Содержание |
Николай Александрович Львов (1753–1803) - архитектор дворянских усадеб, парковых "руин", каскадов и водоспусков, церквей, дворцов и городских домов русской знати.
Ближайший друг Николая Львова Г. Р. Державин (Львов и Державин <во втором браке> были женаты на родных сестрах девицах Дьяковых) по праву называл его «русским Леонардо» - так широк , так впечатляющ был размах творческих свершений Н.А. Львова. Он проявил себя как архитектор, художник, поэт, дипломат, механик, музыкант, скульптор, гидротехник, геолог и редактор. Сам себя Николай Львов скромно называл "любителем муз".
Биография
Львов по происхождению тверич, (родился в имении Никольское-Черенчицы, Новоторжского уезда, Тверской губернии). Здесь, на тверской земле и соседней Псковщине жили его родственники и знакомые, которым он и обустраивал усадьбы.
Архитектурное наследие
Известно, что Николай Львов спроектировал и за очень небольшим исключением построил более тридцати зданий разного назначения. Все дошедшие до нас постройки ценятся как замечательные архитектурные памятники классицизма. Многое из созданного Львовым кануло в лету: московские дома слизал пожар 1812 года, иные претерпели позднейшую перестройку, сельские усадьбы руинировались или сгорели в лихолетье, парки погибли, их планировка неразличима в зарослях леса.
Собственная усадьба в Тверской губернии
Усадебный дом самого Николая Львова был построен в Никольском-Черенчицах.
«Возле деревни был ничем не примечательный участок: у края заболоченной низины стоял деревянный дом, рядом пруд и старый сад, вокруг овраги и холмы. Все эти «неудобия» явились основой для свободной, живописной планировки парка».Метавселенная ВДНХ
В центре усадьбы, на пригорке, он поставил трёхэтажный дом с бельведером. Нижний этаж был отделан рустовкой, а второй и третий украшены четырёхколонным ионическим портиком. Позднее к центральному объёму решили пристроить два флигеля, но, по-видимому, пристроили лишь левый, а справа лишь заложили фундамент...
Усадебный дом Львова в Никольском (центральная его часть и западный флигель) на 2023 г пребывает в заброшенном состоянии: голые стены с пустыми проемами окон...
Храм, где захоронен сам Н.А.Львов, уцелел и реставрирован снаружи.
У Львова в Москве живут потомки, которые прилагают большие усилия для сохранения памяти своего великого предка. В 2023 году усадебный храм (в форме ротонды) и остатки господского дома включены в список всемирного наследия UNESCO в составе групповой номинации "Исторический центр Торжка и усадебная архитектура Николая Львова".
Посетители указывают такой доступный путь: "На автомобиле от Торжка: в городе с ул. Гражданской нужно повернуть на Осташковскую, выехать за город, и направиться мимо кладбищенского храма по узкой асфальтированной дороге, проложенной через первозданные дремучие леса. Указателей не встречалось, ехали наугад, изредка спрашивая дорогу у прохожих. После моста свернули на грунтовую пыльную дорогу и, проехав примерно 10 км, оказались наконец-таки в Черенчицах".
Здание приората для Павла I в Гатчине
"Павел I очень любил "Гатчинскую мызу", свою резиденцию, а Львов тоже любил Гатчину... Когда император стал гроссмейстером Мальтийского ордена, он сказал:
- Львов! Построй же для меня в Гатчине здание приората, где бы я мог с достоинством играть роль мальтийского приора. Мне не нужен мрамор - это обычно, сооруди, как ты умеешь, землебитное строение. А место для приората избери сам" (Валентин Пикуль. "Досуги любителя муз").
И востребованный Приоратский дворец для рыцарей Мальтийского ордена был возведен в Гатчине за одно лето 1798 года! Возведен из ничего - из илистой грязи Черного озера, берег которого был выбран для строительства.
"Все строение из чистой земли, без всякой примеси и без другой связи, кроме полов и потолков, особым образом для этого устроенных… Главный корпус, сверх фундамента каменного, построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою" (Николай Львов).
Приорат в Гатчине — единственное сооружение в России, построенное по технологии землебита. Во время Второй мировой войны здание нигде не треснуло, не дало осадки в фундаменте.
Имение генерал-аншефа Ф.И. Глебова-Стрешнева «Знаменское – Раёк»
В 3 км от автотрассы Москва – Санкт-Петербург, в зарослях дубрав и пустующих полей хоронится бывшее имение генерал-аншефа Ф.И. Глебова-Стрешнева «Знаменское – Раёк», - выдающийся памятник классицизма, шедевр архитектурного творчества Н. А. Львова.
Двухэтажный, с бельведером, усадебный дом, встроенный в белую античную колоннаду с галереями, и эта бесконечная колоннада симметрично окружает весь усадебный двор с цветочным партером (в прошлом), часть парка, образуя замкнутое и одновременно открытое для взора и гуляний пространство...
Колоннада, пишут знатоки, символизировала ожерелье, которое заказчик Федор Глебов-Стрешнев подарил своей возлюбленной. А металлические ворота в парадной арке колоннады есть застежка данного украшения... всего лишь!
Церковь Святой Троицы «Кулич и пасха»
Церковь Святой Троицы «Кулич и пасха», 1790 г. (Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, 235). Сама церковь, имитирующая кулич, представляет собой ротонду с колоннадой из 16-ти колонн ионического ордера, поддерживающих антаблемент. Венчается низким куполом без подкупольного барабана.
Наружные стены выкрашены в жёлто-коричневатый «петербургский» цвет, купол — в зелёный.
Нетипичная геометрия для православного храма церкви-ротонды и колокольни-пирамиды справедливо вызывает ассоциации с масонской символикой. Заказчиком строительства являлся екатерининский вельможа генерал-прокурор князь Александр Алексеевич Вяземский (1727-1793). Церковь стала украшением загородного имения А. А. Вяземского села Александровского, здесь тогда располагавшегося, - приданого жены князя Елены Петровны Трубецкой.
Однако известные историки масонства Олег Платонов и А. И. Серков не указывают Александра Алексеевича Вяземского в списках масонов. Среди масонов фигурируют другие князья рода Вяземских, в частности, Андрей Иванович (1754-1807) и его сын Петр Андреевич (1792-1878), поэт, приятель Пушкина.
Возможно, не масонская символика двигала Львовым при возведении этой оригинальной церкви, а любовь к Аттике и Древнему Риму. Колокольня воспроизводит пирамиду Цестия в Риме. По образцу пирамиды Цестия в парке Царского Села по проекту архитектора Чарлза Камерона в 1782—1783 гг. построена из кирпича и облицована гранитом небольшая пирамида, послужившая надгробием любимых собачек (левреток) императрицы Екатерины II (Том Андерсон, Земира и Дюшес).
Колокольня, очевидно, создана под впечатлением от поездки архитектора Львова по Италии в 1781 году. Точно так же круглую в плане церковь связывают с круглыми храмами Весты в Риме и в Тиволи, которые изучал и зарисовывал архитектор Львов. Эту идеальную в архитектурном плане конструкцию в качестве православного храма Львов в своей жизни использовал несколько раз, в т.ч. и в своем родовом имении Никольском.