2010/04/13 18:18:26

Business intelligence

BI (от. англ. Business intelligence — обычно переводится как бизнес-аналитика, бизнес-анализ, однако, эти понятия шире, чем англоязычное Business intelligence) можно определить как совокупность технологий, программного обеспечения и практик, направленных на достижение целей бизнеса путём наилучшего использования имеющихся данных. Есть две категории продуктов класса "бизнес-аналитика — Business Intelligence и Business Analytics. К сожалению, в силу исторических причин оба этих термина переводятся на русский язык одинаково, хотя первый описывает системы отчетности и относительно простого OLAP-анализа, а второй — весьма изощренные средства интеллектуального и статистического анализа структурированных и неструктурированных данных.

Содержание

Каталог BI-решений и проектов доступен на TAdviser.ru

Мировой рынок Business Intelligence

Год 2007 был богат на события, если говорить о мировом рынке BI. Важнейшие из них были связаны с консолидацией отрасли (покупки компаниями Oracle, IBM и SAP специализированных поставщиков Hyperion, Cognos и Business Objects). Недавно аналитическая компания Gartner опубликовала результаты исследования рынка комплексных BI-платформ. Читать статью «Business Intelligence (мировой рынок)»

Business Intelligence (рынок России)

Рынок BI-продукции в России, несмотря на мировую тенденцию к стремительному росту, развивается неторопливо. Вопреки многочисленным прогнозам, автоматизированные системы бизнес-аналитики не вызывали высокого спроса у российского потребителя даже во времена бурно растущих экономических показателей. Считается, что BI-решения неактуальны для текущего уровня развития автоматизации в стране. Читать статью «Business Intelligence (рынок России)»

Проблематика BI. Функционал

Наиболее ранее известное упоминание о BI относится к статье A Business Intelligence System, вышедшей в IBM Journal в 1958 году, в которой целью BI называется поддержка принятия бизнес-решений. В этом смысле системы BI можно считать родственными системам поддержки принятия решений. В процессе технологического становления и, во многом, из-за проблем с интеграцией данных, подходы BI акцентируются на процессах сбора, трансформации и интеграции данных из разнородных источников в форме, пригодной для их анализа и интерпретации с точки зрения бизнеса, с обеспечением возможностей рассмотрения данных в исторической перспективе, их текущего и прогнозного состояний. Поэтому к ключевым вопросам BI относят интеграцию данных и вопросы создания хранилищ данных. При этом, по мнению некоторых экспертов, излишняя концентрация на данных привела к некоторому отрыву BI от целей поддержки принятия бизнес-решений, как следствие, концепция BI постепенно эволюционирует в сторону более тесной интеграции с процессами управления бизнесом, а средства развитой бизнес-аналитики условно отделяются от стандартного функционала BI для подчеркивания значимости первых. Обычный функционал систем BI включает средства построения запросов, отчетности и базового анализа, в том числе средства построения пользовательских запросов, многомерного анализа (OLAP), генерации отчетности, инструментальных панелей. К развитому функционалу относят средства, направленные на более сложные процедуры анализа данных, такие, как Data mining Интеллектуальный анализ данных, средства статистического анализа и прогнозирования, инструментальные средства для конкретных предметных областей. В результате использования BI-решений формируется единое информационное пространство, созданное из объединенных внешних и внутренних ресурсов. Таким образом, повышается уровень информационного обслуживания персонала и клиентов. BI позволяет, путем мониторинга и анализа KPI, повысить эффективность управления головной и дочерних организации. Кроме того, выполняется анализ, мониторинг и контроль инвестиций, сегментация клиентской базы, модернизация маркетинговой политики. Процессы бюджетирования, финансового планирования и контроля выходят на должный уровень. Можно добиться повышения доходности каналов поставки за счет детального налаживания самих цепочек. Немаловажным является составление необходимой документации и отчетности, как внутренней, так и внешней, требуемой различными вышестоящими и контролирующими органами.

Пользователи системы

Можно выделить четыре типа пользователей систем бизнес-аналитики:

  • аналитики
  • топ-менеджеры
  • менеджеры среднего звена
  • рядовые сотрудники

Первыми и самыми главными являются аналитики. Их мало, они имеют высокую квалификацию и ценятся на вес золота, по сути являясь «мозгом» компании. Не менее важными пользователями являются топ-менеджеры компании. Как правило, они понимают, что бизнес-аналитика может решить вопрос о здоровье бизнеса, поэтому относятся к средствам BI с определенным пиететом. Третьим типом пользователей являются менеджеры среднего звена. Направленность их деятельности подразумевает решение узкого круга задач, связанных с областью выполняемых работ. Наконец, существуют и рядовые сотрудники, которым бизнес-аналитика необходима для доступа к актуальной информации и создания отчетности. В зависимости от ориентации на тот или иной круг пользователей различаются и предлагаемые решения Business Intelligence.

