2014/10/10 15:49:18

Елена Иванова: Главные преимущества продуктов «ЭОС» - репутация и надежность

Основы продуктовой СЭД-линейки компании «ЭОС» были заложены в ходе тесного сотрудничества с государственными заказчиками, но теперь уже не менее половины внедрений систем компании приходится на коммерческий сектор. В компании признают, что продажам систем способствует их репутация, а широкой географии продаж – развитая партнерская сеть по всей стране. О ключевых новинках в линейке решений «ЭОС», перспективах ECM- и СЭД-решений на российском рынке вместе с TAdviser рассуждает Елена Иванова, руководитель управления маркетинга компании.

Каталог СЭД/ECM-систем,
компаний-разработчиков и интеграторов доступен на TAdviser

TAdviser: ЭОС – очень заметный игрок на российском рынке электронного документооборота. Но иногда складывается впечатление, что вы отдаете предпочтение преимущественно госсектору. Не обманчивое ли оно?


Елена Иванова: Конечно, это обманчивое впечатление! И причина, вероятно, в инерции восприятия нас и наших продуктов. Электронный документооборот в России начинался с государственных органов – именно так исторически сложилось. Первые проекты ЭОС были реализованы в госсекторе, к тому же мы создавали наши системы «Дело (ЭОС)», «Архивное дело (ЭОС)» и ряд других в творческом альянсе с клиентами из числа «госов». Но монополия госсектора на развитие СЭД закончилась уже давно.

Поддержка документооборота по ГОСТам – отличительная особенность наших систем, но для российских реалий жестко регламентированный документооборот вовсе не является уникальным свойством госструктур. Банки, крупные холдинги – все они имеют сложно организованный документооборот, работающий по четко установленным правилам. Таких клиентов у нас довольно много, один из самых крупных проектов – создание единой СЭД для холдинга «Татнефть».

TAdviser: То есть госсектор изначально был на передовой автоматизации документооборота? Довольно не типичная картина.

Елена Иванова: Устойчивый интерес российских коммерческих компаний к использованию СЭД возник, когда бизнес-сообщество осознало эффективность их внедрения. Нашим ответом на изменение потребностей клиентов и продуктом эволюции СЭД стали новые системы класса ECM – инструменты управления корпоративным контентом. Они получили дополнительные возможности по автоматизации разнообразных бизнес-процессов, рычаги для повышения эффективности, средства для организации коллективной работы, корпоративных коммуникаций и мощную аналитику. Такие СЭД равно востребованы и коммерческим сектором, и государственными органами. К тому же многим заказчикам нужны гибкие системы с возможностью адаптации и доработки функционала. Продукты такого класса – наши разработки eDocLib и EOS for SharePoint. Они легко адаптируются под любую бизнес-среду и активно востребованы клиентами из самых разных сфер - банками, финансовыми учреждениями, крупными производственными предприятиями, торговыми сетями, строительными и девелоперскими компаниями, учебными заведениями и др.Метавселенная ВДНХ 3.4 т

Сейчас среди наших клиентов примерно 50% являются представителями негосударственного сектора, от крупных холдинговых структур до предприятий СМБ. Мы предлагаем разные системы, и каждый заказчик выбирает наиболее подходящую под свои задачи и корпоративную культуру.

TAdviser: В вашей линейке множество продуктов, какие вы выделяете как ключевые? Какие новые продукты были выпущены компанией за последний год?

Елена Иванова: Сложно выделять ключевые продукты, так как любое наше решение может быть лучшим для конкретного списка требований и решаемых задач, то есть для конкретного заказчика. Можно, конечно, выделить ключевые продукты, в которые мы больше всего вкладываемся и от которых получаем наибольший эффект. Первый – это СЭД «Дело (ЭОС)» с группой дополнительных опций и подсистем. На ней работают тысячи организаций и сотни тысяч пользователей. В этом году мы выпустили версию «Дело» 14.2. Система доказала свою надежность, и мы развиваем ее без революционных изменений – наращиваем функционал, улучшаем юзабилити, но так, чтобы нашим пользователям было комфортно и не пришлось переучиваться, фактически осваивая новую систему (именно так было бы, если бы мы пошли на революционные изменения в интерфейсе). Считаем, что для заказчика обновление версии СЭД не должно нарушать рабочий процесс и не должно приравниваться к внедрению новой системы. Мы улучшаем веб-подсистему, разработали решения для работы с мобильных устройств, множество интеграционных решений. Большое спасибо здесь нужно сказать нашим клиентам – они активно участвуют в совершенствовании СЭД «Дело», мы получаем множество предложений и пожеланий.

