Ценность больших данных в принятии бизнес-решений сегодня понимают всё больше компаний, поэтому опытные аналитики, умеющие извлекать ценную информацию из огромных объёмов данных, становятся крайне востребованными специалистами на рынке труда. Только в Москве число вакансий, связанных с анализом данных, превышает 25,5 тысяч, по данным портала hh.ru на конец марта 2024 года. При этом главная задача аналитика - не просто обрабатывать данные, считает аналитик с международным опытом, советник в Enqo Corp Линара Бозиева, а прежде всего делать выводы и давать четкие рекомендации бизнесу относительно стратегии развития. В 2010-2013 году Линара начала разрабатывать в Google в России исследовательские проекты и бизнес-аналитику как сотрудник российского офиса транснациональной компании; затем перешла в американский интернет-гигант eВау и разработала для него несколько методик анализа данных и бизнес-прогнозирования, а также различных инструментов – например, для отслеживания выполнения КРI бизнесом – которые используются всеми командами компании в Европе. Кроме того, Линара руководила выводом на рынок нового международного проекта eBay International Shipping. Эксперт рассказала, чем заинтересовать компании-гиганты, как вписаться в международную команду сотрудников и что из себя представляет работа аналитика сегодня.
– Линара, Вы – выпускница Высшей школы экономики, и уже в процессе учебы занимались всевозможными исследовательскими проектами, в том числе и международного уровня. Как такая многосторонняя подготовка помогает в дальнейшей карьере?
– Я всегда была любознательной, с детства мечтала о самых разных профессиях, от океанолога до дипломата. Я постоянно искала новые возможности для обучения и самосовершенствования, мне хотелось всегда всего и побольше. Эта черта досталась мне, видимо, вместе с упорством от отца, предпринимателя, всегда отличавшегося разнообразием интересов. Поэтому учеба давалась мне легко, и я смогла совмещать ее с исследованиями, что было очень полезно: академическое образование дает широту взглядов, а применение теории к решению практических задач сделает из вас настоящего специалиста, который будет интересен бизнесу.
– В 2010 году вы прошли большой конкурс в ведущую технологическую компанию мира Google. Как не потеряться на фоне других соискателей, чем заинтересовать такого работодателя?
– Для успешного прохождения отбора, будь то трудоустройство в крупной компании или участие в программе обучения, необходимо быть готовым к острой конкурентной борьбе с множеством талантливых кандидатов. Требуются знания в области аналитики, умение вести команду, коммуникабельность, стремление к обучению и росту, гибкость мышления, способность к креативному решению задач. Мне повезло, я попала в дружный коллектив маркетологов, финансистов, программистов, юристов, пиарщиков. Я занималась анализом данных Google и внешнего рынка, первой начала разрабатывать в российском офисе Google исследовательские проекты и бизнес-аналитику. Быть первым бизнес-аналитиком Google в России стало для меня своеобразным вызовом и возможностью внести свой вклад в развитие такого прогрессивного и влиятельного игрока на рынке технологий.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
– Работая в Google, Вы впервые провели несколько исследований влияния медиа на известность и восприятие бренда, или cross-media brand lift. Чем интересен был этот проект?
– Проект был интересен прежде всего тем, что позволил рынку не просто осознать важность каждого элемента в маркетинговой стратегии, каждого канала коммуникации и их синергии, но и количественно оценить вклад каждого канала в общий результат. Всё это происходило в ту пору, когда крупные компании в России были ориентированы в значительной степени на продвижение своих брендов с помощью медиа с максимально широким охватом. Интернет-реклама не считалась оптимальной для улучшения таких показателей бренда, как узнаваемость, предпочтения марки другим, ее поддержка и так далее. Результаты наших исследований позволили доказать высокую эффективность интернет-рекламы, которая, к тому же, стоит дешевле и даёт возможность персонификации сообщений. После того, как мы начали проводить такие исследования, их взяли на вооружение другие игроки рынка. Я выступала на различных конференциях, в том числе показывая результаты этих исследований.
– Вы разработали несколько инструментов для управления персоналом в компании еВау. Таким образом, современный аналитик – это и немного HR?
