2018/02/02 10:58:14

6 задач трубной промышленности, которые решаются с помощью ИТ

TAdviser поговорил с представителями трубной промышленности и отраслевыми экспертами и выяснил, какие производственные и бизнес-задачи компании решают с помощью информационных технологий.

Содержание

Контроль качества

Информационные технологии позволяют проводить моментальный анализ качества профиля (Фото - ОМК)

Одна из основных проблем производства профильных труб связана с контролем качества профиля. Как рассказал TAdviser директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов, традиционный метод контроля качества предполагал выборочное изъятие элемента профиля, его изменение и уже по результатам этих измерений принятие решения о качестве профиля.

«
И качество анализа, и его скорость оставляли желать лучшего. Сегодня появились ИТ-решения, способные проводить онлайн анализ качества профиля непосредственно в процессе производства, - добавил Худалов.
»

Преимущества такого подхода очевидны: моментальный анализ качества профиля, раннее обнаружение возможных дефектов при формировании профиля, своевременное устранение причин его появления, постоянный контроль качества профиля и уведомление оператора о возникших отклонениях, перечисляет аналитик.

Кроме того, полагает Худалов, постоянный контроль позволяет детально документировать информацию о процессе производства и оценивать эффективность предлагаемых инновационных решений: параметры профиля сразу поступают в виде готового файла для обработки инженерными программами заказчика (CAD и прочие)Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?

Применение технологий анализа Big Data на трубных предприятиях позволяет анализировать модели поведения металлов в процессе сварки и контролировать поведение сварного шва, рассказал Худалов в разговоре с TAdviser.

«
Это позволяет снижать издержки на браке при производстве сварных труб и очистке окалины, - пояснил он.
»

Переход к инновационной модели открывает много возможностей для снижения себестоимости продукции, повышения ее качества, а также для эффективной организации процессов производства, согласен с аналитиком представитель Объединенной металлургической компании (ОМК). Он также добавил, что информационные технологии - это инструментарий в руках службы ремонта, службы управления качеством, и за ним стоит просчет экономической эффективности.

Управление производством

Трубные компании ориентируются на решения SAP (Фото - ЗТЗ)

ОМК в среднем реализует около 50 ИТ-проектов и инициатив ежегодно, рассказал TAdviser представитель компании. Самый большой и важный проект — создание единой системы оперативного управления производством (MES-системы).

«
Мы начали работать над ним в январе прошлого года, и скоро запустим систему в эксплуатацию в одном из цехов. Первый старт намечен на апрель 2018 г. Весь проект займет четыре года. Единая платформа позволит нам производить продукцию, ориентируясь на индивидуальные потребности клиента, и отслеживать всю цепочку — от запроса до отгрузки. Это один из шагов к так называемому Real-Time Enterprise, - рассказал представитель металлурга.
»

Роман Зарецкий, руководитель департамента по информационным технологиям Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), рассказал TAdviser, что длительное время компания совершенствовала и автоматизировала бизнес-процессы исключительно своими силами. Однако в 2017 г. трубная компания разработала новую ИТ-стратегию. Ее задача - комплексный реинжиниринг бизнес-процессов компании на всех уровнях управления и их последующая автоматизация на базе промышленных решений, сообщил Зарецкий.

По устоявшейся в отрасли практике в части построений системы управления ресурсами предприятия компания ориентируется на решения компании SAР, добавил он.

Производственная линия Загорского трубного завода (ЗТЗ) введена в эксплуатацию в ноябре 2015 г., поэтому уже в «коробочной» версии предприятия было заложено много технических решений, направленных на повышение эффективности, сообщил TAdviser Святослав Гвоздев, и.о. директора по информационным технологиям завода. На предприятии действует программа «Умный завод». Это комплекс ИТ-решений, основной задачей которого является минимизация стоимости конечного продукта.

«
Если операцию с высоким уровнем качества может сделать машина, а не человек – это уже интересно. Это позволяет перераспределять человеческие ресурсы, не тратя лишние деньги на фонд оплаты труда. И, как следствие, не закладывать их в стоимость трубы, - пояснил Гвоздев.
»

Контроль ремонтов

ИТ позволяют отслеживать и анализировать ремонтные работы в режиме реального времени (Фото - ОМК)

В области технического обслуживания и ремонта оборудования ОМК использует технологии интернета вещей, сообщил представитель компании. Ремонтный персонал снабжен мобильными устройствами, на самом оборудовании установлены NFC-метки.

«
Это решение автоматизирует процесс расстановки персонала по ремонтным площадкам и выдачу сменных заданий. Рабочие планы для сотрудников тут же передаются на мобильные устройства. После выполнения работ, ремонтники сканируют метки, установленные на проверяемом оборудовании, и прикладывают фотографии результатов обхода или ремонта, - рассказал TAdviser собеседник в компании.
»

Система синхронизирована с ERP, что позволяет отслеживать и анализировать работы в режиме реального времени. Решение уже работает в двух производственных цехах, в 2018 г. компания планирует его интеграцию на всех производственных площадках.

