2020/03/18 10:48:05

Стратегия развития
отрасли информационных технологий
в России

.

Содержание

2020: ВШЭ разработала стратегию развития российской ИТ-отрасли до 2036 года

17 марта 2020 года стало известно о разработке Высшей школой экономики (ВШЭ) стратегии развития российской ИТ-отрасли до 2036 года. Согласно проекту, доля рынка информационной технологий в национальном ВВП вырастет с 0,9% в 2019 году до 4%, и появятся 10 компаний с рыночной капитализацией в размере от $1 млрд.

Как пишет «Коммерсантъ», созданную по заказу Минкомсвязи стратегию развития ИТ-отрасли участники рынка обсудили на совещании у заместителя министра связи Максима Паршина. Они направят свои предложения по доработке стратегии в ВШЭ.

Высшая школа экономики (ВШЭ) по заказу Минкомсвязи разработала стратегию развития российской отрасли до 2036 года

Президент InfoWatch Наталья Касперская высказала сомнения относительно объема венчурных инвестиций в ИТ-стартапы, который авторы стратегии обозначили в $10 млрд к 2036 году (в 2018 году этот показатель составил $409 млн).

«
Я не понимаю, чем этот показатель поможет и что должен означать, и как государство собирается заставить венчурных инвесторов инвестировать в ИТ-стартапы именно в таком объеме, — пояснила она.
»

Ассоциация «Отечественный софт» в рамках новой стратегии предлагает продлить льготный налоговой режим для ИТ-компаний, ввести различные меры поддержки и развития отечественного программного обеспечения и цифровых платформ на его основе, а также обеспечить комплексную поддержку российского софта для продвижения на экспорт.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.2 т

По словам члена экспертного совета по российскому ПО Ильи Массуха, в представленном проекте стратегии развития отрасли информационных технологий в России импортозамещение фигурирует лишь в одном подпункте, тогда как президент своим указом сделал этот вопрос одним из приоритетных.

Также в ключевых параметрах стратегии говорится о доле отечественного ПО в затратах на закупку и аренду софта, тогда как правильнее говорить о доле использования отечественных технологий, чтобы исключить манипуляции показателем, добавил Массух.[1]

2018: Проект стратегии на 2019-2025 годы

Содержание документа

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в конце декабря 2018 года подготовило проект обновленной стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ, охватывающей период 2019-2025 гг. с перспективой до 2030 года. Это было сделано во исполнение поручения зампредседателя правительства Максима Акимова по актуализации стратегии 2014-2020 гг., которое он дал в августе 2018 года.

Как и исходная версия документа, утвержденная в 2013 году[2], стратегия определяет цели и основные направления развития ИТ-отрасли, а также механизмы и способы достижения поставленных целей. При ее разработке учитывался ряд правовых и нормативных актов, появившихся за последние пять лет.

Отрасль ИТ России имеет потенциал глобальной конкурентоспособности и должна стать одной из важнейших точек роста российской экономики до 2036 года, заявляют авторы стратегии. Они рассчитывают, что ее реализация будет содействовать достижению показателя объема экспорта оказываемых услуг в разных отраслях экономики в размере $100 млрд в год к 2024 году, согласно «майскому» указу президента, и другим установленным этим указом целям.

Также реализация стратегии должна способствовать снижению зависимости экономики страны от сырьевого экспорта за счет увеличения экспорта продукции отрасли ИТ, повышению уровня образования и производительности труда за счет ускоренного внедрения ИТ в важнейшие сферы экономики и улучшению общего инвестиционного климата в России.

Наконец, развитие отрасли необходимо для перехода к новому постиндустриальному технологическому укладу, который базируется на широком внедрении достижений ИТ во всех секторах экономики, говорится в документе. Выполнение мероприятий стратегии поможет поддержать средний темп роста отрасли ИТ на уровне, значительно превышающем средний темп роста ВВП - не менее чем в 3 раза за весь период, рассчитывают авторы проекта. Такое же ожидание было прописано и в стратегии версии 2013 года, однако тогда помимо этого было указано, сколько конкретно высокотехнологичных рабочих мест ожидается в России к конечному сроку стратегии.

Надо сказать, что в актуализированный документ в целом включено меньше основных индикаторов развития отрасли ИТ по сравнению с исходной версией стратегии 2013 года – 4 против 8. Также в исходной версии они были более детализированными по различным сегментам ИТ-рынка. При этом в 2013 году заложенные показатели были приведены для «форсированного сценария».

