Основные статьи:
Биография
Бортнянский Дмитрий Степанович - русский композитор. Родился 28 октября 1751 года в городе Глухов. Скончался 10 октября 1825 года в Санкт-Петербурге.
1748: Дед из рода лемков переселяется из Польши в Российскую империю
Дед Дмитрия Бортнянского принадлежал к православной церкви. Род Бортнянских происходил из лемков, о чем исследователю творчества композитора Марине Рыцаревой любезно сообщил американский историк Богдан Горбаль (Horbal). Лемки — очень малая теперь, в результате многих гонений, истребления и отказа ей в идентификации, восточно-славянская народность, один из субэтносов, подобно русинам, которые живут в основном в горных районах южной Польши и Словакии.
Исповедуя православие, польские лемки подвергались за это гонениям. Смене веры они предпочли эмиграцию, и так значительная их часть осела на Украине в конце 1740-х годов. Именно на Лемковщине находится село Бортне (Bortne,Рынок IIoT в РФ: рост или тупик? официальное название — Bartne), от названия которого произошла фамилия Бортнянских. Оно находится на юге Польши около города Беч (Biecz) и расположено в Горлицком повете Малопольского воеводства (в прошлом — графство Горлице). Основным промыслом местных жителей было пчеловодство, отсюда и название села (в русском языке сохранились близкие по смыслу слова «борть», «бортничать»).
Лемки на родине и в диаспоре серьезно изучают свою историю и культуру. Бортнянский вошел в пантеон этого народа, хотя он родился в Малороссии и никогда не бывал на родине деда. Именно в Бортне ему воздвигли памятник в августе 2009 года (см. фото в конце статьи).
Что же касается матери Дмитрия, Марины Дмитриевны, то Степан Васильевич встретил ее в Глухове. Она была молодой вдовой поручика Толстого, оставшейся с младенцем Иваном на руках. Дом ее стоял в деловом и торговом центре города, заново отстроенном после пожара 1748 года.
1758: Певчий Придворной Капеллы в Петербурге
Родился Дмитрий Бортнянский в семье казака в городе Глухове, который в то время был столицей Малороссии и славился своей Певческой школой. Проучившись в этой школе год или два, семилетний мальчик, обладавший превосходным дискантом, в числе десяти лучших учеников был отправлен в Санкт-Петербург и определен в певчие Придворной Капеллы еще в царствование Елизаветы, дочери Петра I.
"Вышеупомянутый хор… - писал Я. фон Штелин, - состоит теперь из ста превосходнейших отборных певцов… и включает в себя светлые, нежные и сильные голоса…"
Певчие участвовали в отправлении церковных служб, в оперных постановках, в музыкальных увеселениях двора - концертах-"эрмитажах", сопровождали императрицу во время ее прогулок. Хоровая музыка звучала и во время званых обедов и ужинов августейшей семьи.
Обучение малолетних певчих в Капелле «производилось больше по слуху и подражанию, нежели по правилам. Учитель пения и его помощники учили и больших и малолетних певчих со скрипкой в руках и таким образом направляли слух и голос каждого»[1].
Один из первых биографов Бортнянского, его дальний родственник Д. Долгов, рассказывает историю из детства композитора, связанную с императрицей Елизаветой Петровной:
«В одну заутреню на Светлое Христово Воскресение маленький Бортнянский, утомленный продолжительным церковным богослужением, заснул на клиросе. Императрица заметила это, и по окончании службы приказала отнести его на свою половину и осторожно положить в постель». |
Яркий талант юного певчего не остался незамеченным. Одиннадцатилетнему Дмитрию поручена партия Альцесты в опере "Альцеста", написанной придворным композитором Г. Раупахом на либретто А. Сумарокова. В 1764 г при возобновлении постановки он уже исполняет главную мужскую теноровую партию Адмета.
21 апреля 1765 г. в день рождения императрицы Екатерины II, в "Первой антикамере" дворца в Царском селе был построен маленький театр и состоялось представление оперы "Менялы" на французском языке, среди исполнителей, малолетних певчих, был четырнадцатилетний Дмитрий Бортнянский[2].
Мальчика определяют в Шляхетский корпус для обучения драматическому актерскому искусству, ему начинают преподавать иностранные языки. Но, самое главное, его успехи отметил сам Бальдассаре Галлуппи - выдающийся европейский композитор, "отец итальянской комической оперы", приглашенный Екатериной II на придворную службу. Именитый маэстро оценил способности Бортнянского и более трех лет занимался с ним пением, игрой на клавесине и композицией. Покидая Россию летом 1768 г., Галуппи настоятельно рекомендовал отправить одаренного юношу в Италию для продолжения обучения. Мнение маэстро было услышано, и Дмитрий в качестве "пенсионера", т.е. за государственный счет, последовал за своим наставником.
