2014/01/23 18:12:38

Грузоперевозки (рынок России)

.

Содержание

2019 год

Отрасль демонстрирует негативную динамику: за 9 месяцев 2019 года объем коммерческих грузоперевозок уменьшился на 3,7%, особенно просела сфера автомобильных перевозок — на 5,3% (по последним данным Минтранса). На стагнирующем рынке есть две возможности для роста бизнеса: увеличивать долю за счет конкурентов, либо снижать издержки и повышать собственную эффективность. В обоих случаях не обойтись без внедрения современных технологий и автоматизации бизнес-процессов. Учитывая специфику рынка грузоперевозок, отрасли нужны мобильные решения[1].

2018 год

Россия находится в середине рейтинга Всемирного банка по уровню логистического развития среди 160 стран-участников. Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI) отражает не только работу таможенных органов и состояние инфраструктуры, но и качество логистического обслуживания, скорость и стоимость доставки, наличие задержек при транспортировке и возможность отслеживать грузы. Мы видим четкую корреляцию между положением в рейтинге и уровнем цифровизации логистики в странах-участниках. Лидеры рейтинга — Германия, Швеция, Бельгия, Австрия, Япония — отличаются и высоким уровнем проникновения новых технологий в сферу грузоперевозок. Российские перевозчики в последние два года активно взялись за цифровизацию, и это станет драйвером для роста эффективности логистики в ближайшее время[2][3].

2012 год

По итогам 2012 года, несмотря на спад промышленного производства в целом по стране, отрасли удалось продемонстрировать положительную динамику развития. В частности, объем погрузки увеличился на 2,1% в сравнении с показателем 2011 года и составил 8732 млн.т., грузооборот – на 1,7% до 4998 млрд. т-км.

2013 год

Однако уже по итогам первого полугодия 2013 года аналогичные показатели продемонстрировали отрицательную динамику: объем погрузки по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократился на 3,6% до 5235,6 млн.т., грузооборот – на 0,6% до 3318,4 млрд. т-км.

Анализируя динамику развития отрасли, основываясь на показателях объема перевозок груза в натуральном выражении, видно, что лидирующая позиция (около 70%) принадлежит автомобильным грузоперевозкам, и в несколько раз меньше объем перевозок грузов железнодорожным транспортом и трубопроводным (соответственно порядка 15% и 13%) (данные DISCOVERY Research Group).

Если же рассматривать структуру рынка по такому показателю, как грузооборот, то тут ведущий автомобильный транспорт располагает только 5%, а на железнодорожный приходится 44,5%. Лидером по скорости доставки грузов является трубопроводный транспорт – в общем объеме грузооборота он занимает практически половину – 48%.

Это различие в структурном распределении по видам транспорта происходит потому, что при расчете грузооборота учитывается также длительность перевозки, тогда как при расчете объема перевозок - только объем в млн. тонн. А так как в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют внутригородские и внутриобластные перевозки, являющиеся перевозками на близкие расстояния, то, при большом объеме перевозок они составляют очень незначительную часть общего грузооборота по России. Заметного перераспределения ролей на рынке в ближайшие годы, как считают эксперты, не предвидится.

По мнению экспертов, рынок грузоперевозок продолжит свое дальнейшее развитие умеренными темпами. При этом среди основных факторов, способствующих росту показателей отрасли станут растущая конкуренция, интенсивное развитие автомобильного сегмента, активное использование информационных технологий, растущий объем торговли со странами Европы, а также обеспечение транспортировки грузов между Китаем и Евросоюзом.

Согласно стратегии развития транспортного комплекса России на период до 2030 года, объем рынка грузоперевозок по базовому сценарию составит 17,15 млрд. т., по интенсивному сценарию – 19,92 млн.т., грузооборот – 3822,2 млрд. т-км. и 4267,3 млрд. т-км. соответственно.

Смотрите также

Примечания