– Большие данные – это не только про пользователей и потребителей, это и про внутренние дела компаний, поэтому считаю, что аналитика помогает работе всех структурных подразделений любого бизнеса, в том числе в управлении персоналом. Разработанный мной EU KPI дашборд – первый в истории компании инструмент, позволивший CFO eBay Europe отслеживать и оценивать работу всех команд в одном месте на всех уровнях агрегации: от самого высокого – вся Европа, до самого низкого – конкретная небольшая команда. А мой Staffing tool – внутренний продукт eBay для управления персоналом складов – позволил эффективно справляться с повышенным объемом заказов в пиковые сезоны, сохраняя при этом издержки на оптимальном уровне в течение всего года.
– С аналитикой в крупном бизнесе разобрались, а как навыки прогнозирования и анализа способны помочь стартапам? Расскажите на примере своего – с интересными названием `Авсянка". Почему `А`?
– Название пришло мне в голову как ассоциация с утром британского аристократа с классической фразой, которую знает каждый благодаря кинематографу: "Овсянка, сэр!" То есть тебе самому не нужно заботиться о бытовых вещах: ни о завтраке, ни о наряде. Назваться просто "овсянкой" показалось скучным, поэтому букву О я заменила на А, и нашим первым клиентам мы даже раздавали специально изготовленную в честь запуска партию этой популярной в России крупы. А идею я привезла из очередной командировки в США. Мы с мужем на одной из встреч с друзьями - они инвесторы - обсуждали разные идеи и тренды, в частности, сервисы по подписке, и они рассказали мне про Trunk Club. Их сервис отличался от того, к чему я в итоге пришла, но идея выросла оттуда. "Авсянка" позволяла клиентам получать индивидуально для них подобранные профессиональными стилистами комплекты одежды, обуви и аксессуаров без личной встречи со стилистами, взаимодействуя с компанией онлайн. В России на тот момент не существовало такого относительно доступного рынка услуг стилистов, как сейчас, так что сервис оказался уникальным и в некотором роде революционным. Позже появились аналоги, которые постепенно эволюционировали в то, что есть сейчас. Так что мой прогноз как аналитика и расчет как предпринимателя оказались верными.
– В вашем портфолио – две крупнейшие учебные программы – Startup Leadership Program, для выдающихся фаундеров, а также Analytics Leadership Development Program - программа по "выращиванию" руководства внутри компании еВау. Благодаря им вы работали в разных транснациональных командах. Как наладить в них отношения, как влиться в такой коллектив?
– Мой опыт показывает, что для успешной работы в мультинациональных командах, прежде всего, необходимо научиться принимать и понимать разные культуры, стили общения и работы. Это не значит, что тебе нужно становиться таким же, как остальные члены команды, ты можешь перенимать лучшие практики, но при этом оставаться самим собой, сохранять свой стиль и подход. Главное – быть открытым новому, не бояться задавать вопросы, обсуждать ожидания, реакции и взаимоотношения в команде. Впрочем, на мой взгляд, такой подход может применяться в любом коллективе, не только многонациональном. Это поможет каждому сотруднику и общему делу.
– Основываясь на вашем опыте работы в крупных мировых компаниях и личном предпринимательстве, какие советы вы можете дать тем, кто только начинает свой путь в области аналитики и стратегического управления?
– Развивайте аналитические навыки с помощью изучения инструментов анализа данных, при этом выходите за пределы технической составляющей своей работы, старайтесь понимать свой бизнес, свою компанию и рынок в целом и следить за их изменениями. Важно уметь не только обрабатывать данные, но и делать выводы и давать четкие рекомендации о том, куда бизнесу нужно двигаться, какие решения принимать. Не менее важно четко и понятно коммуницировать результаты своего анализа и эти рекомендации, а также быть готовым к постоянному обучению, следя за изменениями в отрасли. Экспериментируйте с различными подходами и новыми продуктами, стройте свою сеть профессиональных связей на профильных мероприятиях и конференциях, а также старайтесь строить свой персональный бренд, оставаясь при этом аутентичным, честным и порядочным.
Автор: Михаил Артемьев