1769: Отъезд в Италию с Галуппи
В Италии стажировались многие музыканты. Венеция славилась традициями хоровой музыки и театрами, Неаполь считался родиной лучших оперных маcтеров Италии XVIII века, Болонья была оплотом академического музыкального образования и науки.
Сначала юноша направился в Венецию - родной город своего учителя, и еще несколько лет продолжал брать у Галуппи уроки. Предметом их занятий были опера, различные жанры культовой музыки, вокально-инструментальные композиции.
Галуппи продолжал покровительствовать Бортнянскому и тогда, когда молодой композитор начал делать первые самостоятельные шаги в своем творчестве: его рекомендации открывали перед начинающим музыкантом двери музыкальных учреждений, помогали в получении заказов.
Однако Дмитрий занимался не только учебой. Хорошо владевшего итальянским, французским и немецким языками юношу сразу же привлекли в качестве переводчика во время военных действий в период русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. И он "часто был … употребляем графом Орловым в бытность его в Венеции для переговоров с греками, албанцами и другими народами касательно до военных приуготовлений…"
В 1776 г. Бортнянский впервые пробует себя как оперный композитор. В венецианском театре San Benedetto, вероятно по протекции Галуппи, состоялась премьера оперы "Креонт". На издании либретто было указано время постановки: "осень 1776 г." Однако на рукописной партитуре, которая считалась утраченной и совсем недавно была обнаружена П. Сербиным в одном из европейских собраний, стоит "1777 г." и содержится упоминание об еще одной постановке, подтверждая сведения, приведенные в 1857 г. в биографическом очерке о Д. Бортнянском его внуком Д. Долговым. Это означает, что опера исполнялась неоднократно в течение всего сезона.
Чье литературное произведение было положено в основу "Креонта", удалось разгадать не сразу, так как имя автора не было указано в печатном издании. Однако Моозер установил, что это переделанный текст либретто, написанного в 1772 г. итальянским поэтом М. Кольтеллини для своего соотечественника Т. Траэтты к его опере "Антигона", в то время когда они оба находились на службе у Екатерины II. Подробнее об этом в статье Галины Малининой (PDF).
Следующая опера - "Алкид" (Alcides) - была также поставлена в Венеции в 1778 году, в театре San Samuel. Она написана на известное либретто П. Метастазио. Новое сочинение было свидетельством полной творческой зрелости двадцатисемилетнего композитора, его выдающегося художественного дарования.
В конце того же года, уже в Модене, в придворном театре герцогов д'Эсте была поставлена последняя, как принято считать, итальянская опера Бортнянского "Квинт Фабий" (Quinto Fabio), написанная на популярное либретто Апостоло Дзено, который взял за основу сюжет из классической Римской истории. На титульном листе авторской партитуры указано, что опера исполнялась во время карнавала 1779 г. Рецензия в журнале "Мессаджеро" свидетельствует, что премьера состоялась раньше - 26 декабря 1778 г. - и получила "высокое одобрение двора его светлости и единодушные аплодисменты зрителей…"
Модена оказалась последним итальянским адресом композитора. Есть сведения о том, что ранее он посетил Болонью. Не могли не привлечь его внимания сокровищница художественных ценностей - Флоренция и Рим, этот "вечный город". Тем более, что в Риме учился друг Бортнянского - скульптор И. Мартос (большинству он известен как автор известного памятника Минину и Пожарскому на Красной площади), также "пенсионер", но Академии художеств. Скорее всего приезжал композитор и в Ливорно, где стояла русская эскадра, возглавляемая А.Г. Орловым.
В Италии Бортнянский также изучал западную церковную музыку (произведения Г. Аллегри, А. Скарлатти, Н. Йоммелли), знакомился с сочинениями Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и создал ряд духовных произведений на латинские («Gloria», «Ave Maria», «Salve Regina») и немецкие протестантские («Немецкая обедня») религиозные тексты[3].
Сочиненная им "Немецкая обедня" позволяет предположить, что побывал Бортнянский и в Австрии, и, вероятно, даже во Франции, чему может быть свидетельством написанная им в 1778 году ария на французский текст.
