана куки.
Мейтей и куки — два племени, проживающие в штате Манипур. Там уже более двух месяцев проходят массовые беспорядки. Члены этнорелигиозного большинства, поддерживаемого военизированной националистической группировкой «Раштрия Сваямсевак Сангх» сжигают дома, выгоняют и убивают представителей куки.
Это видео снова напоминает о хаосе, который там происходит. Кадры обрываются на моменте, когда люди доходят до поля. Но, зная обычаи мейтей, женщин ждет лишь групповое изнасилование, отсечение конечностей и сжигание заживо, писал канал "Рыбарь".
2022: Исламисты казнят индуса за публичную поддержку высказываний о пророке Мухаммаде
28 июня 2022 г два мусульманина — жителя города Удайпур в штате Раджастан — Рияз Аттари и Гоус Мухаммед жестоко расправились с местным портным Канхайя Лал за его публичную поддержку высказываний о пророке Мухаммаде, сделанных экс-пресс-секретарем правящей партии «Бхаратия джаната парти» (БДП) Нипур Шармой.
Расправа в традициях радикальных экстремистских организаций по типу «Исламского государства» (отрезана голова) и последующие угрозы премьер-министру Индии Нарендре Моди, заснятые на видео, вызвали широкий резонанс внутри индийского общества.
Несмотря на то, что убийцы были задержаны через несколько часов после зверского убийства более 7 тысяч человек вышли на протесты. Индуисты организовали шествия в Удайпуре, Гургаоне, Бангалоре, Джодхпуре, Ахмедабаде, Нью-Дели. Они потребовали от властей быстрых и решительных действий в виде смертной казни для двух мусульман.
Правящая партия призвала граждан дождаться официального суда и не дестабилизировать обстановку в стране на конфессиональной почве. Однако напряжение в Индии сохраняется. Представители «правых» хотят немедленного решения вопроса с распространением радикального исламизма.
В приграничном с Пакистаном штате Раджастан введен повышенный режим готовности силовых структур. А для предотвращения распространения экстремистских видеоматериалов с публичной казнью индийского гражданина и призывов к борьбе с мусульманами полностью отключен интернет.
Политическая программа премьер-министра Нарендры Моди с 2014 года строится на «Хиндутве» — движении, проповедующем превосходство индусов над другими этническими группами в стране. Именно они составляют большинство в избирательной кампании действующей власти.
Члены «Бхаратия джаната парти» находятся в крайне сложном положении. В случае вынесения смертного приговора индийское руководство может столкнуться с гневом не только исламских радикалов, но и обычных мусульман из-за привилегированного, по их мнению, положения индуистов во всех сферах жизнедеятельности.
С начала 2021 года в северных и северо-западных штатах страны периодически проходят демонстрации мусульманского населения из-за притеснения со стороны властей на религиозной почве.
Однако если к этой ситуации индийское руководство в принципе привыкло, так как они возникают не первый год, то при сохранении жизни задержанных правящая партия может столкнуться с куда большими проблемами в виде недовольства индийских националистов.
V век: Распространение вишнуизма, шиваизма и буддизма махаяны в правление династии Гуптов
При Гуптах получили распространение как индуизм в формах вишнуизма и шиваизма, так и буддизм махаяны.
Примечания
- ↑ Религия и общественная жизнь в Индии, М. 1983. Н.Р.Гусева. Индуизм и этноареальные формы народного театра и танца