Особенности и преимущества

  • интегрированная платформа. BI представляет собой комплексную платформу для управления интеллектуальными ресурсами предприятия со встроенными аналитическими инструментами, в числе которых оперативная аналитическая обработка данных (OLAP), средства внесения и обновления данных, средства извлечения, преобразования и загрузки данных, хранилища данных и функции генерации отчетов. Этот комплексный, интегрированный подход позволяет организациям легко создавать и развертывать мощные системы для управления интеллектуальными ресурсами предприятия, контролируя свои затраты.
  • эффективное принятие решений. Усовершенствования в имеющихся функциях управления интеллектуальными ресурсами предприятия, таких как OLAP и обновление данных, появление нового сервера отчетов, дают предприятиям возможность преобразовывать информацию на всех организационных уровнях — от рядовых сотрудников, работающих с информацией, до исполнительного директора.
  • безопасность и эксплуатационная готовность. Параметры масштабируемости, эксплуатационной готовности и безопасности помогают обеспечить пользователям бесперебойный доступ к системам для управления интеллектуальными ресурсами предприятия и отчетам.
  • возможности анализа в масштабе всего предприятия. Усовершенствованное средство извлечения, преобразования и загрузки данных облегчает организациям объединение и анализ данных из множества разнородных источников. Возможность анализировать данные, хранящиеся на компьютерах под управлением широкого спектра операционные системы, позволяет организациям завоевать конкурентное преимущество за счет представления целостной картины деятельности предприятия.
  • единый понятийный аппарат и общее информационное пространство
  • кардинальное сокращение затрат на сбор и обработку информации в компаниях с распределенной структурой
  • повышение оперативности и качества подготовки управленческих решений
  • автоматизированный контроль основных показателей деятельности предприятия.
  • оперативное информирование заинтересованных лиц об отклонениях ключевых показателей от заданных нормативов
  • оптимальное использование вычислительных ресурсов компании, например, путем снижения нагрузки на расчётные системы
  • конфиденциальность информации, разграничение и регистрация доступа к данным.

Дополнительные достоинства: гибкая адаптация к потребностям пользователей, удобный интерфейс, презентабельные отчёты, богатый аналитический инструментарий, удалённый доступ через сеть Интернет, относительно быстрое внедрение, техническая поддержка на этапе эксплуатации и возможности дальнейшего совершенствования.

Базовые технологии BI

Схематическое представление системы Business Intelligence

Прогресс стремительно движется вперед. Аналитики в шутку поговаривают, что развитие IT-технологий прекратится, когда исчерпаются все трехбуквенные аббревиатуры. Конечно, это не может остановить полет мысли. Стали использоваться четырех- и пятибуквенные аббревиатуры. Но факт остается фактом. На рынке IT-услуг сейчас такое огромное количество различных предложений и инноваций, что несведущему в них человеку можно просто запутаться. Вот какие решения предлагаются в рамках BI:

  • Digital Dashboard — информационная панель с удобным представлением форм отчетов за текущие периоды с возможностью организации интуитивно понятного графического изображения, диаграммы.
  • EIS (Executive Information System) — информационная система предназначенная для руководителей.
  • ETL (Extract Transform Load) (Extract, Transformation, Loading) — инструменты интеграции и трансформации данных.
  • BPM (Business Performance Management) — совокупность интегрированных циклических процессов управления и анализа, а также соответствующих технологий, имеющих отношение как к финансовой, так и к операционной деятельности организации. Ключевые BPM-процессы связаны с реализацией стратегии организации и включают финансовое и операционное планирование, консолидацию и отчетность, моделирование, анализ и мониторинг ключевых показателей эффективности.
  • CRM (Client Relational Management) — система адаптации взаимоотношений с клиентами, нацеленная на максимальное использование потенциала каждого из них. В рамках CRM осуществляются рассылки сообщений, звонки, планирование встреч, а также составляется и анализируется клиентская база.
  • ERP (Enterprise Resource Planning) — корпоративная информационная система (КИС), предназначенная для автоматизации учёта и управления.

