Содержание |
Экспорт кондитерских изделий из России
Основная статья: Экспорт кондитерских изделий из России
Хроника
2023: Рост продаж хлебобулочных и мучных изделий до 7,74 млн тонн
В 2023 году продажи хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в России достигли 7,74 млн тонн. Для сравнения, годом ранее объем реализации оценивался в 7,7 млн тонн. Таким образом, рост зафиксирован на уровне 0,4%. Отечественный рынок близок к насыщению, о чем говорится в материалах BusinesStat, опубликованных в середине февраля 2024 года.
В 2019-м продажи указанной продукции оценивались в 7,87 млн тонн. В 2020 году произошло падение на 3,4% — до 7,6 млн тонн. Пандемия COVID-19 привела к сокращению реальных располагаемых доходов покупателей, которые в целях экономии были вынуждены сокращать расходы на товары, не входящие в обязательную потребительскую корзину. Кроме того, закрылись или приостановили работу многие заведения общественного питания.
В 2021 году продажи хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в РФ поднялись на 0,6% в годовом исчислении — до 7,65 млн тонн. Граждане начали возвращаться к привычному ритму жизни, а предприятия — возобновлять деятельность. В 2022-м отмечен рост потребления еще на 0,7% с итоговым результатом в 7,7 млн тонн. В исследовании говорится, что хлебобулочные изделия, прежде всего обыкновенный хлеб, являются фундаментом армейских рационов. На фоне сформировавшейся геополитической обстановки значительная часть усилий производителей была направлена на обеспечение нужд армии, и объем закупок для госсектора в 2022-м поднялся на 7,5% по сравнению с 2021-м.
В 2023 году наблюдалась постепенная стабилизация экономической ситуации. Благодаря этому произошло умеренное восстановление сектора общественного питания, а поставки продовольствия на нужды армии и других государственных структур продолжили расти. Для абсолютного большинства потребителей хлебобулочные изделия остаются базовым элементом рациона, вне зависимости от обстановки на рынке.[1]
2022
Рост продаж шоколада и какао-продуктов на 8,1% до 1,16 млн тонн
Объем российского рынка шоколада и какао-продуктов в 2022 году достиг 1,16 млн тонн, что на 8,1% больше в сравнении с предыдущим годом, а относительно 2018-го продажи этой продукции повысились на 13,7%. Такие данные приводятся в исследовании, которое аналитическое агентство BusinesStat опубликовало в декабре 2023 года.
По словам экспертов, росту продаж шоколада и какао-продуктов в 2022 году способствовало восприятие их потребителями как полезного лакомства ввиду высокого процентного содержания какао-бобов. Кроме того, шоколад остается одним из самых приятных и доступных способов улучшить настроение и уменьшить уровень стресса, отмечают специалисты.
В период с 2018-2020 гг. российский рынок шоколада и какао-продуктов показывал спад лишь в 2020 году (на 6,2%), когда пандемия коронавируса COVID-19 привела к низкой мобильности населения и закрытию заведений общественного питания. В результате спрос на сладости тогда снизился.
В остальные годы период 2018-2022 гг. продажи шоколада и какао-продуктов демонстрировали устойчивую положительную динамику. Рост рынка стимулировался постоянным дополнением ассортимента производителями новыми вкусами и вариантами упаковки, усилением маркетинговой активности участниками рынка, а также ускорением ритма жизни, в рамках которого люди все чаще приобретают сладости в качестве перекуса на ходу и в обеденный перерыв, отмечается в исследовании. В нем учтены продажи следующих продуктов:
- какао-порошок (с сахаром);
- конфеты шоколадные или глазированные шоколадной глазурью;
- шоколад (кроме белого шоколада);
- шоколадная глазурь;
- шоколадная паста;
- шоколадные яйца с начинкой, сплошные и полые шоколадные фигурки и прочие;
- кондитерские изделия с какао.[2]
Снижение продаж мармелада на 0,4% до 25,2 тыс. тонн
В 2022 году в России было выпущено 25,2 тыс. тонн жевательного мармелада. Это на 0,4% меньше объема производства годичной давности. О ситуации на рынке аналитики BusinesStat рассказали в своем исследовании, которое было обнародовано в октябре 2023 года.
Согласно докладу, производство жевательного мармелада в РФ по итогам 2022 года относительно 2018-го увеличилось на 15,4%. В 2020-2021 гг. на фоне ослабления рубля импорт жевательного мармелада резко сократился, и отечественные производители наращивали объемы производства продукции, чтобы занять освободившуюся нишу. В результате в 2021 г выпуск жевательного мармелада достиг пикового значения за пятилетие – 25,3 тыс т.
Санкционный кризис, который наступил после начала военной спецоперации РФ на Украине, оказал ограниченное влияние на рынок жевательного мармелада, говорят в BusinessStat. Крупные производители довольно быстро адаптировались к изменившимся условиям, проработали новые логистические цепочки и наладили поставки сырья. Более того, уход с рынка Haribo и ограниченная доступность мармелада других иностранных брендов открыли новые перспективы для отечественных компаний. Они расширяли ассортимент, дополняли его новыми вкусами, формами, делая акцент на натуральности компонентов и соответствии актуальным трендам здорового питания, что являлось отличительной чертой европейской продукции.