Сведения о произведениях, созданных в "итальянский" период, их количестве крайне скудны. Скорее всего, в основном, это были многочисленные мотеты, хоровые полифонические песнопения на библейские тексты, - свидетельство основательности школы, пройденной Бортнянским под руководством Б. Галуппи.
Немногое известно и о сочиненных тогда же произведениях в жанрах камерной инструментальной музыки. В списке рукописей, переданных в Придворную капеллу после смерти композитора его вдовой, Анной Бортнянской, значится шестьдесят одно сочинение для разных инструментальных составов. До наших дней дошло лишь около двадцати. Столь же неполон и перечень его светских вокальных сочинений.
До сих пор неясно, сколько опер было в действительности создано Бортнянским во время его стажировки. По свидетельству архивных документов вдова передала на хранение "пять итальянских опер". Однако сведения имеются лишь о трех, упомянутых ранее.
Что же стало с "итальянскими" рукописями композитора? Хранятся ли они где-то в частных архивах и ждут своего часа или безнадежно утрачены? Относительно недавние находки - два мотета, французская ария и канцонетта - разрешают помечтать о счастливом финале. Стиль творчества Бортнянского - лучшее свидетельство тому, что уроки мастерства, которым щедро делился с ним маэстро Галуппи, были с благодарностью и успешно восприняты.
1779: Возвращение в Петербург. Капельмейстер Придворного певческого хора
В апреле 1779 г. Дмитрий Бортнянский получает из России за подписью директора придворных театров И.П. Елагина уведомление предписывающее ему, "взяв с собою все сочинения", "немедля нисколько" "возвратиться… в отечество". Тон и содержание письма были весьма уважительными с заверениями в том, что при желании композитор сможет посетить Италию снова.
Возвращение композитора в Россию и представление его императрице прошли удачно. Преподнесенные им Екатерине II "итальянские" сочинения произвели сенсацию. Бортнянский получает должность капельмейстера Придворного певческого хора, а Бальдассаре Галуппи "за труды его в обучении посыланного туда придворным певчим Дмитрия Бортнянского" была послана тысяча цехинов.
1783: Главный капельмейстер малого двора Павла Петровича, учитель музыки у его жены и детей
В 1783 г. в связи с отъездом из России итальянского композитора Джованни Паизиелло Бортнянского пригласили на должность главного капельмейстера «малого двора» наследника престола Павла Петровича. Для павловского любительского театра Бортнянский написал 3 оперы на франц. языке:
- «La fête du seigneur» (Празднество сеньора; 1786, Павловск),
- «Le faucon» (Сокол; 1786, Гатчина),
- «Le fils rivel, ou La modern Stratonice» (Сын соперник, или Новая Стратоника; 1787, Павловск).
Также он был учителем музыки Марии Фёдоровны и детей наследной четы - в т.ч. будущего императора Александра I.
Занимаясь музицированием с императрицей Марией Феодоровной, Бортнянский создал много инструментальных сочинений: пьесы, сонаты и ансамбли для клавесина, произведения для оркестра, романсы и песни.
Главной областью творчества Бортнянского по возвращении на родину стала духовная музыка, его первая «Херувимская песнь», по мнению М.Рыцаревой, была написана до 1780 г. (изд: СПб., 1782), последняя - в 1812 г.
80-90-е гг. XVIII в. в творчестве Бортнянского были самыми плодотворными. Практически все хоровые концерты, из к-рых в наст. время известно ок. 100 (включая «Хвалебные песни»), были созданы до появления в 1797 г. указа имп. Павла I о запрещении исполнять на службе концерты, но почти половина из них утеряна. При жизни автора и при его содействии было подготовлено к изданию 35 однохорных и 10 двухорных концертов (изд. автора, 1815-1818), к-рые подверглись значительной авторской переработке.
В 80-х гг. XIX в. в издании, предпринятом П. И. Юргенсоном, ряд исправлений был сделан П. И. Чайковским. В наст. время можно восстановить лишь ок. 10 концертов Б., не изданных Капеллой.
1796: Директор Капеллы
Последний период творчества (с кон. 90-х гг. XVIII в.) был почти всецело связан с работой в Капелле, сочинением и изданием церковной музыки. С 1796 г. Бортнянский занимал должность директора вокальной музыки и управляющего хором, которая фактически являлась должностью директора Капеллы, но официальное назначение на пост директора произошло в 1801 г.
В 1796 г. Бортнянский получил чин коллежского советника. В те же годы он - активный участник кружка Н. А. Львова, объединившего просвещенных деятелей литературы и искусства (Г. Р. Державина, М. М. Хераскова, Д. Г. Левицкого и др.), знаток живописи и собиратель картин (судьба его коллекции неясна).
