Беспроводная аналитика в российском ритейле
Осенью 2013 г. сразу несколько компаний в России сообщили о начале предоставления решений беспроводной аналитики, позволяющих отслеживать поведение людей на основе анализа излучения включенных модулей Wi-Fi в их мобильных устройствах. Спроса на такие системы поставщики ожидают в сфере розничной торговли.
Каталог решений и проектов - "Беспроводная аналитика (WiFi-аналитика)"
Содержание |
Технология
Принцип работы систем беспроводной аналитики заключается в сканировании пространства на предмет обнаружения любых устройств, оснащенных Wi-Fi, для чего в точках сбора данных – например, в магазинах или торговых центрах, устанавливаются специальные сенсоры, подключенные к интернету. Система собирает MAC-адреса - уникальные идентификаторы каждого мобильного устройства, а затем данные на их основе о передвижении посетителей обрабатываются, и на выходе выдается статистика в виде графиков, таблиц и т.д.
Поставщики подобных решений отмечают, что системы не собирают персональные данные людей с мобильных устройств, такие как номер телефона, имя, фамилия, возраст или пол.
Возможности
Розничным магазинам системы беспроводной аналитики могут помочь оценить привлекательность витрин для покупателей, эффективность маркетинговых и рекламных кампаний с помощью мониторинга их влияния на поведение посетителей. Кроме того, они позволяют осуществлять мониторинг и проводить сравнение ключевых показателей деятельности магазинов сети и выявлять лучшие магазины, а также формировать лучшие практики, измерять покупательский трафик и траектории движения покупателей в режиме реального времени.
Торговые центры, в свою очередь, могут использовать такие системы для анализа маршрутов посетителей и усовершенствования навигации, оптимизации работы эксплуатационных служб за счет ее синхронизации в соответствии с распределением потока посетителей, а также анализа того, как часто в торговый центр приходят посетители, какова среди них доля лояльных и выявлять закономерности лояльного поведения.
Уровень охвата посетителей
Одним из вопросов, связанных с эффективностью использования систем беспроводной аналитики, является уровень охвата посетителей: мобильные устройства с Wi-Fi есть не у всех, а те, у кого они есть, не всегда держать Wi-Fi включенным.
Один из поставщиков такого решения - «НПО Аналитика» - основываясь на данных от уже выполненных проектов в точках, где имеются также данные от обычных счетчиков посетителей, утверждают, что процент людей с включенным Wi-Fi на смартфонах в магазине на улице, в зависимости от его удаленности от метро, популярности места и других параметров, составляет порядка 15%-18% от общего числа. В торговых центрах этот показатель несколько выше – 20%-35%, а если рядом есть кафе с постоянным бесплатным Wi-Fi, процент посетителей с постоянно включённым Wi-Fi существенно увеличивается.Метавселенная ВДНХ
В «НПО Аналитика» полагают, что такая выборка, в любом случае, достаточно репрезентативна для отслеживания изменений и понимания трендов, а также в десятки раз выше репрезентативности обычных опросов в магазинах и обзвонов с помощью call-центров».
В компании Watcom Group, также представляющей сервис беспроводной аналитики, оценивают охват посетителей при ее использовании как «средний». Первые результаты тестирования показали, что отслеживается 45-53% всех посетителей торгового центра.
Сравнивая беспроводную аналитику с видео-аналитикой, обеспечивающей высокий охват, в Watcom Group приводит такие преимущества первой как более низкую стоимость установки и обслуживания системы, возможность подсчитывать количество уникальных покупателей и получать некоторые данные об их интересах и вне магазина или торгового центра.
Первые предложения и проекты в России
Одной из первых на российском рынке прокладывать тропу на рынке беспроводной аналитики начала компания «НПО Аналитика». В октябре 2013 г. в компании рассказали TAdviser, что летом в российской рознице стартовало «около двух десятков» подобных внедрений - главным образом, в магазинах обуви, одежды и аксессуаров. Названия этих брендов в компании раскрывать не стали, за исключением одного – сети магазинов обуви «Терволина».
«Сейчас рано говорить об оценке спроса из-за самой новизны такой возможности и новизны самого решения такого класса, но среди крупных ритейлеров мы уже отмечаем очень высокий интерес к решению, которое может «обогатить» данными любую существующую систему бизнес-аналитики компании», - говорит директор по развитию «НПО Аналитика» Ольга Губарева.
В октябре 2013 г. о включении в линейку своих продуктов и услуг решений беспроводной аналитики сообщила также «Корус Консалтинг». В компании рассказали TAdviser, что будут предлагать заказчикам несколько решений от разных европейских вендоров.
Вячеслав Коган, директор по развитию бизнеса направлений E-Commerce, Loyalty & Mobility «Корус Консалтинг» отмечает, что уровень использования таких систем в России - пока лишь на уровне пилотных проектов и прогнозирует на них большой спрос.
«Мы постоянно общаемся с лицами, принимающими решенияи - топ-менеджерами ритейловых компаний - и знаем их потребности. Это точечное, очень быстро внедряемое решение, дающее результат на следующий день после заключения договора. Именно таких решений ждёт современный российский ритейл», - говорит Коган.
В октябре 2013 г. сообщалось и о выводе на рынок сервиса беспроводной аналитики российской компанией Watcom Group. Его тестирование началось в двух торговых центрах в Москве: «Вива!», расположенном в Бутове, и «Щука» - у станции метро «Щукинская».