«Почему кусками и так долго?» - у руководства Ленобласти возникли вопросы к региональной системе управления данными
Заказчики: Комитет цифрового развития Ленинградской области Санкт-Петербург; Государственные и социальные структуры Дата проекта: 2019/07 — 2020/12
|
Содержание |
2020: «Почему кусками и так долго?» - у руководства Ленобласти возникли вопросы к региональной системе управления данными
У руководства Ленинградской области на заседании местного правительства в формате видеоконференции 23 июля 2020 года возникло много вопросов к ходу создания региональной системы управления данными (РСУД). О том, как двигается этот проект, доложила председатель Комитета цифрового развития Ленинградской области Виктория Кузнецова.
Ленобласть с 2019 года является участником федерального эксперимента по созданию национальной системы управления данными (НСУД), напомнила Виктория Кузнецова. Для этого в 2019 году было подписано соглашение между регионом, Минкомсвязи и Аналитическим центром при правительстве РФ. РСУД должна привести к «невидимому присутствию государства» в части самоисполняемых алгоритмов оказания госуслуг, автоматического принятия решений. Также она сможет обеспечить однократный ввод информации заявителем за счет интеграции РСУД с другими системами, реестрами, базами данных.
Начало работы по автоматизации обмена данными уже положено. Кузнецова подчеркнула, что для дальнейшего развития проекта важна не только технологическая составляющая, но и нормативное закрепление понятий, принципов, правил работы с данными. Подготовлен соответствующий проект областного закона, который уже 3 раза менял свое наименование, потому что является довольно сложным, сказала председатель Комитета цифрового развития Ленобласти. Он должен закрепить на законодательном уровне цели, задачи РСУД, основных участников и пользователей.
У губернатора Ленобласти Александра Дрозденко по итогам выступления Кузнецовой возникли вопросы. Он указал, что в конце 2019 года был заключен госконтракт примерно на 16 млн рублей по организации процесса сбора, хранения и обработки данных в рамках РСУД. По итогам исполнения Аналитический центр при правительстве РФ подготовил проектно-техническую документацию на создание РСУД. И летом 2020 года проводится еще одно размещение госзаказа на создание РСУД на сумму 49 млн рублей. Для чего нужны два госконтракта? Таким вопросом задался губернатор, подчеркнув, что важно каждую копейку расходовать эффективно.
Кузнецова пояснила, что в рамках первого из них были созданы концептуальные основы, требования к данным, описание методологий, а технологические работы не проводились. А в 2020 году запланировано создание именно технологической основы ядра системы и его компонентов. Но пока документация к закупке находится на доработке, т.к. к ней были замечания.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Надо сказать, что на сайте базирующейся в Санкт-Петербурге компании «Нетрика» в разделе выполненных проектов числился проект по созданию РСУД в Ленинградской области. В компании уточнили TAdviser, что в рамках этого проекта «Нетрика» действительно выполняла ряд работ для Аналитического центра при правительстве РФ, однако на той странице на их сайте не вполне корректно было отражен состав и суть работ.
Результатами проекта были указаны разработана концепция проекта, проведенное исследование 10 региональных информационных ресурсов при взаимодействии с отраслевыми комитетами, сформулированные требования по интеграции РСУД с ведомственными информационными системами, проектирование архитектуры РСУД и разработка единой базы нормативно-справочной информации (НСИ) с хранилищем моделей данных.
После запроса TAdviser страница с описанием этого проекта была снята с сайта «Нетрика». Какие именно работы выполняла компания, ее представитель не уточнил TAdviser на момент публикации статьи. В базе госконтрактов договор на выполнение работ по проекту, связанному с системой управления данными в Ленобласти, где «Нетрика» выступала бы исполнителем, обнаружить не удалось.
На заседании правительства губернатор также отметил, что создание РСУД предполагает прохождение ряда этапов: утверждение единых требований по управлению данными, план проведения экспертиз региональных информационных систем и др. В 2019 году должны были обследовать 10 систем, в 2020 году – 30 систем. Александр Дрозденко поинтересовался результатами обследований, а также формирования реестра региональных данных, которое является федеральным требованием.
