2021/05/31 13:09:27

Как оптимизировать учет маркированных товаров в оптовом звене. Опыт интегратора

Ростислав Буртыль, системный аналитик ООО «Тието Рус», в статье, подготовленной для TAdviser, рассказал об опыте автоматизации учета маркированного товара у клиента, чьи потребности не удовлетворяло ни одно "коробочное" решение.

После того как в апреле 2018 года правительством был утвержден перечень товаров подлежащих обязательной маркировке, перед производителями, поставщиками и продавцами впервые встал вопрос организации процесса маркировки и поэкземплярного учета таких товаров.

Во время проведения экспериментов в товарных группах стало ясно, что программное обеспечение, персонал и процессы в компаниях к такому не готовы. Возникла необходимость не просто контролировать количество товаров в рамках одного артикула, но и учитывать уникальные идентификаторы каждой конкретной единицы.

На май 2021 года маркировка уже коснулась девяти товарных групп, а к 2024 году она будет обязательна во всех отраслях промышленности. Но это затрагивает не только участников оборота товаров. Разработчики и интеграторы начали адаптировать учетные системы и выпускать программные продукты, позволяющие торговым компаниям в разной степени упростить работу своих сотрудников.

Проект маркировки – это не просто подключение к «Честному знаку» и интеграция в ИТ-инфраструктуру клиентов. Это совершенно иной проектный подход, требующий детального изучения процессов и адаптации их под маркировку товаров

На рынке представлены десятки различных решений по маркировке, начиная от простой автоматизации заказа кодов идентификации и их передачи в «Честный Знак», до сложных интеграций. Но большинство ИТ компаний предлагает «коробочные» решения. У таких систем есть преимущество – это понятное ценообразование или фиксированная стоимость. В этом случае проект включает стандартные процессы, характерные для отрасли или сегмента рынка.

Однако, для крупного бизнеса или представительств международных холдингов такого подхода может быть недостаточно. Так происходит, когда на старте внедрения унифицированных процессов компаниям становится очевидно, что они не могут обойтись без дополнительных функций. Например, практика показала, что сотрудникам склада удобнее работать с мобильным сканером штрих-кодов, а работу с компьютером лучше свести к минимуму. В противном случае риск возникновения ошибок увеличивается, а продуктивность работы сотрудников падает. При этом программное обеспечение для маркировки слабо адаптировано к работе со сканерами, а «коробочные» решения плохо интегрируются в сложные процессы крупных компаний. Большой товаропоток в оптовом звене требует высокой гибкости, скорости и надежности системы, поэтому крупные компании стремятся разработать индивидуальное решение.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.2 т

Как, например, один из наших клиентов – международный импортер и ритейлер товаров для дома – провел анализ рынка и пришел к выводу, что на тот момент просто не было продукта который покрыл бы его потребности. Когда наш клиент начал работать с маркировкой, ему приходилось изменять процессы склада так, чтобы специалисты собирали в упаковки строго определенные единицы товаров. Это было неудобно, приводило к задержкам в работе складского комплекса, где на счету буквально каждая минута. В результате, склад работал медленно, магазины ждали товар дольше обычного, а цикл поставки растягивался, заставляя бизнес нести издержки. Решение из «коробки» не подходили, а разработка с нуля требовала больших вложений средств и времени. Это частая ситуация для компаний, которые имеют большие распределительные центры и складские комплексы. Введение маркировки стало серьезным вызовом действующему бизнесу.

Все дело в том, что с запуском обязательной маркировки появилась необходимость показывать государству движение каждой конкретной единицы товара: когда получили, в какую транспортную упаковку положили, кому передали и т.д. Особенно сложно в этом случае работать с упаковками. Ведь требуется учитывать каждую единицу товара, в какой коробке она лежит, куда перекладывается, как перемещается от одного продавца к другому и доставляется до потребителя. Это затрагивает все процессы логистики и склада товаропроводящей цепи.

Клиенту было необходимо получить возможность вести учет иерархии маркированного товара во время сборки транспортных упаковок. Сотрудники распределительного центра разбирают входящий поток и распределяют его для отгрузки в другие пункты назначения. Для удобства персонала товар в паллеты собирают мобильным сканером, и если он не умеет работать с маркировкой, вести поэкземлярный учет становится проблематично.

Одним из вариантов решения этой задачи является разработка мобильной платформы, которая способна упростить работу с маркировкой в логистическом центре. Такой продукт мы и разработали в компании Тието для нашего клиента. Несмотря на сложную логику внутри, система получилась простой в использовании для бизнеса. Благодаря высокой адаптивности, приложение позволило исключить ошибки сотрудников и привело лишь к незначительным изменениям в бизнес-процессах. Это было важно для клиента, поскольку любое изменение рабочих рутин влечет за собой регулярные издержки.

Сотрудники склада могут с помощью сканера работать с маркированным товаром, сканировать поштучно или в групповых упаковках, собирать паллеты для перевозки, выполнять приемку товара и многое другое. Система сама передает данные со сканера на сервер, который интегрирован с «Честным знаком» и ведет учет маркированного товара без задержек в работе складского комплекса. Помимо поддержки мобильной версии мы сохранили возможность работы в веб интерфейсе с компьютера. Система построена так, что работать в ней, сохраняя прослеживаемость, параллельно могут разные отделы.

Функциональность приложения полностью подстраивается под требования заказчика. Оно реализовано на микросервисной архитектуре, а управлением процессов занимается решение, которое применяется в банковской сфере и авиастроении. Так мы добиваемся непрерывной работы и возможности оперативно реагировать на инциденты. Кроме того, это позволяет быстро вносить изменения под требования как со стороны заказчика, так и законодательства. Подобный продукт, который в некотором смысле инновационный для отрасли, подойдет большинству компаний, работающих в нагруженном оптовом звене.

Проект маркировки – это не просто подключение к «Честному знаку» и интеграция в ИТ-инфраструктуру клиентов. Это совершенно иной проектный подход, требующий детального изучения процессов и адаптации их под маркировку товаров таким образом, чтобы это не навредило ни бизнесу, ни людям на местах.

Система тотального контроля товарооборота