Российский рынок мобильных приложений для бизнеса
Рынок мобильных решений России растет вслед за ростом продаж мобильных устройств и мобильного трафика. В числе факторов, влиявших на динамику рынка в 2014 году, можно отметить, в частности, развитие технологии 4G (LTE), и как следствие – увеличение пропускной способности каналов связи, скорости интернет-соединения на мобильных устройствах. Также на динамику влияло снижение стоимости мобильных гаджетов и достаточно большой спрос на мобильные приложения со стороны бизнеса.
Содержание |
2014 - 2015
Оценки рынка мобильных приложений для бизнеса
Компания J'son & Partners Consulting оценивала объем российского рынка мобильных приложений по итогам 2013 года в 8 млрд руб. с прогнозом до 38 млрд руб. к 2016 году. Сегмент мобильных бизнес приложений оценивался аналитиками годом ранее, в частности по итогам 2012 года в J&P называли цифру $3,2 млн (около 100 млн руб., - прим TAdviser). Прогнозируя развитие рынка на 4 года вперед, аналитики называли среднегодовой темп роста на уровне 110%, а объем рынка в 2016 году должен был достичь отметки в $62,9 млн. Стоить отметить, что все прогнозы делались еще до начала экономических проблем в стране и до курсовых валютных колебаний.
В ходе опроса в конце 2015 года TAdviser предложил участникам российского рынка мобильных бизнес-приложений оценить объем рынка по итогам 2014 года и дать прогноз на следующие пару лет. Как оказалось, цифры, называемые компаниями, значительно отличались друг от друга. В первую очередь это можно объяснить отсутствием четких границ рынка, и каждая компания на свое усмотрение включает/исключает определенные сегменты.
Об этом, в частности, говорит Константин Астахов, руководитель направления мобильных и портальных решений компании «Крок»:
«Каждый из российских игроков подводит свои итоги, дело в том, что кто-то считает по всему рынку, другие – по рынку мобильных приложений для бизнеса, а третьи – включают сюда все услуги в рамках мобильной разработки, включая консалтинг и внедрение. Например, есть данные, что мобильная бизнес-разработка составляет примерно половину объема всего рынка мобильной разработки. И по прогнозу аналитиков Technavio, среднегодовой темп роста сегмента может составить около 13% вплоть до 2019 г. Направление мобильных решений «Крок» также показывает положительную динамику. Так, по итогам 2014 года выручка по нему увеличилась почти на 20%. Уже сейчас заметно, что направление вырастет и по итогам 2015».
Федор Юров из «Бакка Софт» оценивает объем рынка по итогам 2014 года примерно в $400 млн, а прогнозы на 2015 и 2016 года следующие - $500 млн и $850 млн. Что касается динамики, то по мнению представителя «Бакка Софт» по итогам 2014 года объем рынка удвоился, далее же до 2018 года динамика будет составлять порядка 25-40%. Метавселенная ВДНХ
Сергей Громов, генеральный директор BI Consult, компании специализирующейся на системах бизнес-анализа, полагает, что «рынок мобильных разработок растет однозначно более 100% в год».
«Общие показатели нашей компании в 2015 г. замедлились. 2014 г. был очень хорошим – много больших проектов, в 2015 г. вначале года сказался кризис и новых проектов было немного, сейчас к осени количество проектов по бизнес-анализу вернулось к прежнему уровню и я думаю 2016 г. будет по показателям существенно лучше 2014 г. (планируем 50% рост)», - говорит Громов, отмечая при этом, что «2014 год был `золотым веком` из последних лет».
Очень осторожно оценивают рынок мобильных бизнес-приложений в компании ЭОС:
«Я, примерно, очень примерно оцениваю рынок мобильных приложений для бизнеса по итогам 2014 года – $27 млн. По итогам 2015 – $48 млн, в 2016 – где-то $65 млн. То есть скачек к 2014 году по сравнению с предыдущими годами очень существенный - почти 8,5 раз (от 2012 года), в 2015 рост замедлился существенно, в 2016 тоже рост есть, но темп опять же замедлится. Это, конечно же, связано с общей экономической ситуацией и сокращением бюджетов на ИТ. Но подчеркиваю, оценок в цифрах по годам и по рынку мобильных приложений для бизнеса нет. Также как нет единства в оценках экспертов. Поэтому приведенные мной цифры примерные и сугубо на мой взгляд», - подчеркивает Елена Иванова, руководитель Управления маркетинга ЭОС.
Говоря о динамике рынка, она также добавляет, что в 2014 году наблюдался именно взрывной рост данного рынка – мобильного вообще и мобильного для бизнеса, в частности.
«По моим оценкам доля рынка мобильных приложений для бизнеса от всего рынка мобильных приложений – где-то процентов 30%. Есть очень большой потенциал и есть куда расти. Именно поэтому ИТ-компании уделяют огромное значение развитию именно мобильных приложений», - отмечает Иванова.
Максим Андрианов, руководитель отдела продаж бизнес-решений и заказной разработки компании Softline, считает, что вследствие нестабильной экономической ситуации в 2014-2015 годах пострадали все отрасли, в том числе и основные «потребители» таких разработок (мобильных приложений, - прим. TAdviser) – банки, ритейл и телеком, что не может не отразится на общей ситуации в сегменте.
