2017/09/21 16:25:56

Электронная подпись в закупках:
что это и как получить?

TADетали

Для участия в закупочных процедурах необходимо наличие электронной подписи. Каких типов бывают ЭП, что влияет на стоимость подписи и какой пакет документов необходимо подготовить для её получения?

Содержание

Как используется электронная подпись в закупочных процедурах?

Не имея электронной подписи, невозможно аккредитоваться на электронной площадке и участвовать в электронных закупочных процедурах

Электронная подпись (ЭП) — это полноценный аналог собственноручной подписи, используемый при совершении юридически значимых действий. ЭП позволяет удаленно работать с тендерами и придавать юридическую силу документам в процессе участия в закупках. Соответственно, не имея ЭП, невозможно аккредитоваться на электронной площадке и участвовать в электронных закупочных процедурах.

Чем отличаются электронные подписи для разных видов закупок, бывают ли универсальные ЭП?

Существует три типа ЭП:

  • Первый тип — ЭП для государственных торгов, которая позволяет работать на 6 площадках, аккредитованных для проведения государственных и муниципальных закупок;
  • Второй вид — ЭП для участия в коммерческих закупках, которые проводятся на отдельных площадках;
  • Универсальный тип — ЭП для работы и с государственными, и с коммерческими тендерами.

От чего зависит стоимость электронной подписи?

На стоимость ЭП существенно влияют цели ее применения, выбранные торговые площадки и дополнительные услуги. Все выданные электронные подписи обязательно вносятся в реестр Ассоциации торговых площадок. Срок действия ЭП ограничен и составляет 1 год, поэтому требуется его ежегодное обновление. Бесплатную ЭП могут получить только госслужащие в Федеральном казначействе.

Как получить электронную подпись?

Получить ЭП можно в аккредитованных удостоверяющих центрах, также подобную услугу оказывает федеральная электронная площадка РТС-тендер. Всё оформление происходит в режиме онлайн. Набор документов, которые необходимо предоставить, зависит от того, кто запрашивает ЭП: юрлицо или физлицо.

  • Для юрлица потребуется выписка из ЕГРЮЛ, копия паспорта и копия СНИЛС лица, на которого будет оформлен сертификат ЭП.
  • Для ИП потребуется выписка из ЕГРИП и копии паспорта, СНИЛС и свидетельство о регистрации ИП.
  • Для физлица это копия паспорта и нотариально заверенная копия ИНН.

Что такое Token и как он взаимодействует с Crypto Pro?

Токен — это устройство в виде USB-флэшки с защищенной паролем картой памяти, на которой хранится информация для создания подписи. Токен обеспечивает двухфазную аутентификацию пользователя: для работы необходимо вставить токен в USB-разъем компьютера и ввести пароль. Crypto Pro — это программное обеспечение, решающее задачи по созданию и проверке электронной подписи. Таким образом, Crypto Pro позволяет устанавливать сертификат с токена на компьютер для дальнейшего использования ЭП в подписании электронных документов.

Перспективы развития электронных подписей и расширения сферы их применения

По мнению ИТ-директора федеральной электронной площадки РТС-тендер Владимира Григоренко, сферы применения электронной подписи как одного из ключевых элементов цифровой экономики, безусловно, будут расширяться. Как отмечают в РТС-тендер, на площадке аккредитовано более 300 тысяч поставщиков, каждый из которых имеет электронную подпись для участия в закупках.

Наиболее вероятным видится перенос использования электронной подписи на бытовой уровень: приобретение недвижимости, автомобилей, оформление документов. ЭП получит более массовое распространение и, в конечном итоге, станет привычной процедурой.

Касательно самого инструмента, разумеется, развитие будет продолжаться по линии повышения надежности и безопасности использования; предполагаются разработки в области обеспечения более простых и удобных решений для пользователей.

Смотрите также

169