15 января 1797 года Бортнянский приобрёл трёхэтажный дом на Миллионной улице. Современный адрес - Миллионная улица, д.9.
В 1803 году в связи со значительным подъемом уровня улицы из-за наросшего за долгое время культурного слоя дом композитора был перестроен архитектором Андреяном Захаровым: цокольный этаж обращен в высокий подвал, проезд во двор поднят на уровень 1-го этажа, а над ним сооружен балкон.
По указанию императора Павла I Дмитрий Бортнянский обработал (или написал заново) всю музыку ритуала "Вечерняя заря".
В 1806 г. Бортнянский стал действительным статским советником, в 1815 г.- членом С.-Петербургского филармонического общества.
1816: Обладатель монополии на издание церковной музыки в России
С 1816 г. Бортнянский исполнял обязанности цензора духовной музыки. Этот год ознаменовался Указом Св. Синода, запрещающего петь в церквах по рукописным тетрадям:
«Святейший правительствующий Синод <…> высочайше повелел: дабы впредь не вводить в употребление тетрадей рукописных, кои отныне строжайше запрещаются, но все, что ни поется в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора, статского советника Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с одобрения г. Бортнянского»[4]. |
Так Бортнянский стал обладателем монополии на издание церковной музыки в России, в то время как пользоваться рукописными нотами было запрещено.
Бортнянский издал все собственные церковные произведения, которые посчитал достойными публикации, в том числе 35 хоровых концертов на четыре голоса и 11 двухорных концертов.
В разделе под названием «Разных сочинителей вновь исправленныя» Бортнянским были опубликованы:
- шесть духовных произведений его учителя Галуппи;
- также награвировано было по одному концерту Березовского (Не отвержи мене во время старости),
- Сарти (Ныне силы небесныя),
- Биорди (Ныне силы небесныя),
- Гейне (Тебе Бога хвалим) и
- знаменитое Miserere Аллегри с церковнославянским текстом: Помилуй мя, Боже.
Таким образом, издания Бортнянского содержат некоторые внесенные им «исправления».
Музыкальные произведения
Русскую хоровую культуру с конца XVIII века до 1825 г. с полным правом называют «эпохой Бортнянского». Признание и известность пришли к Бортнянскому еще при жизни. Его хоровые сочинения получили быстрое распространение в церковных кругах, они звучали не только в храмах Москвы и С.-Петербурга, но и в церквах маленьких провинциальных городов. В период многолетней деятельности Бортнянского на посту директора Придворной певческой капеллы значительно повысился профессиональный уровень коллектива, современники сравнивали его с хором Сикстинской капеллы. Во время великопостных концертов почти все оратории и мессы исполнялись с участием певчих Капеллы и их репертуар в значительной мере был составлен Бортнянским. Он стал инициатором еженедельных дневных открытых концертов в Капелле, где исполнялись оратории Генделя («Мессия»), Й. Гайдна («Сотворение мира», «Времена года», «Возвращение Товия»), Л. ван Бетховена («Христос на Елеонской горе», «Сражение при Ватерлоо»), реквиемы Моцарта и Л. Керубини и многие другие.
При жизни Бортнянский стал известен как создатель духовных сочинений:
- небольших церковных песнопений и концертов,
- нескольких циклов «Литургии» («Простое пение», «Литургия» на 3 голоса, «Немецкая обедня», «Литургия» на 4 голоса, «Великопостная обедня») и цикла ирмосов Великого канона св. Андрея Критского («Помощник и покровитель»),
- 12 задостойников на великие праздники, причастных стихов и прокимнов.
Светская часть его творчества - оперы, кантаты, камерно-инструментальные произведения, романсы и песни - со временем была забыта, но интерес к ней снова вернулся с последней трети XX века.
Согласно канонам эстетики классицизма, произведения Бортнянского посвящены вечным темам и идеалам и почти не актуализируют конкретной национальной специфики. Музыкальный язык Бортнянского соответствует нормам стиля классицизма: четкая функциональность гармоний с главенством тонико-доминантовых соотношений, ясность мелодических оборотов с опорой на поступенное движение и аккордовые звуки, квадратность и симметричность строения тем, стройность композиционного плана.
Духовные сочинения Бортнянского условно разделяются на несколько групп. Одну составляют песнопения для ежедневного богослужения, в их мелодике отсутствуют виртуозные пассажи и сложные ритмические рисунки, менее выражены жанровые черты менуэта и марша (Литургия на 3 голоса, ирмосы, одночастные хоры, напр. «Вкусите и видите», «Ныне силы небесныя», «Иже херувимы»).
