Содержание |
Задачи программы
Задачами Программы являются:
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Этапы программы
Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.
- На первом этапе (2011 - 2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.
В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.
- На втором этапе (2014 - 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.
Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целевые индикаторы
Целевыми индикаторами Программы являются:
- уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
- уровень соответствия образования современным стандартам.
- Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации:
- доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников;
- доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей;
- доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях;
- доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска (включая программы высшего профессионального образования), в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования соответствующего года;
- рост обеспеченности учебно-лабораторными помещениями по нормативу на одного студента по отношению к 2005 году;
- доля преподавателей, которые работают в вузах, участвующих в межвузовской кооперации, и имеют возможность проводить исследования на базе других учреждений, в общей численности преподавателей вузов;
- доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений;
- количество уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования;
- доля обучающихся в общей численности обучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности;
- доля органов управления образованием субъектов Российской Федерации, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой, в общем числе органов управления образованием субъектов Российской Федерации
Ожидаемые конечные результаты
- увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте не менее чем на 7 процентов;
- снижение на 16 процентов уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование;
- снижение на 8 - 12 процентов затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально незащищенных групп населения;
- создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
- внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов;
- создание ресурсов и программ для одаренных детей;
- поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
- подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации);
- оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;
- формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики; повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;
- кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;
- внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования; внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
Финансы
Объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит: общий объем - 140778,3 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 56801,1 млн. рублей, из них субсидии - 11469,68 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 67070 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 16907,2 млн. рублей (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 716)
Бюджет и фактические расходы по ФЦП развития образования на 2011-2015 годы
Бюджетные назначения, млн рублей
Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
Капитальные вложения | 7261,58 | 5720,75 | 5005, 00 | 4324, 80 | 22312,13 | |
НИОКР | 198,30 | 138,30 | 145,80 | 147, 38 | 629, 78 | |
Прочие нужды | 6719, 90 | 5868, 69 | 6113,20 | 5364, 49 | 24066, 28 | |
Всего по ФЦП | 14179, 78 | 11727, 74 | 11264, 00 | 9836,67 | 47008, 19 |
Фактическое финансирование ФЦП по данным Федерального казначейства (на 01.04.2012), млн рублей
Наименование | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Весь период |
Капитальные вложения | 7207, 09 | 516, 51 | 7723, 60 | |||
НИОКР | 161, 83 | 11,19 | 173,02 | |||
Прочие нужды | 6133,04 | 592,34 | 6725,38 | |||
Всего по ФЦП | 13501,97 | 1120,05 | 14622,02 |
2013: Субсидирование регионов
Распределение субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы в части, касающейся разработки и внедрения программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации, между бюджетами субъектов Российской Федерации.
Мероприятия программы
- Мероприятие 1. Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
- Мероприятие 2. Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей
- Мероприятие 3. Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации
- Мероприятие 4. Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов
- Мероприятие 5. Распространение во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях
- Мероприятие 6. Улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования
- Мероприятие 7. Обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки качества образования на всех уровнях системы образования
- Мероприятие 8. Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов
- Мероприятие 9. Создание единой информационной системы сферы образования
- Мероприятие 10. Создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ
- Мероприятие 11. Экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение мероприятий
Единая информационная система сферы образования
Итоги 2011 года
Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам
- Модернизация технологии подготовки, проведения и обработки результатов ЕГЭ экзамена по информатике в компьютерной форме
- Развитие технологических решений и моделей организации и проведения автоматизированных процедур оценки качества образования
- Создание типовых решений по обеспечению информационной безопасности организаций на федеральном и региональных уровнях, участвующих в подготовке и проведении Единого государственного экзамена
- Создание единой интегрированной информационной системы, агрегирующей данные системы оценки качества образования, в т.ч. данные для мониторинга показателей оценки качества образования
- Разработка федеральной информационной системы учета и мониторинга экспертной деятельности в процедурах системы оценки качества образования
Модернизация ведомственного аппаратного комплекса центра обработки данных (ЦОД) сферы оценки качества образования
- Лот 1. Поставка программно-аппаратных средств для модернизации центра обработки данных сферы оценки качества образования
- Лот 2. Проектирование, настройка и выполнение работ по аттестации центра обработки данных сферы оценки качества образования
- Разработка информационной системы формирования и ведения базы данных по признанию и установлению эквивалентности иностранных документов об образовании
- Создание и поддержка центра телефонного обслуживания (ЦТО) по вопросам реализации процедур в рамках системы оценки качества образования
- Создание компонентов федеральной информационной системы для обеспечения приема в образовательные учреждения ВПО и СПО
- Создание информационной системы автоматизации контрольно-надзорной деятельности за образовательными учреждениями
- Обеспечение информационного и методического содействия переходу к предоставлению региональных и муниципальных услуг и сервисов в сфере образования с использованием средств ИКТ
- Апробация моделей формирования региональных методических центров по организации оказания региональных и муниципальных услуг и сервисов сферы образования с использованием средств ИКТ
- Создание и тиражирование типовых решений, обеспечивающих автоматизацию лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений на уровне субъекта Российской Федерации
- Создание федерального сегмента технологии подготовки, проведения и обработки результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме (ГИА9)
- Апробация научно-методических подходов к оценке качества образования в компьютерной форме и разработка концепции проведения ЕГЭ в компьютерной форме
- Создание механизмов ведения общероссийского реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности и развитие моделей и средств организации и проведения процедур лицензирования образовательной деятельности
- Сопровождение и координация реализации проектов по созданию единой информационной системы сферы образования
- Создание, модернизация и сопровождение интегрированного портала общероссийской системы оценки качества образования
Разработка, апробация и внедрение моделей и информационно-методического обеспечения контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних гражданМетавселенная ВДНХ
- Лот 2. Разработка, апробация и внедрение моделей и информационно-методического обеспечения контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан
- Информационное сопровождение в сети интернет Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы с целью создания единой информационной системы сферы образования и поддержки системы управления качеством образования
- Разработка и апробация технологий видеопротоколирования и видеотрансляции проведения ЕГЭ, выявления устройств сотовой связи, подавления систем мобильной связи и мобильной передачи данных в пунктах проведения ЕГЭ
- Создание федеральной базы данных результатов олимпиад школьников для целей представления информации поступающим в высшие и средние учебные заведения
- Разработка механизмов и технологии осуществления государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций на основе информационно-коммуникационных технологий, а также учета в государственной процедуре результатов общественной оценки
- Разработка информационной системы, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования
- Создание типового решения для образовательных учреждений, обеспечивающего автоматизацию приема в образовательные учреждения ВПО и СПО, а также предоставление сведений в реестр выданных документов об образовании государственного образца
- Разработка и апробация комплекса мероприятий по мониторингу и контролю публикации КИМ в сети Интернет
- Разработка информационно-программной инфраструктуры мониторинга показателей качества ОУ ВПО на базе комплексов автоматизации деятельности систем качества вузов
- Создание экспертно-аналитической системы принятия решений по распределению контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, и формированию государственных заданий на подготовку кадров в государственных образовательных учреждениях профессионального образования
- Разработка информационно-технологической платформы для выгрузки и интеграции данных из информационных систем, хранения, обработки и распределения информации в сфере образования
- Разработка информационно-технологической платформы для выгрузки и интеграции данных из информационных систем, хранения, обработки и распределения информации в сфере образования
- Разработка структуры и методики формирования единого федерального банка измерительных материалов для процедур контроля и оценки качества высшего и среднего профессионального образования