Так, в 2022 году Union Group начала производство жевательного мармелада с натуральным соком. Взяла курс на импортозамещение и Кондитерская фабрика «Пермская». В декабре 2022 г компания подала заявку на регистрацию товарного знака «Медведь Валера», под которым, как сообщается в СМИ, планируется производить жевательный мармелад в форме медвежат, напоминающий Haribo.[3]
Сокращение продаж сахарных изделий на 4,4% до 662 тыс. тонн
В 2022 году в России было продано 662 тыс. тонн сахаристых кондитерских изделий, что на 4,4% меньше, чем годом ранее. При этом в 2021-м объем рынка вырос на 8,5%, подсчитали аналитики BusinesStat, чьи данные были опубликованы в июне 2023 года.
По словам экспертов, ухудшение благосостояния россиян побудило их следовать модели рационального потребления: сокращать расходы на товары, не входящие в обязательную потребительскую корзину, либо покупать более качественные и питательные продукты в меньших количествах. Стоит отметить, что в 2022 г снизилось потребление только сахаристой продукции, продажи шоколадных и мучных кондитерских изделий росли. Сладости часто используются как средства для повышения настроения, снятия стресса и тревожности.
Как отметили в BusinesStat, на снижение продаж сахаристой продукции в 2022 году повлияло и сужение ассортимента сладостей из-за ограничения деятельности крупнейших зарубежных производителей в России. Например, Mondelez, Nestle, Ferrero приостановили рекламу и инвестиции в российский бизнес и прекратили импорт своих сладостей в страну.
Импортная продукция занимает около 11% российского рынка сахаристой продукции. В 2022 г импорт составил 79,6 тыс т, что оказалось на уровне 2021. Значительно выросли поставки сахаристых кондитерских изделий из Китая и Турции. Также в числе крупных стран-поставщиков были Казахстан, Германия и Беларусь. Среди всех видов импортной сахаристой продукции наиболее популярен мармелад, фруктовая пастила.«Группа Астра» разрослась до двух десятков компаний. Ключевые активы экосистемы
Исследователи добавляют, что в 2022 году спрос на рынке кондитерской продукции постепенно смещался в сторону других сладостей: диетических изделий с натуральным составом, шоколадной продукции, мучной выпечки с оригинальной рецептурой.[4]
Рост продаж на 1,9% до 3,65 млн тонн
В 2022 году в России было продано 3,65 млн тонн кондитерских изделий, что на 1,9% больше, чем годом ранее. В период с 2018 по 2022 гг. рынок демонстрировал стабильный рост, кроме 2020 года, когда продажи сократились на 4,5%. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства BusinesStat. Исследование было опубликовано в мае 2023 года.
Согласно докладу BusinesStat, в 2022 году российский рынок кондитерских изделий был близок к насыщению, его динамика зависит от уровня доходов населения, изменения потребительского поведения, действия побуждающих факторов роста реализации. Стабильный спрос поддерживался за счет развития торговых сетей с богатым ассортиментом предлагаемых сладостей по приемлемым ценам, применения различных стимулирующих акций и маркетинговых мероприятий, расширения сетей небольших кофеен и пекарен, мобильных точек продаж, постоянного поиска и предложения производителями новых вкусов и видов сладостей.
В условиях нестабильности в 2022 году россияне старались «побаловать» себя и близких различными сладкими продуктами. Значительно выросла реализация шоколада и прочих кондитерских изделий с какао: несмотря на высокую стоимость, шоколадная продукция остается популярной, воспринимается как более полезное лакомство. В 2022 г среди всех видов мучных кондитерских изделий выросли продажи сладкого, сухого печенья и пряников: эти категории относятся к продуктам низкого ценового сегмента и часто служат альтернативой дорогих сладостей. При этом сократилось потребление сахаристой кондитерской продукции, а также дорогих мучных изделий (торты и пирожные), отмечают исследователи.
За 2018-2022 гг. импорт кондитерских изделий в Россию вырос на 22,1% – с $965,4 до $1,18 млрд. Снижение относительно предыдущего года отмечалось только в 2020-м - на 6,7% - в результате сокращения как натурального объема поставок, так и средней цены импорта.[5]
Примечания
- ↑ В 2023 г продажи хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в России выросли на 0,4% и достигли 7,74 млн т.
- ↑ В 2018-2022 гг продажи шоколада и какао-продуктов в России выросли на 13,7% до 1,16 млн т.
- ↑ За 2018-2022 гг производство жевательного мармелада в России выросло на 15,4%: с 21,8 до 25,2 тыс т.
- ↑ За 2018-2022 гг продажи сахаристых кондитерских изделий в России снизились на 7,1%: с 712 до 662 тыс т.
- ↑ За 2018-2022 гг продажи кондитерских изделий в России выросли на 1,8%: с 3,59 до 3,65 млн т.