Другая группа представлена концертами. Ранние концерты в основном образуют трехчастный цикл, написаны в мажорных тональностях, в их мелодике используются ритмы и обороты менуэта, полонеза, марша; поздние концерты чаще составляют четырехчастный цикл, в них доминирует минорный лад, более развиты полифонические приемы и формы (имитации, фугато, фуги), преобладают лирико-гимническое начало и элегичность, что связано с влиянием зарождавшегося стиля сентиментализма, для которого был характерен жанр элегии.
Отдельная группа песнопений связана с обработками старинных распевов (ок. 16). Интерес к этому жанру усилился в последние годы жизни композитора. В отличие от протоирея Петра Турчанинова Бортнянский значительно перерабатывал и сокращал старинные мелодии (греч., киевский, знаменный, болг. распевы), так что порой они становились весьма далеки от первоисточника. Протоирей Димитрий Разумовский полагал, что Бортнянский использовал напевы из синодальных изданий 1772 г.: Ирмолога, Обихода, Октоиха и Праздников (Церковное пение. С. 233-235). А. П. Преображенский и протоирей Василий Металлов считали, что композитор опирался на устную традицию. По сравнению с другими сочинениями обработки Бортнянского отличаются большей ладово-гармонической и ритмической свободой: для них характерны опора на ладовую переменность, свойственную ранним гармонизациям древнерусских распевов, нерегулярная ритмика. К этой же группе песнопений можно отнести «Простое пение», написанное в 1814 г. по императорскому заказу. По сути композитор сочинил образцовый цикл «Литургии», который предназначался для богослужения как в столичных церквах, имевших большие хоровые коллективы, так и в провинциальных храмах, где ее могли пропеть на 2 голоса.
Бортнянскому приписывали создание «Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения» (приложение к «Протоколу годичного собрания Общества любителей древней письменности», 1878). В. В. Стасов опровергал принадлежность «Проекта» перу композитора, С. В. Смоленский отстаивал. Текст «Проекта» грешит многими ошибками в области грамматики, изобилует преувеличенными обвинительными выражениями в адрес современной Бортнянскому духовной музыки. Судя по стилю и языку, «Проект» вряд ли был написан Бортнянским, чье творчество олицетворяло собой «современную» духовную музыку, но мысль о сохранении и публикации образцов древнего русского музыкального искусства близка устремлениям композитора в те годы. По мнению М. Г. Рыцаревой, автором «Проекта» мог быть Турчанинов, опубликовавший его под фамилией Бортнянского для большей действенности и убедительности высказанных идей (Рыцарева. С. 211).
С. А. Дегтярёв, А. Л. Ведель, но особенно С. И. Давыдов и А. Е. Варламов испытали воздействие его творчества. Уже при жизни композитор стал классиком хоровой музыки. Его сравнивали с Моцартом, в одном из стихотворений назвали «Орфеем реки Невы» («Д. С. Бортнянскому, на прекрасный его домик в Павловске», гр. Д. И. Хвостов).
Список сочинений Бортнянского из более чем 200 названий включает произведения для хора, оперы, и инструментальные концерты, и сонаты, и симфонии.
После смерти композитора в 1825 году архив его рукописей был передан его вдовой в Придворную певческую капеллу. Во второй половине XIX века этот архив, по утверждению исследователя Павла Сербина, "был разбазарен, многие рукописи ушли к антикварам, большая часть автографов была утеряна, в том числе, почти все его инструментальные сочинения". Какие-то ноты остались в европейских архивах.
Песнопения для церкви
Концерты для хора
Основная статья: Концерты для хора Дмитрия Бортнянского
Творчество Бортнянского ознаменовало собой наступление классического этапа в отечественной церковной музыке.
- Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора.
- Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов).
- Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов).
- Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров).
- Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений).
В советский период духовную музыку Бортнянского или не исполняли вовсе, или перетекстовывали. Были поэты, которые вместо псалмов, на которые написаны его духовные концерты, вставляли стихи про природу[5].