Государству отводится большая роль в формировании облика отрасли в 2019-2025 гг. и перспективе до 2036 года. Предусматривается обеспечить благоприятные условия для работы компаний по наиболее конкурентоспособным направлениям, включая кадровое обеспечение. В условиях осложнения международной обстановки на первый план вышли вопросы разработки и внедрения импортозамещающих технологий.

Приоритетом государства станут:

  • обеспечение преференций для отечественной конкурентоспособной продукции, такой как бизнес-приложения, антивирусное ПО и программное обеспечение ИБ, интернет-сервисы, применяемые в корпоративной среде;
  • поддержка коллективной разработки ПО в сегментах рынка, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Акцент делается на клиентские и мобильные ОС, серверные операционные платформы, СУБД, способы управления облачной инфраструктурой, пользовательское и офисное ПО;
  • оказание помощи в разработке программного обеспечения, связанного с отраслевой спецификой. Например, разработка ПО для промышленности (PLM, CAD, CAM, CAE), топливно-энергетического комплекса, строительства (BIM, CAD, CAM), здравоохранения, финансового сектора, транспорта;
  • устранение технологической зависимости от использования иностранных продуктов госорганами и госкорпорациями в критических областях, в частности в области общесистемного и инфраструктурного ПО.

Основные направления реализации стратегии включают развитие кадрового потенциала и образования отрасли ИТ, стимулирование работы высококвалифицированных специалистов. Для этого надо, в том числе, создать благоприятные условия для привлечения в Россию таких специалистов из-за рубежа, считают авторы проекта стратегии. В числе таковых - необходимость разработать условия упрощения получения высококвалифицированными специалистами временного вида на жительство и разрешения на работу в России.

В список основных направлений также включены популяризация ИТ как сферы деятельности, улучшение институциональных условий развития отрасли, международное сотрудничество и поддержка экспорта.

«
Необходимо создание бренда России как страны информационных технологий, в которой создаются успешные решения в сфере информационных технологий и развиваются компании указанного направления, а также в России выгодно и привлекательно работать зарубежным организациям и специалистам, - указано в стратегии.
»

К ключевым направлениям развития отнесена исследовательская деятельность в области ИТ. Здесь в числе приоритетов обозначен широкий спектр технологий, включая блокчейн, большие данные и интернет вещей.

Важным направлением является и поддержка развития малого бизнеса. В числе обозначенных вариантов - льготное кредитование и субсидирование российских заказчиков ИТ при закупке отечественной продукции и осуществлении проектов по миграции своих информационных систем с зарубежных на отечественные решения.

Другими направлениями реализации стратегии являются стимулирование появления лидеров отрасли информационных технологий мирового масштаба, информатизация экономики и долгосрочный заказ на ИТ со стороны государства, обеспечение ИБ, повышение грамотности населения в области ИТ.

Оценка объемов финансирования реализации стратегии в документе не указана. Его планируется осуществлять за счет госпрограмм, программ институтов развития, связанных с развитием инновационной экономики и отрасли, бюджетов субъектов и внебюджетных средств по модели ГЧП.

Проект стратегии был разослан для получения комментариев и предложений по нему в АП КИТ, АРПП «Отечественный софт», «Руссофт», Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, Финансовый университет при Правительстве РФ, РАН, «Росатом», Внешэкономбанк, Минфин и ряд других организаций и федеральных ведомств. Сбор обратной связи от участников рынка планируется завершить 24 января.

Мнения руководителей ИТ-компаний о проекте стратегии

Ряд руководителей российских ИТ-компаний поделились с TAdviser мнениями о проекте стратегии развития ИТ-отрасли. В ней отмечаются как положительные направления, так и наличие недоработок. Президент компании Docsvision Владимир Андреев считает, что в целом документ полезный и формулирует правильные задачи. К ним относятся:

  • Амбициозные показатели опережающего роста по сравнению с другими отраслями (втрое), среди них еще более опережающий рост – разработка ПО;
  • Прямая связь задач роста отрасли с импортозамещением и конкретная роль государства в этом процессе;
  • Ориентация на экспорт ИТ продуктов и услуг как стратегию для мирового рынка;
  • Амбициозные планы по повышению доли ИТ-специалистов среди занятых и создание для них преференций для работы, жилья и развития;
  • Понимание что преференции для ИТ – одно из направлений глобальной междустрановой конкуренции;
  • То, что на первом месте поставлено развитие человеческого капитала;
  • Включение бизнес-приложений как одного из приоритетных рынков ПО для отечественных разработчиков;
  • Хорошо, что ОКВЭД предложили уточнить, так как в области ПО он выглядит явно архаически.

