2023/08/08 13:17:48

Возможно ли заместить Microsoft и Oracle в банковском бизнесе? Взгляд экс-CTO «Ренессанс Банка»

Санкции западных стран в отношении России действуют с 2014 года, но с февраля 2022 их влияние многократно усилилось. Особенно чувствителен к запретам и ограничениям на поставку зарубежного аппаратного и программного обеспечения банковский сектор, в котором информационные технологии стали базисом важнейшей составляющей сервиса. Противостоять санкциям призвана политика импортозамещения, которая также реализуется у нас не первый год. Сейчас, спустя полтора года начала санкционной атаки, можно констатировать: в каких-то аспектах она даже работает, никакой катастрофы и коллапса нет. Но не во всех сегментах дела обстоят удовлетворительно. Андрей Саломатин, эксперт по ИТ в банковском секторе, экс вице-президент и технический директор «Ренессанс Банка», в статье, подготовленной для TAdviser, рассказывает об этих сегментах.

Содержание

Андрей
Соломатин
На рынке не хватает комплексных пакетов, с помощью которых можно сразу развернуть и операционную систему, и офисное ПО, и сервис для коммуникаций/видеоконференций

Железный вопрос

Один из важнейших аспектов функционирования банка — обеспеченность вычислительными мощностями, то есть серверами. Официально процессоры двух основных производителей — Intel и AMD — в Россию больше не поставляются. Отечественных процессоров, пригодных для банковского сектора, по сути, нет и не предвидится.

Однако по факту ограничения на доступности «железа» практически не сказались. С поставками проблем никаких нет, совсем. И даже уровень цен вернулся на прежние, «дофевральские», рубежи. Сегодня поставщики готовы закрыть любые потребности клиента и собрать практически любой сервер, включая основанный на самых современных процессорах от Intel (до 80 ядер) и AMD (до 128 ядер).

Если говорить именно об импортозамещении, то придётся признать: с реальными альтернативами процессорам AMD или Intel в России на сегодня дела обстоят не лучшим образом. Да, существуют российские процессоры «Эльбрус» от МЦСТ и Baikal от «Байкал Электроникс», но по производительности они заметно отстают от решений Intel и AMD даже десятилетней давности. Кроме того, их производство сейчас остановлено, так как чипы выпускались на Тайване, на мощностях TSMC, которая от российских заказов отказалась. То же самое касается и оперативной памяти, которая также является незаменимым компонентом любого сервера или персонального компьютера. Оборудование, которое доступно сегодня на рынке под отечественными брендами — это сборки серверов (российские же), основанные в лучшем случае на комплектующих западных производителей, либо на железе от никому не известных азиатских заводов.

Важный для банков сегмент серверного рынка — системы хранения данных (СХД). Российских СХД, удовлетворяющих требованиям по стабильности и отказоустойчивости для крупных банков, недостаточно. Чаще всего клиент, приобретая отечественное решение, сталкивается с необходимостью содержать несколько СХД вместо одной зарубежной, для обеспечения нужного уровня отказоустойчивости. Имеются две реальные альтернативы: это либо «серый» импорт, либо решения от производителей из дружественных стран, например, от китайского Huawei. Этими альтернативами проблема в целом закрывается.

Однако не стоит думать, что российских решений нет совсем. В недалёком будущем, на мой взгляд, системы TATLIN и «Аэродиск» вполне смогут выступить в качестве вполне реальной альтернативы. В сегменте систем резервного копирования также есть российские решения – «Кибер бэкап» и RuBackup. Их можно тестировать и внедрять в корпоративном сегменте. Это же можно сказать и о сегменте решений по виртуализации: существует более 25 российских продуктов, и часть из них вполне готовы к использованию в корпорациях. Основная задача сейчас – протестировать лидирующие решения, выбрать победителя и далее осуществлять миграцию виртуальных серверов на новую платформу.

Сеть и телеком

В основном вопрос по сетевому оборудованию также закрывается поставками решений из дружественных стран. Аналогичным образом решается и вопрос по межсетевым экранам, хотя российские альтернативы по данному классу решений присутствуют. В секторе систем защиты периметра потребности практически полностью закрываются «Лабораторией Касперского». Есть также другие российские разработки для закрытия отдельных направлений. В целом можно сказать, что ситуация в секторе сетей и телекоммуникаций стабильна. Кроме одного момента — есть проблемы в сегменте телефонии. Между тем, это особо чувствительная для банков область, так как нестабильность в этом аспекте влечёт прямые потери продаж. На сегодня, приходится констатировать, стабильного решения отечественной разработки, готового к внедрению в корпоративном сегменте, на рынке очень не хватает — и мне кажется, этот сегмент мог бы стать важной точкой роста в плане развития импортозамещающих производств.