«Отдельно хочется отметить бизнес-приложения, в них спад может быть ощутимей. С нашей точки зрения, связано это с тем, что именно в кризис бизнес хочет получить быстрый возврат вложенных средств, что вряд ли возможно при внедрении именно мобильных приложений для бизнеса. В ближайшие годы, если не появятся способы монетизации приложений, удешевляющие конечную стоимость владения для заказчика, рынок ждет стагнация либо падение», - отмечает Андрианов.
Драйверы рынка мобильных приложений для бизнеса
Рынок мобильных решений растет вслед за ростом продаж мобильных устройств и мобильного трафика. В числе факторов, влиявших на динамику рынка в 2014 году, можно отметить, в частности, развитие технологии 4G (LTE), и как следствие – увеличение пропускной способности каналов связи, скорости интернет-соединения на мобильных устройствах. Также на динамику влияло снижение стоимости мобильных гаджетов и достаточно большой спрос на мобильные приложения со стороны бизнеса.
Генеральный директор «МобилитиЛаб» Сергей Орлик напоминает, что по данным Gartner, в распоряжении каждого корпоративного пользователя находится в среднем 3,5 вычислительных мобильных устройства, которые он использует в деловых целях. Как правило это - корпоративный ноутбук, личный ноутбук, мобильный телефон, и зачастую еще планшет.
В этом контексте компаниям требуется поддерживать единый сценарий работы в корпоративной сети. Уже сегодня компании не могут игнорировать присутствие мобильных устройств на руках корпоративных сотрудников. Это заставляет их обеспечивать единое информационное пространство, в котором работает корпоративный пользователь, - отмечает Орлик.
Люди привыкают к удобству мобильных коммуникаций, доступа к соцсетям и мессенджерам, полезным приложениям, и хотят получить те же преимущества и в корпоративной среде.
«К тому же российский enterprise сегмент бизнеса отличается большим количеством внутренних кастомизированных ИТ-систем, для мобильной работы с которыми уже не годится мобильное приложение, изначально поставляемое вендором. Кроме того, мобильные приложения стремятся интегрировать с целым рядом корпоративных систем. Все это рождает необходимость создавать собственные корпоративные мобильные приложения, либо серьезно кастомизировать вендорские продукты. При этом на данный момент собственных приложений не имеет и половина производственных компаний, ритейлеров и госорганизаций в России. Поэтому до насыщения очень далеко, и рынок мобильной бизнес-разработки будет расти и дальше», - говорит Константин Астахов.
По мнению Максима Андрианова, на сегодняшний день на рынок оказывает положительное влияние ситуация, сложившаяся в сфере разработки решений.
«У специалистов появились новые инструменты, позволяющие создавать приложения совместимые с большинством популярных мобильных платформ. Это значительно снижает стоимость как первичной разработки, так и последующего владения. Также сегодня на рынке разработки предложение превышает спрос, что также обуславливает снижение цен на приложения», - считает Андрианов.
Елена Иванова полагает, что в 2014 году на динамику влияли факторы общего развития ИТ-систем компаний и пользователи активно хотели развития функциональности. Кроме того, пользователи стали более мобильными и соответственно требовали возможности работы с корпоративными системами откуда угодно.
«Если говорить про такой сегмент мобильных приложений для бизнеса – как мобильные клиенты для банковских операций или страховых компаний, то драйвером этого сегмента стало резко возросшее количество использования людьми мобильных девайсов (планшетов, телефонов и т.д.)», - отмечает Иванова.
В 2015 году, по её словам, драйверы остались такие же, но рост замедлился из-за экономической и политической ситуации.
«Также сюда добавилось в качестве драйверов и то, что пользователи уже попробовали работать в мобильных приложениях, поняли насколько это удобно и теперь хотят развития функциональности, юзабилити, удобства. Тут речь идет, если говорить о ECM-системах о, например, мобильном сканировании или распознавании текстов и переводе их в электронный вид. А также приближение к логике работы как в социальных сетях , что для многих очень привычно», - замечает руководитель Управления маркетинга ЭОС.
Сергей Громов отмечает, что все разработки сейчас переходят на планшетные платформы.
«У нашего вендора Qlik появился новый продукт – Qlik Sense, он автоматически любую разработку предоставляет для использования на планшетах (сделан на HTML5). Мы работали только с одним вендором (Qlik), но на текущий момент у нас появилось несколько разработчиков приложений под iOS и мы начали оказывать услуги по разработке нативных приложений. Скоро мы выведем новые облачные корпоративные приложения по бизнес-анализу для мобильных платформ (iOS, Android) – например на основе облачных сервисов Amazon», - рассказывает Громов.
В «Бакка Софт» считают, что главными факторами, влияющими на динамику рынка, являются скачки курса валют и переориентация рынка на дистанционные способы обслуживания и взаимодействия с клиентами.
Смотрите также
- Структура рынка корпоративной мобильности
- История российской корпоративной мобильности
- Корпоративная мобильность Bring Your Own Device - BYOD
- Обзор: Мобильные технологии для бизнеса
- Mobile Device Management (MDM) Управление мобильными устройствами
- Каталог продуктов и проектов класса Mobile Device Management
- История российской корпоративной мобильности
- Управление мобильными приложениями (Mobile application management, MAM)
- Управление мобильным контентом (Mobile content management, MCM)