С другой стороны, для реализации задач предложенных мер недостаточно, а часть направлений сформулировано в слишком неконкретном виде, отмечает Владимир Андреев.

«
Главный риск для ИТ кадров и компаний сегодня – бегство из юрисдикции РФ, он обозначен, но предложенных в документе мер явно не достаточно. Проблема кроется гораздо глубже: в том, что в России сегодня бизнес организовывать крайне неудобно в целом, поэтому любой бизнес стремиться найти более комфортные условия. А софтверный бизнес переносится в другие юрисдикции гораздо проще других. В общем, без создания среды, благоприятствующей бизнесу в целом, проблему кардинально не решить, хотя предложенные меры могут частично снять проблему, - говорит президент Docsvision.
»

Кроме того, считают в компании, не хватает задачи повышения скорости и качества законо- и нормотворческой деятельности в области ИТ. Например, отсутствие нормативной базы для безбумажного документооборота (базовая задача цифровой трансформации) тормозит развитие внутреннего рынка автоматизации, а развитие внутреннего рынка – главный драйвер развития отрасли в целом сегодня, отметил Андреев в разговоре с TAdviser.

Руководители российских ИТ-компаний видят немало направлений для усовершенствования ИТ-стратегии (фото - techgenix.com)

Акцент в проекте стратегии сделан на отечественном рынке, в первую очередь, на потребности госсектора, а меры по стимулированию экспортного потенциала обозначены декларативно, мало конкретики, указывает президент Docsvision.

«
Сегодня для российских производителей сложилась патовая ситуация: российский рынок слишком мал для генерации достаточной прибыли – источника инвестиций, необходимых для продвижения на глобальный рынок, на котором возможна фокусировка, и генерации необходимой прибыли. Необходимы системные меры для помощи в продвижении лучших российских брендов за пределы России, хотя задача эта очень нетривиальная, - уверен Владимир Андреев.
»

Акцент в развитии технологий на импортозамещение и формировании полностью собственной инфраструктуры отчасти оправдан, но ведет к риску «чучхеизации» (отрыва от мировых технологических ИТ-трендов), считает Андреев. Необходим баланс между созданием отечественной инфраструктуры и опорой на наиболее современные инфраструктуры, которые по большей части проприетарные, открытость в мировое пространство и наличие экспортных перспектив у технологий, которые выбираются для импортозамещения.

Кроме того, необходимо повышение реальной конкурентности в ИТ. Есть риск, что регулирование отрасли будет снижать конкурентность в отрасли, необходимы меры по снижению этого риска, отмечает президент Docsvision.

«
В части формирования кадрового потенциала предложенные меры так же представляются недостаточными. Вот несколько дополнений, которые, на наш взгляд, были бы полезны. Необходима специализация и дифференциация программистов при обучении и, соответственно, изменение списка профессий: сближение предметной и ИТ-компетенции; необходимы программистские лицеи - подготовка кодировщиков для простых рутинных задач, выделение грантов на самообразование в области ИТ, - говорит Владимир Андреев. - Важный момент - стимулирование обучения иностранному языку, поскольку это ключевой фактор для выхода на глобальные рынки.
»

Наконец, номенклатура перспективных технологий содержит уже зафиксированные тренды, а должна быть направлена на будущее, полагает Андреев. Необходим не жесткий список, а механизм отбора приоритетных направлений в инвестировании, необходимо сконцентрироваться на тех направлениях, которые хорошо развиваются в России. В компании считают, что одно из таких направлений - «безбумажные технологии» и цифровая трансформация бизнес-процессов, в которых имеются хорошие заделы и которые крайне востребованы на мировом рынке.

Гендиректор компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов выделяет несколько моментов, на которые нужно обратить внимание. В проекте стратегии заложена идея не только об импортозамещении, но и о том, чтобы российские разработчики заняли определенную долю на рынках БРИКС. Это интересная идея, но нужно иметь в виду, что в странах БРИКС, таких как Белоруссия, Китай, Индия есть достаточно своих разработчиков, считает Смирнов. И нужно понимать, что проникновение российских программ на новые рынки, скорее всего, будет не односторонним, а обоюдным. Страны БРИКС захотят симметрично выйти на российский рынок. Это создаст дополнительную конкуренцию для отечественных разработчиков на российском рынке. Не исключено, что и список стран, чье ПО можно закупать на госзакупках в России, расширится, добавил гендиректор «Базальт СПО».

Еще одно замечание Алексея Смирнова касается связки аппаратной и программной составляющей в области импортозамещения.