Литургии
- на 2 голоса - «Простое пение по всей России распространенное» М., 1814 [квадратная нотация]; [То же]. СПб., 1814 [круглая нотация];
- «Обедня на три голоса» - СПб., [1815];
- Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии. Немецкая обедня // РИИИ (СПб.). Ф. 2. Оп. 1. № 862 (арх.); Ирмосы первыя седмицы Великой Четыредесятницы («Помощник и покровитель»). СПб., 1834;
Studio. Хоровая фуга на текст: Amen. Рукопись обнаружена М.П. Пряшниковой в собрании Придворной певческой капеллы, хранящемся в Российском институте истории искусств. На наклейке тома надпись, сделанная детской рукой: "Dextra Domini fecit virtutem/ Немецкая обедня с прибавлениями /Amen (Studio)/ Муз. соч. Бортнянского. Фуга написана для четырехголосного хора с сопровождением струнных.
Хвалебные песни
- на 4 голоса — № 1–4. Б. м., б. г. (изд. Капеллы); № 3. СПб., 1818;
- на 8 голосов. № 1–10. СПб., 1835; № 5. СПб., 1818;
Отдельные песнопения
- Трио с хором: «Да исправится молитва моя» № 1. СПб., [1814–1815]; № 2–3. СПб., 1814–1815; № 4. Б. м., б. г. (изд. Капеллы); «Воскресни Боже». СПб., [1815]; «Архангельский глас вопием Ти, Чистая». СПб., 1817 [без указ. авт.]; «Исполла эти, дэспота» № 1. СПб., 1818; № 2. М., 1875; «Надежда и предстательство». СПб., 1842;
- на 4 голоса:
«Ныне силы небесныя» № 1. СПб., [1810-е гг.]; «О тебе радуется». СПб., 1814–1815; «Достойно есть». СПб., 1815; «Хвалите Господа с небес» № 1. СПб., [1815]; Херувимские № 1–7. СПб., 1815–1816; «Благообразный Иосиф». СПб., 1816; «Радуйтеся праведнии о Господе». СПб., 1816; «Ангел вопияше». СПб., 1817 [без указ. авт.]; «Отче наш». СПб., 1817; «Вкусите и видите» № 1. СПб., 1825 (с переложением для ф.-п. П. Турчанинова); «Вкусите и видите» № 2. СПб., 1834; «Плотию уснув». СПб., 1834; «Под Твою милость прибегаем, Богородице». СПб., 1834; «Тело Христово приимите». СПб., 1834; «Чертог Твой вижду». СПб., 1834; «Приидите ублажим Иосифа» // Партитурное собрание. СПб., 1845. Кн. 2. № 13 (изд. Капеллы); «Благословлю Господа на всякое время». М., 1875; «Хвалите Господа с небес» № 3 // Церковно-певческий сб. СПб., 1901. Т. 2. Ч. 2. С. 124 (№ 87); «Покаяния отверзи ми двери» // Сб. духовно-музыкальных песнопений разных авторов для небольшого смешанного хора: Из Постной Триоди / Под ред. Е. С. Азеева. СПб., 1912. С. 7–9; «Тебе поем». Рим, 19802; «Господи, силою Твоею возвеселится царь». [М.], б. г.; «Да исполнятся уста наша». [М.], б. г.; Многолетие (большое и малое). [М.], б. г.; «Ныне силы небесныя» № 2. [М.], б. г.; «Слава, и ныне: Единородный». [М.], б. г.; «Слава, и ныне: Дева днесь». [М.], б. г.; «Слава Тебе, Боже наш». [М.], б. г.; «Хвалите Господа с небес». № 2. [М.], б. г.;
- на 8 голосов:
«В память вечную» № 1. СПб., 1815; «Во всю землю изыде вещание их» № 1–2. СПб., [1815]; «Творяй ангелы своя духи». СПб., 1815; Херувимская песнь. СПб., 1815; «Вечери Твоея тайныя». СПб., [1816–1817]; «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... Единородный Сыне». СПб., 1817; «В память вечную» № 2. М., 1882; «Явися благодать Божия» № 1–4. Б. м., б. г. (изд. Капеллы)[6].
Оперные сочинения
- «Креонт», поставлена в Венеции в 1776 г на усечённое либретто Марко Кольтеллини для «Антигоны» Т. Траэтты (1772). В 2001 году копия оперы обнаружена Павлом Сербиным в Португалии.
В сентябре 2023 г стало известно, что "Креонта" покупает Байройтский фестиваль, который проводится в Баварии, для представления в Маркграфском театре. Ожидается видеозапись постановки.
- «Алкид», там же в 1778 г.
