Торговая сеть «Галамарт»: Системный подход к цифровой трансформации бизнеса
Цифровая трансформация розничной торговой сети — это уравнение с множеством неизвестных. Нужно тщательно продумать цели по самым разным аспектам бизнеса: от оптимальных торговых наценок на разные виды товаров до экономии места в складских помещениях. Расскажем, какой подход выбрала сеть «Галамарт», и каких результатов удалось добиться при помощи ИТ.
Не просто розница
«Галамарт» — это федеральная франчайзинговая розничная сеть, специализирующаяся на продаже недорогих товаров для дома, которая присутствует на рынке с 2009 года. Сегодня сеть охватывает свыше 500 магазинов от Калининграда до Владивостока и продолжает расширяться. Номенклатура товаров каждой точки продаж достигает 7000 наименований: посуда, автотовары, бытовая химия, хозтовары, инструменты и т.д.
Помимо собственной розницы, «Галамарт» поддерживает партнерскую франшизу, а также кобрендинговые партнерские сети и онлайн-маркетплейсы. Еще одна особенность бизнес-модели «Галамарт» — распродажи, которые проходят ежедневно и требуют постоянного анализа и корректировки объема запасов, что невозможно сделать вручную.
Путь к цифровому бизнесу начинается сегодня
Изначально ИТ-инфраструктура сети складывалась стихийно, в первую очередь, в интересах того или иного развивающегося направления бизнеса. Бурный рост во всех каналах сбыта, много новых направлений внутри компании, — все это формировало разные требования к системам автоматизации. К тому же, условия бизнеса менялись очень динамично, что осложняло системный подход к информатизации.
При этом компания вкладывала много усилий в совершенствование основного бизнеса: постоянно улучшались процессы в сфере логистики, масштабировались каналы сбыта. Компания открыла несколько новых распределительных центров (РЦ), в которых сразу организовала механизированное хранение и внедрила средства автоматизации. Один из РЦ стал хабом, распределяющим товар по другим объектам.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
С течением времени изначальный бизнес офлайн-ритейлера дополнился онлайн-продажами. Была поставлена цель — значительно увеличить долю нового сегмента. Чтобы привести процессы в соответствие особенностям мультиканальной торговли, нужно было трансформировать не только логистику, но и пересмотреть весь ИТ-ландшафт.
Компания меняет архитектуру систем, заново выстраивает ИТ-ландшафт, заменяет разрозненные продукты несколькими ключевыми системами, вокруг которых наращивает функциональность.
ИТ-партнером «Галамарт» в комплексной трансформации стала группа компаний «КОРУС Консалтинг», специалисты которой имеют опыт управления сложными программами проектов и понимают специфику ритейл бизнеса.
Специалисты «Галамарт» и «КОРУС Консалтинг» совместно реализовали три проекта: внедрение WMS- и ERP-систем, а также модернизацию ИТ-инфраструктуры. Рассказываем, как проходили эти процессы, и каких результатов уже удалось добиться компании.
Шаг 1. Единая цифровая среда на базе российской ERP-системы
Одна из задач компании «Галамарт» — устранить разрозненность накопившихся со временем ИТ-решений. Например, для управления ключевыми процессами используется ПО «1С:Торговля и Склад 7.7», а в системе «1С:Управление торговлей» выполняются закупочные процессы. Помимо этого, в компании много разных конфигураций и версий программных продуктов «1С». Поддерживать и развивать большое количество систем становилось все сложнее, при этом некоторые решения устарели и стали ограничивать бизнес в развитии.
Проект автоматизации операционного контура и управленческого учета на базе «1С:ERP» начался в апреле 2022 года. Сейчас специалисты готовят систему к запуску.
Внедрение новой платформы также решит задачу оптимизации затрат, связанных с поддержкой множества ИТ-решений. Так, «1С:ERP» заменит работу пяти учетных систем. Программных интеграций будет меньше, а для тех, что останутся, ИТ-специалисты переработали архитектуру — сделали ее унифицированной. Уйдут в прошлое неактуальные процессы и невостребованная функциональность.
