Реестровая модель госуслуг: инструкция по внедрению
С 1 января 2022 года большинство госуслуг будет переведено на реестровую модель. Это значит, что бизнес и граждане перестанут получать разрешительные документы на бумаге, а госорганы будут вносить всю информацию в электронные реестры. Как госорганам безболезненно перейти на новый формат оказания госуслуг? Ответ на этот вопросы знает команда POLYCODE, подготовившая эту статью.
Содержание |
Как изменился процесс оказания госуслуг?
Суть реестровой модели состоит в том, что вместо документа (неважно, бумажного или электронного) юридически значимым становится внесение записи в реестр. Такое юридическое нововведение влечет целый ряд технических решений, которые мы реализовали уже для 8 госуслуг с помощью нашей платформы POLYCODE.
Итак, компания или предприниматель, которые хотят получить разрешительный документ, подают заявление через свой личный кабинет на Портале госуслуг или «бумагой» по почте.
Для рассмотрения заявления и принятия решения сотрудник ведомства создает проект записи в реестре и заполняет ее. Затем уполномоченное лицо принимает окончательное решение и заверяет реестровую запись своей электронной подписью.
Мы внимательно относимся к безопасности данных, поэтому в POLYCODE они хранятся по принципам блокчейн – в виде непрерывной цепочки блоков, изменить или удалить которые нельзя, можно только добавить новые. Так, при внесении в реестровую запись новой информации старая не удаляется безвозвратно, а переносится в архив – в любой момент к ней можно обратиться из интерфейса без привлечения программистов для «отсматривания» логов.
Подписанная запись в реестре автоматически публикуется на сайте ведомства и доступна для всех заинтересованных лиц.
Бланки строгой отчетности ушли в прошлое
Заявитель в качестве подтверждения получает выписку из реестра. При этом юридическую значимость имеют именно данные в электронном реестре, которые публикуются на сайте госоргана.
Выписка – это документ, который носит информационный характер и отражает данные из записи в реестре. Как правило, электронная выписка является бесплатной, а за ее получение «на бумаге» придется заплатить пошлину. В случае лицензий, например, 3000 рублей.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
В POLYCODE выписка автоматически формируется и направляется заявителю на Портал госуслуг. Она содержит QR-код, просканировав который можно получить данные о разрешении, опубликованные на сайте госоргана.
Полностью цифровая госуслуга
Заявители с Портала госуслуг получают полностью цифровую госуслугу. Весь пакет документов можно подать в электронной форме.
В личный кабинет они получают информацию о статусах оказания госуслуги (заявление зарегистрировано, назначен исполнитель, услуга оказана и т.д.) и электронную выписку.
В случае лицензирования данные о лицензии также отобразятся в личном кабинете заявителя на Портале госуслуг по аналогии с паспортными данными и СНИЛС.
Для каких госуслуг нужна реестровая модель
Сегодня госорганы оказывают более 1000 госуслуг, и это число будет только расти. Если госуслуга дает права или налагает обязанности (а таких большинство!), то по закону с 1 января 2022 года она должна оказываться по реестровой модели.
С 2021 года технологию уже применяют лицензирующие органы. Они больше не выдают бумажные лицензии, а ведут электронные реестры. В них содержатся данные об организациях и предпринимателях, получивших лицензию на осуществление той или иной деятельности.
Плюсы и новые возможности
Переход на реестровую модель выгоден и тем, кто хочет получить лицензию или разрешительный документ, и тем, кто предоставляет госуслугу.
В первую очередь – уменьшается количество хранимых бумажных документов. Электронная запись не может потеряться и пострадать в результате пожара или потопа.
Другим плюсом является сокращение случаев мошенничества. Заключая сделку, любой контрагент может оперативно проверить достоверность разрешений потенциального партнера (например, его лицензию) на сайте госоргана. В то время как бумажный документ можно подделать.
Экономия времени и средств на обмен документами. Заявители не ждут, пока им по почте придет бумажный документ. Как только формируется запись в реестре, она появляется на сайте ведомства. Реестровая модель также дает возможность госорганам сократить финансовые издержки, например, на почтовые и курьерские отправления, а также бланки строгой отчетности.
Доступность машиночитаемых данных, которые хранятся в электронном и структурированном виде – отличная основа для создания новых программных продуктов. Эта возможность значительно облегчает работу программистам и аналитикам.
Выводы
Реестровая модель – это удобное получение госуслуг для организаций и предпринимателей. А для госорганов – инструмент, позволяющий сократить нагрузку на сотрудников, снизить расходы и повысить качество предоставления госуслуг.
В ближайшее время реестровая модель станет обязательной для большинства госуслуг. Наша команда разработала продукт на базе собственной платформы POLYCODE, который позволяет госорганам оперативно и безболезненно внедрить реестровую модель.