Второй ключевой продукт – EOS for SharePoint, в этом году также выходит его новая версия. В EOS for SharePoint мы вложили наше представление о том, какой должна быть современная, «продвинутая» система документооборота – это больше, чем просто СЭД, здесь в центре внимания пользователя – единое рабочее место, где концентрируются все документы, задачи, рабочие процессы и информация. Это гибкий инструмент управления контентом, который заказчик может развивать своими силами, формируя бизнес-процессы любой сложности. Если СЭД «Дело» - это традиции, стандарты и надежность, то EOS for SharePoint - свобода для творчества, но с учетом нашего опыта и необходимости обработки огромных объемов информации. Но мы не даем клиентам «голый» конструктор – все, что нужно для организации документооборота, входит в комплект приобретаемого ПО. Для EOS for SharePoint разработан дополнительный модуль – «Управление совещаниями», он очень актуален сегодня. Система позволяет создать корпоративный портал, автоматизировать учет заявок и любые другие бизнес-процессы.

В этом году мы выпускаем новую версию EOS for SharePoint 2013 4.0 – в ней мы очень серьезно поработали над юзабилити и функционалом. В версии 4.0 расширены возможности настройки рабочих процессов, настройка прав доступа стала более гибкой, добавлены дополнительные возможности при работе с проектами документов (редакции проектов и др.). Увеличен список действий пользователя, которые протоколируются, появился дополнительный веб-сервис создания карточек документов, который может быть использован при интеграции с внешними системами, расширен функционал и в части работы с гос.органами (МЭДО/СЭВ/Обращения граждан). Более того, в версии системы 4.0 мы разработали новый модуль «Файловый архив», предназначенный для публикации на корпоративном портале утверждённых документов из СЭД, например, публикация нормативно-правовых актов для доступа всех сотрудников.

TAdviser: Насколько мы знаем, у «ЭОС» есть и разработки для мобильных платформ?

Елена Иванова: Да, это целая группа продуктов – наши мобильные клиенты, которые также обновились в юбилейный для нас год. Это стратегическая линейка приложений, работающая не только на актуальные потребности заказчиков, но и на перспективу. Мобильный доступ к документам и возможность оставаться вовлеченными в деловую жизнь компании, находясь вне офиса, востребованы уже не только руководителями компаний, но и персоналом (от топ-менеджеров до рядовых исполнителей). Первым из серии мобильных приложений ЭОС стал клиент дляiPad - приложение iEOS, затем появилось приложение «АРМ Руководителя» для Windows 7 и 8. Чтобы мобильные клиенты стали полноценными инструментами для работы в СЭД, мы реализовали в них формирование усиленной квалифицированной ЭП и безопасное хранение ключей и цифровых сертификатов. Обновленные версии приложений «АРМ Руководителя» и iEOS получили новые функциональные возможности: режим работы «без помощника», синхронизация основных операций с СЭД/ECM–системой, создание инициативных поручений и т.д. На клиентской конференции 17 октября мы анонсируем приложение для Android.

TAdviser: Что вы считаете ключевым конкурентным преимуществом системы «Дело»? В чем ее главное отличие от других систем, доступных на российском рынке?

Елена Иванова: Самое главное конкурентное преимущество СЭД «Дело» – это ее репутация, являющаяся следствием надежности и огромной клиентской базы. Система уже много лет фактически продает себя сама – потенциальные заказчики интересуются у коллег, смотрят систему в действии, затем внедряют. У нас так несколько крупных проектов начиналось - приехала делегация «по обмену опытом», посмотрели систему, пообщались с пользователями, почувствовали выгоду.

Если же говорить собственно о системе, то секрет успеха СЭД «Дело» - в ее простоте и доступности для пользователя с любым уровнем владения IT. Делопроизводители, до этого работавшие с карточками или регистрационными журналами, легко осваивали «Дело» - все знакомо, все логично и понятно. И для руководства очень удобно - не надо подбирать специальный персонал под СЭД, так как наличный в состоянии быстро научиться. Конечно, из составляющих успеха не стоит сбрасывать со счетов и надежность системы, и качество техподдержки, и опыт наших экспертов, знающих тонкости документооборота, и многое другое.

TAdviser: ЭОС работает с заказчиками по всей стране. Как вам это удается? Расскажите, пожалуйста, как выстроена работа с партнерами, как вы контролируете уровень их компетенции? Кто выполняет функцию поддержки заказчиков из удаленных регионов?