«1С:ERP» станет ядром ИТ-ландшафта, поможет обеспечить развитие процессов в других системах. Самое главное — в компании появится единая учетная цифровая среда, которая дает возможность развивать бизнес теми темпами, которые требует современный ритейл.
Новая система охватила множество процессов: ценообразование, закупки, сертификацию, маркировку, товародвижение, оптовые продажи, наполнение розницы, претензионную работу, расчет себестоимости, управление ЦНСИ. Для интеграции с e-commerce и маркетплейсами были автоматизированы процессы фулфилмента, резервирования, доставки.
«У `Галамарт` уникальный бизнес, который отличается от классического ритейла. Сложная схема товародвижения, специфические логистические процессы, множество каналов продаж — все это нужно было заложить в архитектуру решения, чтобы компания сохранила свои конкурентные преимущества, и при этом получила оптимальную стоимость владения ИТ-ландшафтом», — комментирует Василий Малыхин, руководитель направления департамента 1С «КОРУС Консалтинг». |
После запуска решения начнется этап стабилизации и адаптации различных функций под особенности и потребности «Галамарта». Кроме того, компания планирует реализовать проект автоматизации всей розницы за счет перехода на новую версию «1С:Розница».
Шаг 2. Трансформация логистики: унификация работы складов и распределительных центров
За годы работы в сети «Галамарт» было внедрено три разных WMS-решения. Компания решила унифицировать работу складов и РЦ на базе единой системы. Это ускорит открытие новых площадок и даст возможность централизованно подготовить их к работе не только с дистрибьюторами и оптовиками, но и с розничными онлайн-заказами.
Компания выбрала решение WMS Manhattan SCALE. Пилотный проект команда внедрения выполнила на складе в Томилино площадью 36 тысяч кв. м. Специалисты «КОРУС Консалтинг» описали и автоматизировали основные логистические процессы: приемка товара, пополнение и размещение, комплектация, отгрузка и инвентаризация. Благодаря детальному проектированию, выполненному на этапе дизайна системы, на полноценное внедрение ушло всего пять месяцев.
После запуска проекта в рабочую эксплуатацию пропускная способность склада в «Томилино» выросла на 30% и достигла уровня 35 тысяч документострок в сутки. Кроме того, значительно повысилась скорость обработки розничных онлайн-заказов, поскольку теперь сотрудникам не нужно тратить время на поиск товара и обдумывание наилучшего варианта комплектации и упаковки — система сама формирует и выдает готовое задание на сборку по каждому заказу.
С развитием онлайн- и офлайн-сегментов «Галамарт» принял решение переехать на новый РЦ «Белый Раст» — требовалось больше пространства для хранения, обработки и транспортировки товаров. Новый логистический комплекс на 72 000 кв. м позволил компании улучшить свою логистическую инфраструктуру, повысить эффективность операций и удовлетворить потребности растущего бизнеса. Миграцию также провели эксперты «КОРУС Консалтинг».
Новое решение поддерживает работу с системой маркировки и мониторинга товаров «Честный знак». Причем проверка марок происходит на всем пути товара от приема до отгрузки, включая поддержку товарной инвентаризации. Это позволяет оперативно передавать данные в государственную систему регистрации без ошибок и дублирования информации.
Решение, внедренное на объекте в «Томилино», компания признала эталонным и тиражирует его на все распределительные центры. Благодаря этому ускорилось открытие новых складов — на подключение объекта теперь уходит не более месяца.
Оперативную поддержку WMS оказывает третья линия сопровождения «КОРУС Консалтинг» в сотрудничестве с командой «Галамарт». Экспертиза специалистов обеих команд позволяет решать задачи не только по сопровождению, но и по развитию системы. Например, благодаря продуктивному сотрудничеству удалось создать шлюз интеграции для коммуникации между Manhattan SCALE и управляющим ПО мобильных стеллажей, консолидации отколов и т.п..