- «Квинт Фабий», поставлена в герцогском театре в Модене в 1778 г. Эта опера, завершившая годы ученичества Д. Бортнянского, явилась подтверждением того, что молодой композитор усвоил лучшие традиции итальянской оперы-сериа ("серьезной оперы" на героический или мифологический сюжет) и мастерски овладел оркестровым письмом, а также виртуозным стилем создания вокальных партий. Большие размеры трехчастной симфонии, при исполнении которой задействован полный состав оркестра, позволяют предположить, что она могла быть задумана, как самостоятельное произведение. Ария "Cara dei torna in pace" на текст из либретто В.А. Синья-Санти к опере "Монтецума". Её рукопись была обнаружена М.П. Пряшниковой в сборнике из библиотеки Юсуповых. Однако это вокальное произведение включено в автограф оперы "Квинт Фабий". Возможно, Бортнянский использовал в новом произведении ранее написанную арию. И не указание ли это на существование четвертой итальянской оперы композитора?[7]
Известно, что фрагменты из итальянских опер иногда исполнялись в придворных и публичных концертах конца XVIII–начала XIX века, в том числе во время гастролей выдающейся певицы-сопрано Анжелики Каталани.
- «Празднество сеньора», поставлена в Павловске в 1786 г. Либретто не сохранилось.
- «Сокол», поставлена в Гатчине в 1786 г.
- «Сын-соперник, или Новая Стратоника», поставлена в Павловске в 1787 г.
После этих трёх опер Бортнянский больше опер не сочинял, но партитуры трех «гатчинских» комических сестёр усердно рассылал владельцам частных оркестров и домашних театров, а в 1810-х годах некоторые партитуры даже продавались любому желающему.
Для клавесина и оркестра
- Цикл сонат для клавесина.
- Отдельные сочинения для клавикордов и чембало: Ларгетто, Каприччио, Рондо и др.
- Концерт до мажор для клавесина.
- Концерт для чембало с оркестром ре мажор.
- Квартет до мажор.
- Квинтет ля минор.
- Квинтет для скрипки, альта, виолончели, арфы и фортепиано до мажор (1787).
- «Гатчинский» марш.
- Концертная симфония.
Вокальные сочинения
Романсы и песни:
- Dans le verger de Cythere («В саду Цитеры»).
- Мотет "In convertendo dominus" (1775) для сопрано, альта и баса с сопровождением струнных и basso continuo. Рукопись хранится в Национальной библиотеке Франции. Титульный лист утерян, название и фамилия автора с датой вписаны на нотном тексте. Мотет четырехчастен: 1-я часть (Allegro) и последняя (Grave-Allegro) исполняются тремя голосами, вторая (Larghetto) написана для сопрано, третья (Allegretto) для альта.
- Мотет "Ave Maria" (Неаполь, 1775) для двух женских голосов (сопрано и контральто) в сопровождении струнных и двух валторн. Одно из наиболее ранних датированных сочинений итальянского периода.
- Мотет "Salve Regina" (1776) для сопрано в сопровождении струнных, двух гобоев и двух валторн. (В том же году композитор работал над оперой "Креонт"). Развитые партии духовых и речитатив в сопровождении аккомпанемента в среднем разделе напоминают стиль оперы-сериа. В сцене Антигоны ("Креонт") имеется эпизод-ариозо, очень похожий на первую арию из "Salve Regina". Автограф хранится в РИИИ.
- Мотет "Montes valles resonate". На титульном листе рукописи написано: Motetto/a quattro voci, concertate/con molti stromenti/ di Pietro[!] Bortniansky, 1778. Состав исполнителей очень большой: кроме четырехголосного смешанного хора и солирующих голосов - струнные, флейты, гобои, валторны, трубы, литавры и basso continuo в исполнении партии, названной "Organi". Исследователь Алексей Чувашов установил, что мотет был специально написан на случай для собора Сан-Марко в Венеции. Инициатором заказа был итальянский композитор Фердинандо Джузеппе Бертони, с которым Бортнянский по-видимому активно общался во время пребывания в Италии.
- Канцонетта "Ecco quel fiero istante" на стихи Пьетро Метастазио для женского голоса с сопровождением струнного квинтета с двумя альтами. Рукописная копия канцонетты была обнаружена М.П. Пряшниковой в библиотеке Воронцовых, в Алупкинском дворце-музее. По-видимому, эта копия не входит в число рукописей, привезенных композитором из Италии. Возможно, что она была сделана по желанию Семена Романовича Воронцова, бывшего послом в Венеции в 1783-85 гг., большого любителя музыки, знатока и поклонника итальянской оперы, или его жены Екатерины Алексеевны, до замужества - фрейлины императрицы, любительницы музыки и ученицы Дж. Паизиелло, певицы, клавесинистки и композитора. Канцонетта входит в цикл из 5 произведений, в котором стоит последней и имеет название "La Partenza" (может быть переведено как "расставание", или "отъезд"). Текст, использованный Бортнянским, - самый известный у Метастазио, к нему обращались многие авторы, в том числе В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А.Сальери и др.