Контроль сотрудников

На заводе внедрена возможность мониторинга местоположения сотрудников (Фото - ЗТЗ)

На ЗТЗ идет финальная стадия интеграции системы радиосвязи в действующую телефонную сеть компании, рассказал Святослав Гвоздев. Система предназначена для оперативного управления персоналом на участках, не обеспеченных связью, пояснил он.

«
Так же на заводе внедрена возможность мониторинга местоположения сотрудников методом триангуляции по базовым станциям с возможностью записи контрольных точек прохождения, записи переговоров сотрудников пользующихся корпоративной мобильной связью, - рассказал Гвоздев.
»

В 2017 г. на ЗТЗ была внедрена единая централизованная система видеонаблюдения: было установлено более 100 камер с возможностью хранения архива до 60 суток. По словам Гвоздева, это позволило протестировать систему видеоаналитики.

«
Она предполагает распознавание лиц, контроль пересечения линий, детектор саботажа, детектор огня и дыма, детектор оставленных предметов, быстрый поиск в архиве «Active Seаrch», возможность сквозного отслеживания передвижения персонала. Данные работы взяты на перспективу, - пояснил он.
»

Технологии искусственного интеллекта

Технологии искусственного интеллекта помогли ОМК в развитии ServiceDesk (Фото - ОМК)

Технологии искусственного интеллекта помогли ОМК в развитии ServiceDesk, куда поступают все обращения сотрудников в техподдержку. Совместно с небольшим стартапом компания разработала AI-система (Artificial Intelligence, искусственный интеллект) — «Гога».

«
Компания получает 50 000 запросов ежемесячно. Они приходят по различным каналам — телефон, интернет, корпоративный портал. Скорость выполнения обращений во многом зависит еще и от того, насколько правильно и быстро они маршрутизируются, то есть отправляются к профильным специалистам. После нескольких месяцев работы стало понятно, что система искусственного интеллекта справляется с такой работой лучше, чем человек, - рассказал представитель ОМК.
»

«Гога» анализирует текст письма и принимает решение на основе ранее выполненных обращений. Кроме того, система способна самообучаться, а значит, чем больше в его базе обработанных обращений, тем «умнее» она становится.

За четыре месяца работы 92% обращений «Гога» классифицировал безошибочно, добавил представитель компании.

Эффективное администрирование

На 2019 г. у ЧТПЗ запланировано начало работ по созданию систем планирования и моделирования деятельности (Фото - ЧТПЗ)

В 2017 г. ЧТПЗ запустил пилотную серию программы проектов по управлению персоналом, расчету заработной платы, подготовке консолидированной отчетности по МСФО и подготовке управленческой отчетности.

«
О результатах внедрения говорить пока рано – переход в промышленную эксплуатацию по пилотной серии запланирован на второй квартал 2018 г. Между тем, компании уже удалось отработать структуру проекта, состав и форматы проектной документации, организацию управления и многие прочие методологические и организационные моменты, которые не будут тормозить реализацию последующих этапов внедрения программы, - рассказал TAdviser Роман Зарецкий.
»

Планы на 2018 год

Времени на «раскачку» нет (Фото - ЧТПЗ)

ОМК в лабораторном режиме начала исследовать и использование дронов. Компания планирует применять технологии дронной съемки для мониторинга тепловых утечек, контроля состояния и фиксации нарушений эксплуатации крыш зданий и прилегающих объектов на территории предприятия, сообщил представитель металлурга TAdviser.

Технология позволит обнаруживать потери в онлайн-режиме, предупреждать возможные разрушения, прогнозировать процесс старения покрытий с учетом метеорологических условий, пояснил он.

«
Еще один проект основан на применении машинного зрения и нейросетей. Он нацелен на определение сортности и засора лома для производства стали. За счет установки камер и обучения системы с помощью большого массива существующих данных, компания планирует автоматически, без участия человека, определять виды лома и процент засора, - рассказал собеседник в ОМК.
»

В 2018 г. компания начнет строить Data Lake. Опыт в области использования больших данных показал, что просто автоматизированного сбора данных недостаточно, и необходимо создать платформу для быстрого доступа к ним, обеспечить надлежащий сбор и хранение данных для исследований, добавил представитель компании.

В 2018 г. ЧТПЗ планирует запустить следующие серии программы: финансовый учет, создание системы оперативного управления производством (компания изучает возможности мировых лидеров по построению таких систем и делаем выбор). Важной составляющей ИТ-стратегии компании является развитие систем АСУ ТП, добавил Зарецкий.

«
ЧТПЗ заключил стратегическое соглашение с компанией Siemens для реализации этого проекта, - сообщил он.
»

На 2019 г. у металлурга запланировано начало работ по созданию систем планирования и моделирования деятельности.

«
У компании интенсивная программа проектов и времени на «раскачку» нет. Выполнение такой масштабной перестройки процессов требует слаженной и напряженной работы департамента по информационным технологиям и всех бизнес-подразделений, - подчеркнул Зарецкий.
»

В конце февраля 2018 г. ЗТЗ планирует внедрить систему фиксации номеров вагонов и контроля грузов с возможностью интеграции с SAP/MES, рассказал Святослав Гвоздев. «Тендер уже проведен и договор уже заключен», - добавил он.