Базы как основа

Любой значительный банк — это всегда большая (и критически важная, конечно) база данных, и вопрос её работы является одним из важнейших для эффективного функционирования. Между тем, в банках использовались, а в некоторых — до сих пор используются, системы управления базами данных (СУБД) зарубежной разработки. Чаще всего это решения Oracle, Microsoft SQL Server, SAP HANA и др., которые сегодня в России недоступны. Уже купленное и развёрнутое решение, конечно, будет продолжать работу, несмотря на отсутствие фирменной поддержки и обновлений. Но сколько это продлится, пока не начнут расти риски стабильности и безопасности?

Альтернатива отечественной разработки на самом деле есть — Postgres Pro DBMS. Но она, по сути, единственная. Сама по себе замена СУБД в рамках прикладных решений представляет собой довольно длительный, но понятный проект, который упирается только в людские и/или финансовые ресурсы, необходимые для его реализации. Ещё до волны санкций многие компании рассматривали переход с Oracle на Postgres. Останавливала в основном низкая окупаемость такого рода проектов — это порядка 5 лет на крупную корпоративную систему, где основная логика реализована в базе данных.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация 5.7 т

Для решения задач, связанных с микросервисами и/или с управлением большим количеством малых баз данных, сам Postgres Pro не очень подходит. Скорее подойдёт Tantor, созданная на базе той же Postgres, но сторонним разработчиком. Для массивно-параллельных баз данных, используемых в хранилищах, подойдет открытая СУБД Arenadata, либо Greenplum DB, которая также доступна под открытой лицензией. Такие решения можно применять при наличии собственной команды для доработок — они наверняка потребуют «допиливания» под конкретные потребности и бизнес-процессы конкретного банка.

В целом, сектор СУБД сегодня не выглядит таким уж проблемным с точки зрения импортозамещения. Альтернативы, в том числе российские, существуют, и они отработаны.

Прикладное ПО

Помимо базы данных, в любом банке используется широкий спектр прикладного программного обеспечения. Это и собственно автоматизированные банковские системы (АБС), системы управления клиентскими данными (MDM), решения класса бизнес-аналитики (BI), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), бизнес-процессами (BPM), системы электронного документооборота и др.

Итак, центральная для банка система — АБС. В этом секторе именно российские решения доминируют на рынке (например, «ЦФТ-Банк», АБС от «Диасофт»). Однако они всегда ранее разворачивались с использованием СУБД зарубежных производителей. Сейчас эти системы активно мигрируют на тот же Postgres в качестве основной СУБД.

Существуют также новые решения локальных российских разработчиков, построенные на микросервисной архитектуре с использованием OpenSource-стека. Проблема только в том, что проект замены АБС (для тех банков, которые до сих пор используют решения зарубежной разработки) — это огромный многолетний труд, не раз становившийся последним для карьер руководителей ИТ-служб в банках.

В секторе решений по управлению клиентскими данными, MDM, проблемы нет. Существуют и давно внедряются российские решения на базе «», есть и специализированные разработки - то же решение от HFLabs, «Единый клиент».

Для продуктов класса BI есть большое количество альтернатив как российской разработки, так и от вендоров из дружественных стран. Это же касается и СЭД — доступно множество российских разработок, а также и решения с открытым исходным кодом.

Некоторые проблемы заметны в секторе CRM. Ранее банки активно внедряли либо решения Microsoft Dynamics CRM, либо Oracle Siebel CRM, более недоступные в России. На рынке малого и среднего бизнеса присутствует довольно много российских разработок, и для небольшого банка или организации подойдёт простое решение на базе «1С». Но для крупного банка, столкнувшегося с необходимостью замещения функционала используемой западной системы, ситуация более сложная — придётся внедрять, по сути, кастомную (индивидуально разработанную) систему, либо что-то на базе BPMSoft и аналогов.

Еще одна существенная проблема — почтовые сервера. Хотя российские решения в этом секторе существуют, с точки зрения стабильности они пока не дотягивают до Exchange от Microsoft. И это отличная возможность для отечественных разработчиков занять важную нишу на рынке.

Операционные системы и офис

Отдельный важный вопрос для банков — прекращение коммерческой доступности решений от Microsoft. Мы говорим не только об уже упомянутых СУБД и CRM, но о самых базовых вещах — речь об операционных системах и пакете офисных приложений.

Да, для замещения операционных систем можно использовать дистрибутивы Linux, в том числе отечественной разработки — есть ASTRA Linux, ALT Linux и др. Но при этом надо понимать, что огромная часть прикладного ПО работает на текущий момент только под Windows, что делает процесс замены очень болезненным и затратным по времени.

К счастью, аналоги офисного ПО от Microsoft на рынке присутствуют. В первую очередь в голову приходят «Мой офис» и «Р7-Офис». На мой взгляд, функционально они вполне готовы заменить продукцию западных производителей.

На мой взгляд, чего не хватает сейчас на рынке, это комплексных пакетов, с помощью которых можно сразу развернуть и операционную систему, и офисное ПО, и сервис для коммуникаций/видеоконференций. Также отсутствует возможность гибкого управления подписками, к чему многие привыкли с Microsoft и что позволяет гибко управлять расходами на офисное ПО. Будем надеяться, что такие предложения в ближайшем будущем появятся.