Конечные собственники
История
В середине XX века через поселок Смыга проложили стратегический нефтепродуктопровод. Труба, идущая из России в восточную Европу, обеспечивала страны Варшавского договора дизелем для военных нужд. После распада Союза труба перешла в собственность «дочки» «Транснефти» (российского монополиста транспортировки нефти) — компании «Прикарпатзападтранс».
В 2014 году в ходе кризиса в отношениях России и Украины, украинские власти решили забрать трубу себе. Причем решение о национализации приняли не Генпрокуратура или президент, а областной суд — в ноябре 2014-го Ровенский суд удовлетворил апелляцию местной прокуратуры и отнял трубу у «Транснефти»[1].
30 декабря 2014-го в поселке Смыга Ровенской области Украины появились вооруженные люди. Целью бойцов добровольческого батальона «Днепр» была неприметная насосная станция. Однако марш-бросок на 900 километров в сторону запада не удался: бойцов батальона ждали такие же вооруженные до зубов люди в камуфляже. Устраивать настоящую войну в той части Украины, где ее быть не может по определению, противоборствующие стороны не стали. Немного потолкавшись и поругавшись, бойцы «Днепра» ретировались.
Так накануне Нового года неудачей закончилась попытка захвата («национализации») главной украинской артерии с нефтепродуктами — трубы «Транснефти» в Венгрию. Защищали российскую трубу не сотрудники охранного предприятия и не «отпускные» российские военные — помощь подоспела со стороны украинских патриотов. «Боевые волонтеры» «Транснефти», не дожидаясь никакой специальной санкции со стороны российской госкомпании, были наняты крупнейшим местным нефтетрейдером — украинской группой «Континиум». В «контрольных точках» нефтепровод теперь охраняют 800 бойцов с опытом ведения боевых действий.
Украинские нефтетрейдеры (получающие дизель из российской трубы по выгодному тарифу), затаив дыхание, ждут решения последней инстанции — Высшего апелляционного суда Украины: трубопровод им нужен больше, чем «Транснефти».
Тем временем, «Транснефть» уже перекрыла поставки нефтепродуктов — еще летом она пообещала выкачать всю нефть из трубы, а также ликвидировать «Прикарпатзападтранс» в случае, если трубу национализируют. Украинским трейдерам это было совершенно не выгодно. Найти компромиссное решение пытались представители «Континиума» — самые крупные продавцы нефтепродуктов, контролирующие 20% рынка (среди активов — сеть заправок WOG и не работающий Херсонский НПЗ). По данным «Медузы», топ-менеджеры компании не раз приезжали в Москву, уговаривая «Транснефть» не вымывать дизель из трубы. Они же упрашивали украинские власти не отбирать трубу у русских. Во-первых, если туда зальют воду, ее когда-нибудь придется вылить, а это угрожает экологической катастрофой. Во-вторых и, видимо, в-главных, с остановкой трубы только «Континиум» будет терять 10 миллионов долларов прибыли в год: через нефтепровод группа закупает миллион тонн; если труба остановится и дизель придется завозить цистернами, каждая тонна обойдется на 10 долларов дороже.28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT
Монополия русской «Транснефти» вообще кажется местным продавцам нефтепродуктов наименьшим злом: гораздо хуже будет, если труба попадет в руки одного из конкурентов. На неформальный контроль над трубой когда-то претендовал близкий к семье президента Виктора Януковича бизнесмен Сергей Курченко; но, как рассказывает нефтетрейдер, пожелавший остаться не названным, в итоге у Курченко ничего не вышло. При президенте Петре Порошенко появились новые люди, интересующиеся нефтепроводом. Так, источники на рынке рассказали «Медузе», что в случае отхода трубы Украине, ее будет контролировать близкий к нынешней власти предприниматель — владелец группы «Фактор» Сергей Тищенко.
Чем больше интересующихся по поводу трубы от власти, тем меньше шансов у нефтетрейдеров сохранить свое место на рынке. Поэтому владелец «Континиума», народный депутат Игорь Еремеев, заручившись поддержкой партнеров, пошел ва-банк. Вплоть до решения Верховного апелляционного суда он будет охранять трубу с оружием. Если же стороны так и не договорятся и Верховный суд примет решение отдать трубу Украине, нефтетрейдерам придется отступить.