Средства анализа информации

Пример информационной панели Digital dashboard

Для того чтобы максимально облегчить труд сотрудников, разработан ряд вышеупомянутых средств, позволяющих автоматизировать все процессы обработки и анализа данных. Их можно разделить на несколько групп: генераторы отчетов, средства аналитической обработки данных, средства разработки BI-решений, Enterprise BI Suits, так называемые интегрированные наборы аналитических предложений. Средства создания отчетов поддерживают все механизмы доступа к данным, они совместимы с СУБД, содержат элементы деловой графики, взаимодействуют с офисными приложениями, позволяют размещать отчеты в сети Интернет. На их базе есть возможность создания собственных уникальных решений. В 1993 году Э. Ф. Кодд выдвинул концепцию OLAP. В результате анализа данные могут быть выведены в виде таблиц, кубов, где прослеживается взаимосвязь более, чем двух параметров. Настольные OLAP-средства являются приложениями, которые позволяют выполнить многомерный анализ в конкретной СУБД. Многие настольные OLAP-средства имеют доступ к серверным OLAP-хранилищам. Фактически они являются клиентским приложением, выполняющим определенный запрос. Большинство предприятий выполняют анализ и обработку данных именно на серверных OLAP-средствах. Data mining Интеллектуальный анализ данных — это процесс поиска зависимостей, тенденций, взаимодействий, закономерностей между данными, который выполняется посредством математических алгоритмов. Он имеет целью построить модель для прогнозирования процессов, критичных для планирования бизнеса. Отличие Data mining Интеллектуальный анализ данных от OLAP в том, что первый не проверяет имеющиеся взаимозависимости, а ищет их самостоятельно. Например, если используется OLAP, то задается вопрос «Сколько человек в возрасте 20 лет пользуются услугами ресторанов быстрого питания?». В случае применения Data mining Интеллектуальный анализ данных вопрос формулируется так: «Имеется ли типичная категория людей, посещающих рестораны быстрого питания?». В целом список основных средств анализа информации выглядит следующим образом:

  • OLAP (On Line Analytical Processing) выполняет оперативный анализ данных и служит для составления интерактивных отчетов.
  • Виртуализация
  • Data mining Интеллектуальный анализ данных — интеллектуальный анализ данных. Инструмент для сложного исследования зависимостей, которые помогает выявлять скрытые ранее закономерности. ИАД включает методы и модели статистического анализа и машинного обучения, дистанцируясь от них в сторону автоматического анализа данных.
  • Scorecards — карты основных показателей, которые позволяют в виде графического изображения наглядно сравненить ключевые параметры производительности

со стратегическими задачами

Стандарты и разработки в области BI

Для унификации любой продукции немаловажным моментом являются общепринятые стандарты использования и оценки. Как ни странно BI-средства подобных стандартов не имеют. Нет и универсальных языков запросов к ним. На роль общепринятого стандарта претендует спецификация XML for Analysis. Она была успешно разработана и внедрена компаниями Hyperion и Microsoft. Она описывает универсальный способ доступа к OLAP-кубам и моделям Data mining Интеллектуальный анализ данных, размещенным в Интернете, который не требует обязательной инсталляции клиентских компонентов. Благодаря этому можно создавать универсальные клиентские OLAP-средства, которые будут поддерживать несколько серверных OLAP-продуктов одновременно. Если рассматривать все то новое, что предлагается в сфере модернизации BI-платформ, то можно упомянуть следующие разделы: разработка операционной отчетности для массового распространения, средств задания нерегламентируемых запросов, разработка новейших OLAP-инструментов, которые будут отвечать на вопросы не «что было?» и «как было?», а «что будет?» и «что если?». Становятся более удобными инструментальные панели и интерактивный визуальный пользовательский интерфейс. Появляется возможность осуществить прогнозное моделирование. Вводятся новейшие инструменты поиска.

Трудности внедрения BI-систем

Несмотря на очевидные преимущества BI-систем для крупных организаций, многие руководители избегают их внедрения. Однако, те, кто решается оптимизировать работу компании таким образом, сталкиваются с некоторыми проблемами. Незнание этих проблем зачастую заканчивается большим количеством трудоёмкой работы, высокими затратами на поддержание системы и отсутствием ощутимой пользы. Читать статью «Business Intelligence (трудности внедрения)»


Каталог BI-решений и проектов доступен на TAdviser.ru

См. также

Ссылки