- Ария "Vas orner le sein de Themire" (1778) для голоса с сопровождением оркестра струнных инструментов с добавлением гобоев и валторн, партии которых, однако, не выписаны. Рукописная копия этой арии была обнаружена М.П. Пряшниковой в архиве из Петербургского дома Воронцовых, хранящемся в ИРЛИ.
Гимны:
- «Коль славен наш Господь» на слова М. М. Хераскова. Изначальное название гимна «Богу Благословение». Он имел столь широкое хождение, что стал государственным гимном России, а после появления «Боже, Царя храни» Алексея Львова всё равно не вышел из употребления и известен до сих пор под названием «Коль славен наш Господь в Сионе». Вплоть до революции 1917 года он звучал на курантах Спасской башни Московского Кремля.
- «Предвечный и необходимый» на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого,
- «Гимн Спасителю» на слова Д. И. Хвостова,
- «Озари, святая радость» на слова А. Востокова.
Песни:
- «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского (1812),
- «Песнь ратников»,
- «Марш всеобщего ополчения в России».
Сборники романсов:
Recueil de Romances et Chansons [pour le chant et le pianoforte], composées pour Son Altesse Impériale Madame la Grand-Duchesse de Russie, par D.Bortniansky, Maitre de Chapelle au service de S.M.I. Premiere Livraison. - St.Petersbourg: De l'imprimerie de Breitkopf, 1793. - [2], 25 c.; 25,7 х 32,3см . Научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Инв. № 77227
- Romance de Paul et Virginie ["Repose en paix"];
- Romance ["Ismene croit à mes promesses"];
- Chanson ["Sous le nom de l'amitié"];
- Ariette de l'Opéra: Le Faucon ["Jeunes amants soyez galants"];
- Chanson ["Je voulois chanter la rosé"];
- Rondeau sur un bouton de rosé, détaché de la guirlande de Julie ["Bouton de rosé"];
- Romance du beau Tirsis ["Le beau Tirsis se promenoit"];
- Hymne à la Lune ["Tout cœur sensible préfère la lune"].
Владельческие записи (на титульном листе): "Offert par Bortniansky a M-elle Barbe d'Olenine", подпись владельца - "B[arbe] O[lenine]". Конволют : аллигат 1. Приплетено к "Nouveau Recueil de douze romanses <...> par A.Boieldieu".
Кантаты и оратории:
Бортнянский написал около двух десятков приветственных кантат, большинство из которых утрачено.
- Оратория на либретто Метастазио (исполнена в 1774 г, о чем сохранилось упоминание в итальянской газете, обнаруженное исследователем Алексеем Чувашовым)
- «Любителю художеств»,
- «Страны российски, ободряйтесь»,
- «Сретение Орфеем солнца»,
- «На возвращение»,
- «На приезд из чужих краев» на слова Г. Р. Державина,
- «Гряди, гряди, благословенный» на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого и П. А. Вяземского,
- «Песнословие»,
- «Возведи окрест взор, Россия» и др.
Исследователи творчества
- Марина Рыцарева
- Павел Сербин
- Алексей Чувашов
Память
- Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского
- Детская музыкальная школа имени Д.С.Бортнянского» (бывшая №61), Москва
CD с музыкой XVIII века
Три русских композитора: Николай Леонтьев, Иван Юнкин, Игнатий Дубровский - Солисты Екатерины Великой |
Джузеппе Сарти - Помилуй мя, Боже Санкт-Петербургский барочный ансамбль, Хоровая коллегия Санкт-Петербурга |
Примечания
- ↑ Из рапорта министру Императорского двора - РГИА. Ф. 1109 (А. В. Преображенского). Оп. 1. № 59: Документы по истории церковного пения и Придворной певческой капеллы из ее архива и общего архива Министерства императорского двора. Пункт 2
- ↑ Владимир Зиглин "Царское село в царствование императрицы Екатерины Великой 1762-1796", стр. 19, 65.
- ↑ Бортнянский
- ↑ Антоненко Екатерина Юрьевна — аспирантка Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля «Интрада»
- ↑ Павел СЕРБИН: "Борьба за оперу была борьбой за государственный подряд"
- ↑ Бортнянский
- ↑ Ольга Байкова по материалам М. Рыцаревой, М. Пряшниковой и др.