Разработчики: | Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ) |
Дата премьеры системы: | 2022/05/18 |
Отрасли: | Транспорт |
2022: Обеспечение низкопольных трамваев тяговыми электродвигателями ДАТ-72
18 мая 2022 года «Фонд развития промышленности (ФРП)» сообщил, что Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ, Сарапул, Удмуртия) открыл участок по производству тяжелых тяговых электродвигателей для низкопольных трамваев, которые позволят заместить на российском рынке продукцию европейских производителей.
Объем инвестиций в импортозамещающее производство составил 268,6 млн рублей, из которых 200 млн рублей - льготный кредит федерального «Фонда развития промышленности» по программе «Конверсия», остальное - собственные средства предприятия.
Двигатель ДАТ-72 разработан специалистами СЭГЗ и производится из российских материалов. На первоначальном этапе планируется выпуск 1000 изделий в год.
«Благодаря поддержке акционеров на заводе сложилась хорошая традиция - ежегодно большую часть прибыли мы вкладываем в развитие нашего предприятия, в строительство и реконструкцию основного производства. Благодаря этому, а также большой поддержке со стороны Правительства Удмуртии и федеральных институтов, таких, как «Фонд развития промышленности», мы можем запускать такие большие инвестиционные проекты», - сказал председатель Совета директоров СЭГЗ Виталий Шурыгин. |
Основным заказчиком двигателей ДАТ-72 стал российский производитель пассажирского электротранспорта компания «ПК Транспортные системы (ПК ТС)». При разработке низкопольных трамваев предприятие искало поставщиков тяговых двигателей в России и Европе, в частности, в Австрии. Произвести компактный электродвигатель достаточно большой мощности в итоге смогли на СЭГЗ.
«Первые наши трамваи были с импортными двигателями. На середину мая 2022 года - это российский двигатель с оптимизированными параметрами. Сарапульский электрогенераторный завод выделяется серьезным подходом к организации производства. Для нас это важно», - рассказал заместитель директора по развитию продукта «ПК Транспортные системы» Сергей Иванов. |
Ключевыми особенностями созданного двигателя являются повышенный срок службы, более низкая цена по сравнению с импортными аналогами при сопоставимых технических характеристиках. Кроме того, важной особенностью сарапульских двигателей станет наличие у них защиты подшипниковых узлов от электроэрозии. Эта характерная для электротранспорта проблема может приводить к выходу из строя двигателя.
«Открытое производство - серьезный шаг в развитии завода и в целом промышленности республики. Это - выполнение программы диверсификации, поставленной Президентом Российской Федерации. Завод перевыполняет показатели по диверсификации, которые установлены правительством Российской Федерации», - прокомментировал открытие участка производства министр промышленности и торговли Удмуртии Виктор Лашкарев. |
Выручка от реализации проекта составит более 500 млн рублей в год. На открытом участке созданы 150 рабочих мест, сотрудники, которые будут работать на производстве ДАТ-72, пройдут обучение в корпоративном учебном центре СЭГЗ.
«В короткий срок мы полностью «с нуля» разработали конструкторскую документацию на этот двигатель, с помощью технической службы быстро изготовили образцы и поставили на испытания на трамвай. Подготовили производство, оснастили, купили актуальное технологическое оборудование. Конечно, этого всего бы не случилось, если бы не конкретная, реальная поддержка главы Удмуртской Республики Александра Владимировича Бречалова, министерства промышленности Удмуртской Республики и, конечно же, Совета директоров Сарапульского электрогенераторного завода», - сказал генеральный директор предприятия Алексей Беляев. |
До последнего времени 75% тяговых электродвигателей для российских низкопольных трамваев закупалось в Чехии и Австрии. Создание отечественного производства в Сарапуле поможет заместить до 50% импорта и даст возможность укомплектовывать до 250 трамваев в год. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Трамваи серий 71-931М «Витязь» и 71-911ЕМ «Львенок», на которые устанавливается отечественный электродвигатель, эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Улан-Удэ, Череповце, Ульяновске, Ижевске и Красноярске.
По данным Индекса ВЭБ.РФ, средний возраст трамвайного парка в крупных городах страны составляет около 26 лет. Его обновление будет производиться в рамках федеральной программы модернизации городского электротранспорта с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, средств Фонда национального благосостояния, финансирования ВЭБ.РФ и частных инвесторов-концессионеров. Одна из целей программы - обновить не менее 1500 трамвайных вагонов.