И, конечно, то, что у нас нет до сих пор ни одного правового акта, который организовал бы процессы управления государственными данными, это тоже не есть хорошо. Мы с вами так долго разрабатываем закон, это говорит о том, что мы начинаем отставать от федеральных требований, от федеральной дорожной карты, - подчеркнул Дрозденко. |
Виктория Кузнецова подтвердила, что в 2019 году были обследованы 10 информационных систем, в числе которых ряд крупных, и назвала справедливыми замечания о законодательной базе. Надо будет принять 3-4 постановления правительства по обозначенным темам, сказал она, добавив, что комитет планирует сделать это до конца 2020 года, внеся на рассмотрение в сентябре. Кузнецова отметила, что это новая и сложная законотворческая инициатива.
В разговор вмешался вице-губернатор Ленобласти – руководитель администрации губернатора и правительства региона Игорь Петров. Он напомнил, что федеральный закон о НСУД был отклонен Госдумой и, по его мнению, специальный региональный закон не нужен, потому что РСУД, по сути, это набор правил, по которым система должна работать. Эти правила правительством разработаны и приняты. Их можно брать и применять, сказал он.
Касательно техзадания и обследования систем Петров отметил, что всего есть 86 систем, которые надо обследовать. Это программы, где заказчиком выступал комитет цифрового развития.
Что там обследовать два года или три? - задал вопрос вице-губернатор. – Системы, которыми мы все занимаемся, мы на них работаем, там понятны форматы данных. Это работа на неделю, а не на несколько лет. |
По мнению Петрова, надо писать ТЗ сразу на платформенное решение: даже если это было бы и дороже, но это будет конечный продукт. А комитет должен заниматься нормативным регулированием, считает он.
Поэтому мне не очень понятно, почему кусками и почему так долго. Мы никогда не сделаем региональную систему управления данными при таком подходе. В декабре был отработан контракт Аналитическим центром правительства. Что делали полгода-то? Совершенно непонятно, - подчеркнул Игорь Петров. |
Губернатор Александр Дрозденко попросил Викторию Кузнецову прокомментировать эти замечания, но она не успела – микрофон быстро перехватил зампред правительства Ленобласти Дмитрий Ялов, заявивший, что он глубоко погружен в этот проект. Он, как и ранее Кузнецова, отметил, что по госконтракту в 2019 году были созданы концептуальные основы системы, и контракт успешно исполнен. И в этом году нет других альтернатив, кроме как создавать платформу.
А насчет нормативного регулирования, сказал Ялов, никто не запрещает на региональном уровне принять соответствующий закон и структурировать работу с данными. Но процесс этот не будет одномоментным, он будет постоянным.
Виктория Кузнецова добавила, что аналогичной региональной практики ни у кого нет. Подготовлена дорожная карта, которая включает сроки и наименования всех необходимых нормативно-правовых актов, и с этой базой планируется разобраться до конца 2020 года, сказала она.
2019
Заключение госконтракта с Аналитическим центром при правительстве РФ
В октябре 2019 года Комитет цифрового развития Ленинградской области заключил госконтракт объемом около 16 млн рублей с Аналитическим центром при правительстве РФ на выполнение работ по организации процесса сбора, хранения, обработки информации для обеспечения единства региональных данных Ленинградской области в составе ГИС Фонд пространственных данных, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде[1].
Ленобласть стала пилотным регионом по реализации Национальной системы управления данными
В августе 2019 года Ленинградская область вошла в число пилотных регионов по реализации экспериментов Национальной системы управления данными (НСУД). Соответствующее соглашение подписали власти региона и руководство Аналитического центра при правительстве Российской Федерации.
Система управления данными объединит в себе методологические, правовые, организационно-управленческие, информационно-технологические элементы, обеспечивающие координацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях деятельности по обработке государственных данных.
Эксперимент позволит повысить качество и доступность данных федеральной информационной адресной системы, в регистре избирателей, а также создаваемой цифровой аналитической платформе Росстата, рассчитывают в администрации Ленинградской области.
См. также
Национальная система управления данными