Рынок CPM в России достиг 5 млрд рублей
25.02.14, Вт, 10:50, Мск,
Российский рынок систем управления эффективностью предприятия (CPM, corporate performance management) в 2012 году составил в объеме порядка 5 млрд рублей, включая продажи лицензий и услуги по внедрению.
Исследовательский центр TAdviser объявил о выходе первого обзора «Системы CPM в России 2014». По оценкам TAdviser, в 2012 году российский рынок систем управления эффективностью предприятием (corporate performance management, CPM) составил в объеме около 5 млрд рублей, включая продажи софтверных лицензий и услуги по внедрению, оказываемые системными интеграторами.
Поскольку обзор рынка за 2012 год проводился TAdviser впервые, оценка объема рынка в динамике по отношению к предшествующим годам не производилась. С оценкой в 5 млрд рублей согласны большинство опрошенных исследовательским центром отраслевых экспертов. Так, Роман Ткачёв, руководитель BPM-практики «Техносерв Консалтинг», считает нижней планкой для оценки рынка за 2012 год цифру в $50 млн (около 1,6 млрд рублей). Алексей Кучин, руководитель по развитию практики CPM «КОРУС Консалтинг», полагает, что в 2012 году рынок не превышал планку в 4-6 млрд. руб. Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании КРОК, считает, что речь могла бы идти о сумме в пределах $100-200 млн без учета госсектора (то есть от примерно 3,2 до 6,4 млрд рублей).
Российский рынок CPM на январь 2014 года, несмотря на растущее число проектов внедрения, все еще остается весьма узким технологическим рынком, при том достаточно незрелым. Тем не менее, большинство вендоров и интеграторов фиксируют тенденцию к росту.
В базе внедрений TAdviser на январь 2013 года находилось 329 CPM-проектов, помещенных в базу за всю историю наблюдений. Из них в 2012 году реализовано 111 проектов. Это около 20% от числа проектов, реализуемых в год в области внедрения CPM во всех отраслях за исключением госсектора. Поскольку база проектов дает лишь определенный срез рынка, судить на её основании о долях вендоров нельзя, но выделить лидирующие решения можно. За всю историю наблюдения по частоте внедрения лидируют следующие системы: 1С:Консолидация (включая версию ПРОФ), Oracle Hyperion, Intersoft Lab: Контур, группа решений IBM Cognos.
Согласно данным собственного исследования TAdviser, в рамках которого проводилось сравнение представленных на российском рынке CPM-систем, наиболее полную функциональность имеют системы Oracle Hyperion, IBM Cognos и Prestima: они получили наивысший средний балл по совокупности возможностей (72-73%). Средний балл более 70% набрали также решения SAP, предназначенные для автоматизации бюджетирования. Отметим, что CPM-системы Oracle, IBM и SAP являются признанными лидерами на мировом рынке систем управления эффективностью предприятия. Prestima - это система отечественной разработки (создана НПО Компьютер), которая по результатам исследования не уступает западным аналогам.
Подробнее: СРМ: функциональное сравнение систем
Госсектор является предметом для отдельных оценок, так как здесь сложились потребности определенного рода в области управления финансовой эффективностью и круг интеграторов, их обслуживающих. Здесь можно привести в пример решения компании «БФТ-Холдинг, БФТ (ранее Бюджетные и Финансовые Технологии)», входящей в холдинг IBS Group. Системы собственной разработки компании, «АЦК-Финансы» и другие, только в 2013 году использовались в 2,8 тыс. проектов. В области автоматизации финансовой эффективности компания работает прежде всего с государственными заказчиками. TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Интересно, что большинство интеграторов, которых принято считать крупными, так или иначе вовлечены в автоматизацию CPM, но порой реализуют только несколько крупных проектов в год на западных платформах от SAP или Oracle, тогда как местные разработчики могут выполнять десятки и сотни проектов на основе собственных разработок. Вместе с тем, поскольку большинство участников рынка предоставляют узкие решения для определенных заказчиков, выделить кого-то в лидеры очень сложно за счет отсутствия горизонтального охвата рынка. Для справки в таблице ниже приведены доходы некоторых интеграторов на рынке CPM-систем.
Интересно, что большинство интеграторов, которых принято считать крупными, так или иначе вовлечены в автоматизацию CPM, но порой реализуют только несколько крупных проектов в год на западных платформах от SAP или Oracle, тогда как местные разработчики могут выполнять десятки и сотни проектов на основе собственных разработок. Вместе с тем, поскольку большинство участников рынка предоставляют узкие решения для определенных заказчиков, выделить кого-то в лидеры очень сложно за счет отсутствия горизонтального охвата рынка. Для справки в таблице ниже приведены доходы некоторых интеграторов на рынке CPM-систем.
Доходы системных интеграторов на рынке CPM в России, 2012-2013, тыс. рублей
№ | Компания | Доходы от проектов в 2012 году |
1 | КРОК | 375 986 |
2 | КОРУС Консалтинг | 187 000 |
3 | Ай-Теко | 170 950* |
4 | Ситроникс ИТ | 120 000* |
5 | ELMA | 38 000 |
Всего | 891 936 |
Источник: TAdviser, 2014
По данным Центра TAdviser, наиболее активно проекты на базе CPM-систем на российском рынке реализуются в финансовой сфере (куда входят и банки), торговле и госсекторе. По данным рейтинга крупнейших проектов в области CPM в России за 2012-2013 годы, наиболее крупные внедрения помимо финансов и госсектора также случаются в отрасли ИТ, нефтегазе, торговле, логистике и дистрибуции. Внедрения CPM, конечно, не бывают сопоставимых масштабов с HRM или CRM, где число пользователей может достигать 10-20 тыс. и даже более.
В среднем при внедрении CPM-системы автоматизируется до 50 рабочих мест, так что проекты в Министерстве финансов Вологодской области, где системой «АЦК-Финансы» пользуется 4 тыс. сотрудников, или в компании КамАЗ, где на базе 1С:Консолидация автоматизировано более 7,4 тыс. рабочих мест, выглядят достаточно масштабными. Также среди проектов, реализованных в 2012-2013-м годах стоит отметить внедрения CPM-систем на Уралхиме, в Эксмо, Минфине Ульяновской области, банке ВТБ24 и других.
Крупнейшие по числу лицензий внедрения CPM за 2012-2013 годы
TAdviser, 2014
- На основании данных о проектах, размещенных в базе TAdviser с указанием количества автоматизированных рабочих мест (АРМ)
Большинство опрошенных TAdviser экспертов уверены, что росту рынка CPM-систем в России не помешает даже возможное усугубление экономической ситуации. Игорь Шумаков, эксперт НПО Компьютер, также считает, что рынок начинает воспринимать CPM-системы как необходимые инструменты для повседневной работы.
«Многие компании ещё не приступили к внедрению, но не исключают такой возможности в будущем. Тенденция в России: увеличение количества внедрений и узнаваемости», - прокомментировал он.
Растущий интерес российских заказчиков к CPM стимулирует отечественных разработчиков к созданию новых программных продуктов и развитию функционала существующих. Антон Шматалюк, директор по управленческому и ИТ-консалтингу РДТЕХ, подтверждает этот тренд. По его словам, интерес к CPM растет со стороны коммерческих компаний всех без исключения отраслей. Игорь Шумаков добавил, что при этом отечественные системы активно конкурируют с западными системами.