Елена Иванова: С заказчиками по всей стране, в том числе и из удаленных регионов, мы работаем преимущественно через партнеров. Наша партнерская сеть - одна из самая крупная среди разработчиков СЭД. Практически в каждом субъекте РФ есть наш представитель, в ряде территорий - даже несколько. Кто-то специализируется на своем субъекте, а кто-то работает по федеральному округу или нескольким. Например, наш партнер в Санкт-Петербурге «Офис-Док» реализует проекты не только в северной столице и в черте Ленинградской области, но и в Амурской, Архангельской, Новгородской, Свердловской и даже Новосибирской областях, в Бурятии, Карелии, Ненецком АО и ряде других территорий. Наш партнер в Алтайском крае «КС-Консалтинг» работает по всей территории Сибири и на Дальнем Востоке.

C партнерами мы постоянно взаимодействуем – практикуем ежегодные партнерские конференции, региональные совместные мероприятия, вебинары, оказываем серьезную методическую поддержку по продвижению продуктов. Мы организуем бесплатное обучение работе со своими программными продуктами сотрудников компаний-партнеров. По результатам обучения специалистам, успешно прошедшим итоговое тестирование, выдаются сертификаты. У нас налажено взаимодействие по обмену материалами о реализованных проектах, полученных отзывах и публикациях в СМИ, а также в рамках проведения маркетинговых мероприятий. Затраты на продвижение нашего ПО и маркетинговую активность партнёра мы компенсируем.

TAdviser: Насколько по-вашему на российском рынке СЭД спросом пользуются мобильные и облачные технологии? Работаете ли вы над такими инструментами? Расскажите, пожалуйста, об 1-2 ярких проектах.

Елена Иванова: Спрос на мобильные технологии на российском рынке СЭД пока еще в стадии формирования. Вместе с тем, распространение имиджевых мобильных устройств преимум-класса способствовало интересу руководителей и топ-менеджеров к мобильным приложениям для СЭД. Поэтому первые клиенты для таких устройств были ориентированы не на делопроизводственные процессы, а на функции управления - получение информации, утверждение и подписание. Сейчас все больше рядовых сотрудников, часто находящихся по служебной необходимости вне офиса, испытывают потребность в удаленном доступе в СЭД с планшета или смартфона. Мы учли эту потребность при разработке нового поколения мобильных приложений. Другое дело, что не всегда руководство организации психологически готово такую схему работы - нужно не только понести затраты на мобильный клиент и обеспечение необходимого уровня безопасности при удаленном доступе, но и смириться с большей степенью свободы сотрудника, фактически осуществляющего рабочую функцию вне офиса.

Что касается облачных технологий, то здесь ситуация противоречивая: желание сэкономить на эксплуатационных затратах борется у заказчиков с опасениями утраты и утечки информации, которая хранится не на «домашнем» сервере, а где-то еще. Но такие проекты у нас есть. Например, на базе нашей системы eDocLib совместно с «Ростелекомом» разработано облачное решение «O7.Док». Это решение внедрено в ряде субъектов для автоматизации работы медицинских учреждений. В частности, во Владимирской области в рамках программы модернизации здравоохранения реализован проект по обмену электронными документами посредством защищенных каналов связи между ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», Департаментом здравоохранения и всеми подведомственными лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) Владимирской области.

TAdviser: Как вы оцениваете тот факт, что недавно правительство сократило на год срок полного перехода госорганов на электронный документооборот? Реально ли это?

Елена Иванова: Речь в постановлении Правительства РФ № 890 от 06.09.2012 идет не обо всех госорганах и не обо всем документообороте, а переходе на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и с Правительством Российской Федерации. То есть федеральные министерства и ведомства должны будут обмениваться документами только в электронном виде и подготовить к такому обмену ведомственные СЭД. Это вполне реально, требуется только решить некоторые технические вопросы. Соответствующая нормативная база уже формируется. В рамках созданного на базе ЭОС технического подкомитета по стандартизации ПК 6 разработан ГОСТ Р 53898 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению». Недавно Экспертный совет по вопросам совершенствования электронного документооборота в органах государственной власти при Минкомсвязи России, в котором активно работают наши эксперты (Владимир Баласанян и Наталья Храмцовская), определил формат электронного документа для межведомственного документооборота и постоянного хранения электронных документов. Это решение конкретизировало направление доработки собственных систем министерств и ведомств, чтобы они смогли обмениваться документами с внешними СЭД.

TAdviser: Прокомментируйте, пожалуйста, что будет с российским рынком СЭД в случае возможного полного перехода на замещение импорта?

Елена Иванова: В сфере СЭД доля отечественных разработок и так достаточно велика. Если же отечественные вендоры получат преференции (например, через систему госзакупок), следует ожидать роста количества заказчиков и проектов. Возможно, появятся какие-то новые разработчики, но вряд ли они быстро станут играть заметную роль. Думаю, основные игроки рынка СЭД останутся на своих позициях.