Тимур Порошин, НОТА МОДУС: Наша платформа работает как фабрика приложений для крупных компаний
НОТА МОДУС — модульная платформа для автоматизации процессов взаимодействия с клиентами для крупного бизнеса. Как создавалась платформа, почему разработчики отказались от классического микросервисного подхода и какие преимущества это дает, — рассказывает Тимур Порошин, владелец CRM-системы НОТА МОДУС (вендор НОТА, Холдинг Т1).
Когда российские разработчики начали создавать собственные CRM и когда это стало трендом?
Тимур Порошин: До 2022 года российские CRM использовал преимущественно средний и малый бизнес (СМБ). Крупные игроки предпочитали Oracle, IBM, SAP. Эти бренды вышли на отечественный рынок в конце 90-х – начале 00-х и прочно заняли нишу enterprise-сегмента. Уход зарубежных вендоров из нашей страны и ознаменовал начало тренда на разработку отечественных CRM для крупного бизнеса. Сразу несколько серьезных игроков с опытом работы в enterprise-сегменте начали активно развивать и продвигать собственные CRM-решения.
Какая стратегия развития продукта этого класса была принята в НОТА?
Тимур Порошин: Холдинг Т1 еще несколько лет назад сфокусировался на разработке собственных решений. В ходе реализации планов нам как вендору НОТА (входит в Холдинг Т1) очень пригодился 20-летний опыт интеграции западных продуктов, который удачно конвертировался в создание востребованных отечественных ИТ-систем. Преимуществом было то, что в сегменте CRM-систем мы были одним из интеграционных лидеров, имели опыт масштабных внедрений и не понаслышке знали, что нужно крупному бизнесу.
Первоначальной целью стала замена CRM-систем, которыми пользовались компании, входящие в Холдинг Т1 — так, сегодня к НОТА МОДУС подключены все бизнес-единицы компании, есть единая воронка продаж и отчетность. И это с учетом того, что деятельность каждой бизнес-единицы имеет достаточно серьезную специфику.
После событий 2022 года клиенты начали изучать рынок, искать подходящие альтернативы иностранным ИТ-продуктам и присматриваться, в том числе к опыту НОТА. Наш проект был сложным и масштабным, и с апреля 2022 года мы начали активно его развивать: трансформировали производственные процессы, разделили проектную и продуктовую разработку, нарастили функциональность системы в соответствии с ожиданиями крупных клиентов.
Как велась разработка НОТА МОДУС?
Тимур Порошин: Мы детально проанализировали рынок, чтобы сформировать дорожную карту. В соответствии с этим планом выделили продуктовые направления и начали развивать унифицированную фабрику создания бизнес-приложений. К их числу относятся стандартизированные платформенные сервисы, которые хорошо интегрируются друг с другом, low-code-инструменты для быстрой разработки — все то, что необходимо крупному бизнесу для эффективной автоматизации процессов на едином стеке технологий.
При параллельной разработке нескольких решений всегда возникает проблема унификации. Хотя используются один язык программирования, одни и те же инструменты, каждый разработчик пишет код немного по-своему. Чтобы создавать по-настоящему качественные унифицированные сервисы, мы согласовали корпоративные стандарты разработки и закрепили их в хэндбуке. Он помог нам еще и упростить разработку, переиспользовать отдельные куски кода и создавать на их основе инструменты low-code. Благодаря такому подходу мы параллельно вели и разработку инструментов, и бизнес-приложений.
Какие инструменты создавались первыми? Какие — потом?
Тимур Порошин: Сначала, естественно, создавалось ядро системы, различные служебные сервисы: аутентификации, логирования, установщики, сборщики и доставщики приложений, инструменты для удаленного обслуживания и так далее. Параллельно создавались low-code-инструменты разработки.
Большое внимание мы уделяем информационной безопасности, защите данных. Когда работаешь с open source-инструментами, необходимо проводить их мониторинг на предмет новых уязвимостей и лицензионную чистоту — любой продукт открытого стека может перестать быть бесплатным, в них то и дело появляются новые ограничения.
Отдельная задача — проведение тестов в части отказоустойчивости. Несмотря на то, что этот этап не относится напрямую к разработке приложения, он крайне важен. Это объясняется тем, что в крупной компании продуктом будут пользоваться не 2-3 человека, а 500-1000, и система должна выдерживать высокую нагрузку.
Есть ли в НОТА МОДУС инновационные инструменты, которых раньше в системах класса CRM не существовало?
Тимур Порошин: Мы создали микросервисную платформу, которая функционирует как фабрика бизнес-приложений. Эта концепция выгодно отличается от классического микросервисного подхода. Микросервисы — это быстро и удобно, но есть и сложности, например, централизованный мониторинг и поставка обновлений независимых микросервисов. Компании требуется большая и квалифицированная команда, которая будет поддерживать, развивать каждый сервис по отдельности, а также обеспечивать его согласованную работу со всеми остальными.
Наша платформа действует как фабрика, в которой 80% приложений создаются унифицированными с помощью low-code-инструментов, и лишь 20% — с помощью кода. В решении есть единый реестр сервисов и зависимостей между ними, а также централизованная поставка изменений. Это обеспечивает высокий time-to-market и избавляет от проблем управления, характерных для классического микросервисного подхода.
Можно ли сейчас назвать платформу уже зрелой и функционально готовой?
Тимур Порошин: НОТА МОДУС входит в Реестр российского ПО (ЕРРП). Продукт имеет восемь готовых модулей для автоматизации всех ключевых бизнес-процессов взаимодействия с клиентами: продажи, маркетинг, сервис, контактный центр, ценообразование, аналитика, взыскание и лояльность. Платформа хорошо себя показала при работе с высокой нагрузкой. Процесс установки оптимизирован и занимает около двух часов.
При этом в крупном бизнесе, например, в банках, всегда очень сложные ИТ-ландшафт и комплаенс-процессы, к которым предъявляются особые требования регуляторов. Они требуют специализированных решений, и, поэтому, помимо low-code подхода с его автоматизированными инструментами сборки и доставки приложений, мы даем заказчику возможность вести полноценную разработку и внедрять сложный профессиональный код. Важный для крупного бизнеса вопрос — это интеграции. Мы, например, предлагаем упрощенные решения — коннекторы к интеграционному слою НОТА МОДУС.
Мы постоянно вносим изменения, обновляем версии у заказчиков, обеспечиваем обратную совместимость. Продуктовая команда работает самостоятельно, а команда внедрения справляется с большинством задач без привлечения дополнительных ресурсов: быстро разворачивает пилотные проекты, занимаются внедрением и поддержкой. Развитие платформы продолжается так, чтобы 80% доработок можно было сделать силами бизнес-аналитиков без участия программистов — с помощью low-code или даже no-code инструментов.