«
Развитие отечественных процессоров является важным моментом. Сейчас есть нормативная база касательно ПО, которая этому препятствует. Должно быть ПО, которое может работать с отечественными процессорами. Но ничего, касающегося развития ПО для отечественных процессоров, я в проекте стратегии не заметил, - говорит он.
»

Не так давно была внесена поправка в постановление правительства №1236 о ведении реестра отечественных программ. Теперь ПО, не соответствующее дополнительным требованиям, будут исключать из реестра. В требованиях написано, что прикладные программы должны быть совместимы с двумя ОС из реестра и с ОС Windows. Получается, что если разработана программа для российского процессора, но Windows его не поддерживает, то такое ПО не попадет в реестр, объясняет гендиректор «Базальт СПО». Это из-за того, что не продуманы связки развития процессоров с развитием отечественного ПО, и в проекте стратегии этот момент тоже отсутствует.

В стратегии также есть идея привлечения иностранных работников на фоне нехватки ИТ-специалистов в России. Привлекать специалистов из-за рубежа – это хорошо и правильно, но проект стратегии не учитывает специфику ИТ-отрасли, указывает Алексей Смирнов. Зачастую ИТ-специалисты, программисты работают удаленно, им нет нужды переезжать в страну работодателя. Проект стратегии предусматривает улучшение и облегчение условий именно в том случае, когда специалист переезжает, а вопросы регулирования отношений с иностранными сотрудниками, которые работали бы удаленно из других стран, в документе не проработаны, в том числе вопрос – где такой сотрудник должен платить налоги. Образуется «серая зона».

«
В стратегии должны быть предусмотрены механизмы простого найма на работу удаленных сотрудников из-за рубежа, благо что в трудовом законодательстве России понятие «удаленный сотрудник» уже появилось, - отмечает Смирнов.
»

Управляющий директор компании «Росплатформа» Владимир Рубанов отмечает, что в новой редакции стратегии появились новые акценты - впервые использовано словосочетание «цифровой суверенитет» в качестве приоритета государства. Стимулирование разработки отечественных ИТ-решений и обеспечение их потребления на внутреннем рынке, прежде всего, со стороны госорганов и госкорпораций тоже идет красной строкой, что, безусловно отражает повышение значимости отечественных ИТ-производителей, считает Рубанов.

«
Из позитивных технологических аспектов интересно отметить отдельное внимание системному (инфраструктурному) программному обеспечению, ведь именно оно является фундаментом для всего остального ПО, но часто о нем забывали, так как оно не видно непосредственно конечным пользователям, но это как подводная часть айсберга - без неё нет верхушки, - говорит управляющий директор «Росплатформы».
»

Также в приоритетных технологиях появились программно-определяемые системы для обработки и хранения данных, что полностью соответствует современным мировым трендам, добавил Владимир Рубанов.

Дмитрий Шушкин, генеральный директор «Abbyy Россия», считает, что обозначенные в проекте стратегии ИТ-тренды в ближайшие годы действительно будут играть значимую роль в цифровизации прикладных задач людей, бизнеса и государственных организаций.

«
Одна из наиболее важных мер, упомянутая и в стратегии, - это продление льгот по оплате страховых взносов для ИТ-компаний. Такая поддержка разработчиков инновационных технологий важна для успешного развития ИТ-рынка. Надеемся, что эта система сохранится и после 2023 года, - отметил Шушкин.
»

Гендиректор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров отмечает, что в проекте обновленной стратегии развития ИТ-отрасли малому бизнесу посвящено два абзаца, что, по его мнению, крайне мало. В частности, в документе ничего не сказано о проблеме отсутствия залогов у разработчиков, указывает он.

Дмитрий Гусев, заместитель гендиректора «Инфотекс», полагает, что в документе проекта много всего написано - слишком много для стратегии. И по его мнению, многие позиции документа носят сугубо декларативный характер из разряда «надо лучше жить, чтобы лучше жить».

2012: АП КИТ и McKinsey разработали Стратегию развития ИТ-отрасли России

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) вместе с McKinsey закончили осенью 2012 года разработку стратегических приоритетов развития российской ИТ-индустрии. В документе помимо текущего состояния отрасли даются возможные сценарии ее развития и определяется, какую господдержку участники рынка хотели бы получить. Собственно, такое консолидированное мнение рынка и формулировалось для общения с правительством.

Со стороны российской ассоциации в рабочую группу проекта входят:

Членами управляющего комитета проекта также являются и руководители других компаний-членов ассоциации:

Примечания