Автоматизация финансовых процессов в страховании: передовой проект Карины Буйленко
20.03.24, Ср, 11:00, Мск,
Финансовый директор группы компаний «Инлайф страхование» о том, как правильно выстроенные процессы помогают компаниям в период кризиса и что это дает клиентам.
Содержание |
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», рынок страхования в России еще недавно демонстрировал впечатляющие темпы роста: в первой половине 2023 года он вырос на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Основной вклад в этот рост внесли страхование жизни, КАСКО, ОСАГО и страхование от несчастных случаев. Однако в 2024 году, согласно прогнозам аналитиков агентства, ожидается прирост всего на 2%. Это замедление связано с различными экономическими факторами, включая изменения ключевой ставки и условия рынка кредитования.[1]
Страховым компаниям предстоит внимательнее отслеживать тенденции на рынках и своевременно адаптировать продукты под быстро меняющиеся условия и потребности клиентов, а также эффективнее работать с показателями финансовой отчетности, чтобы сохранить клиентскую базу и не прогореть самим. Найти баланс помогают технологии, говорит финансовый директор «Инлайф страхования» Карина Буйленко, которая имеет более 15 лет опыта работы на страховом рынке, является членом профессиональных ассоциаций и входит в топ-женщин лидеров финансовой индустрии по версии делового журнала «Банковское обозрение» и аналитического центра «БизнесДром». Она стоит за одним из ключевых проектов по автоматизации финансовых процессов, который трансформировал внутренние процессы группы компаний, сократив расходы на подготовку управленческой отчетности на 90%, отметили в «Инлайф страховании». Ее инициатива подчеркивает важность инноваций в современном страховом бизнесе, где ускорение и оптимизация финансовых процессов играют решающую роль.
Путь к эффективности: метод Карины Буйленко
Перед страховыми компаниями сегодня стоят серьезные задачи: повышение операционной эффективности, соответствие меняющимся законодательным требованиям и улучшение качества обслуживания клиентов в условиях постоянно растущих объемов данных и усиления конкуренции. Проект по автоматизации сбора управленческой отчетности в группе страховых компаний «Инлайф», ранее известной как «Уралсиб Страхование», реализацию которого возглавила Карина Буйленко, является отражением широкомасштабных трансформаций, происходящих в современной страховой индустрии.
Группа «Инлайф страхование», как и многие другие на рынке, столкнулась с необходимостью модернизации своих внутренних процессов. Трудности, в частности, возникли в сроках подготовки управленческой отчетности в связи с необходимостью выгрузки, проверки и обработки большого количества данных из разных систем.
«Мы обнаружили, что традиционные методы подготовки отчетности уже не справляются с текущими потребностями бизнеса, что приводило к увеличению времени и ресурсов, затрачиваемых на эти задачи. Из-за большого количества ручной работы на подготовку управленческой отчетности во всех необходимых разрезах уходило до двух недель работы после закрытия отчетного периода. Со временем такие сроки стали неприемлемыми, поскольку результаты управленческой отчетности являются базой для анализа эффективности деятельности компаний и основой для принятия стратегических решений в плане развития бизнеса», – рассказывает Карина Буйленко. |
В качестве решения она предложила создать проект по автоматизации полного цикла сбора и подготовки управленческой отчетности, который команда финансистов и IT-разработчиков внедрила под ее руководством. Результат – время обработки данных и подготовки отчетности сократилось всего до одного рабочего дня, что позволило оперативно отслеживать результаты деятельности компании, своевременно выявлять проблемы и видеть зоны развития.
«Проект был успешно реализован в 2018 году, что позволило нам существенно облегчить и ускорить анализ и контроль результатов операционной деятельности в последние наиболее сложные периоды времени – в 2020-2021 гг. в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением общего локдауна, с 2022 г. – в связи с высоким уровнем волатильности экономических условий, обусловленных сложной геополитической обстановкой в России и в мире в целом, что в итоге дало нам возможность постоянно «держать руку на пульсе» и по возможности минимизировать негативные эффекты» , – комментирует Карина Буйленко. |
Также в группе компаний было принято решение внедрить инновационные инструменты для повышения оперативности управленческого процесса. Одной из ключевых инициатив стало создание Кариной Буйленко и её командой комплекса интуитивно понятных дашбордов для руководства. Эти инструменты, работающие в режиме реального времени, предоставляют детализированный анализ ключевых финансовых показателей: от объемов продаж страховых продуктов до динамики расторжений полисов.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
При разработке новых страховых продуктов особое внимание уделялось гибкости настройки их параметров в системах. Этот подход позволил существенно снизить время и ресурсы, необходимые для адаптации продуктов под изменяющиеся требования рынка и законодательства, а также ожидания клиентов. Такой стратегический шаг не только оптимизировал внутренние процессы, но и обеспечил компании преимущество в быстром изменении продуктовой линейки.
Динамика продаж подтверждает успешность выбранного курса: по данным бухгалтерской отчетности группы «Инлайф», в 2020 году, в условиях глобального локдауна, прирост продаж составил почти 30% по сравнению с предыдущим годом, а в следующем году этот показатель увеличился до 40%. Вопреки нестабильной экономической ситуации в 2022 году, группа компаний смогла сохранить объемы сборов страховых премий на уровне предыдущего года, достигнув почти 12 млрд рублей. По итогам 2023 года этот показатель превысил уже 13,5 млрд рублей, что является наглядным свидетельством устойчивого роста и эффективности принятой стратегии управления.
«Несмотря на все сложности и проблемы, с которыми мы столкнулись в 2020-2023 гг., благодаря слаженной работе и высокому уровню автоматизации процессов нашей команде удавалось быстро перестраивать продуктовую линейку, тем самым адаптировав ее под новые условия и потребности клиентов, что в конечном итоге позволило нам не просто удержать позиции на рынке, а даже добиться роста продаж по сравнению с предыдущими периодами. Помимо перестройки и оптимизации продуктовой линейки, мы также работали над улучшением систем учета и контроля, а также смогли успешно внедрить все новые регуляторные требования в установленные сроки. И, конечно, автоматизация рутинных задач освободила наших сотрудников для решения более стратегически важных задач и проектов. Это все вместе помогло нам укрепить нашу позицию на рынке и повысить качество обслуживания наших клиентов», – уточняет Карина Буйленко. |
Будущее автоматизации в страховании
Автоматизация в страховании концепция не новая, но её масштаб и глубина продолжают расширяться. Все более важную роль в оптимизации процессов от подбора полисов до управления рисками и обработки заявления о страховом случае играют технологии вроде искусственного интеллекта, больших данных и машинного обучения. В этом смысле проект по автоматизации финансовых процессов в «Инлайф страхование» стал событием в отрасли, демонстрирующим как трансформации делают бизнес в этом направлении более адаптивным к меняющимся потребностям рынка.
Такие проекты, как инициатива «Инлайф страхование», подчеркивают потенциал автоматизации в повышении эффективности, снижении затрат и улучшении качества обслуживания клиентов. Однако для достижения этих эффектов важна не просто автоматизация, убеждена Карина Буйленко, – необходимо создание гармоничной системы, где технологии поддерживают бизнес-стратегии и улучшают взаимодействие с клиентами.
С учетом увеличения объема цифровых данных и потребности в более сложных страховых продуктах, она видит автоматизацию как ключевой и определяющий элемент будущего развития отрасли.
Автор: Дмитрий Архипов