В планах — интегрировать Manhattan SCALE с конвейерной линией комплектации заказов Comitas. Специалисты автоматизируют конвейерное пополнение зоны комплектации на мезонине с использованием внутрискладской тары, процессы пополнения в коробах с помощью погрузчика, конвейерный отбор и комплектацию онлайн и оффлайн-заказов.
Быстрая доставка онлайн-заказов
С 2020 года сеть «Галамарт» развивает новый канал продаж через собственную e-commerce платформу. Для ускорения доставки товаров до потребителей компания открывала дарксторы — «темные магазины», которые располагались близко к покупателям и были предназначены для быстрой сборки и доставки заказов. Автоматизация дарксторов стала еще одним аспектом базиса цифровой трансформации.
Специалисты ГК «КОРУС Консалтинг» вместе с сотрудниками «Галамарт» разработали и описали целевую бизнес-модель платформы e-commerce и дарксторов, которая обеспечивает максимально быструю доставку товара от склада до потребителя. Эта модель предполагает создание сети микро-дарксторов (площадью до 500 кв. м), способных вмещать до 3 тысяч востребованных товарных позиций. В рамках этой модели можно было отгружать с одного объекта до 15 тысяч заказов в сутки с доставкой конечному клиенту за два часа.
В качестве инструмента цифровизации был выбран уже апробированный продукт Manhattan WMS. Эталонное решение, реализованное в распределительных центрах «Галамарт», позволялоцентрализованно вносить изменения как для РЦ, так и для дарксторов, а единый центр внутренней компетенции «Галамарт» самостоятельно поддерживали развивал логистическую платформу на всех объектах сети. Плюс ко всему удалось достичь снижения TCO решения за счет использования единого пула лицензий.
Чтобы компания могла соблюдать жесткие сроки доставки заказов, специалисты «КОРУС Консалтинг» внедрили метод мультипикинга — он подразумевает сборку одним сотрудником нескольких заказов одновременно. Система автоматически ранжирует задания по времени и передает их сборщику таким образом, чтобы за один проход он мог собрать сразу несколько корзин. Таким образом, в зоне экспедиции концентрируется максимальное количество заказов, которые сразу же упаковываются и отправляются в доставку.
Механизм подключения новых дарксторов предельно упрощен: все правила, роли и доступы можно выгрузить из уже установленной системы и применить к новым объектам. Период ролл-аута (раскатывания эталонного решения автоматизации на новый объект) сокращается при этом до 1-3 дней. Этот фактор становится определяющим при захвате рынков сбыта в городах-миллионниках.
Шаг 3. Новая ИТ-инфраструктура для поддержки изменений
Цифровые преобразования бизнеса потребовали модернизации ИТ-инфраструктуры на разных уровнях: серверы и СХД, ядро корпоративной сети и коммутаторы доступа, серверное ПО, программное обеспечение виртуализации. Причем, основная модернизация в части инфраструктуры пришлась на период, когда ведущие зарубежные вендоры покинули российский рынок. Специалисты «КОРУС Консалтинг» организовали комплексные поставки оборудования систем хранения данных, серверного и сетевого оборудования (Cisco, Extreme), ПО Microsoft, VMware, Veeam в условиях параллельного импорта.
Также компания предоставила облачную платформу KORUS Cloud по модели PaaS для работы WMS Manhattan SCALE. В результате у заказчика появилась возможность гибко увеличивать мощности в пиковые нагрузки. Облачные ресурсы также помогли произвести бесшовную миграцию ИТ-инфраструктуры во время переезда склада из одной географической локации в другую.
«Для того, чтобы система не останавливала свою работу, мы организовали временную работу приложения WMS в облаке, а затем успешно мигрировали данные на другую локальную ИТ-инфраструктуру заказчика, - рассказывает Наталья Смирнова, руководитель технической поддержки ГК «КОРУС Консалтинг». — При этом РЦ остановил работу менее, чем на сутки: ночная смена ушла домой в 8 утра, и в этот же день вечерняя смена пришла работать в системе на других серверах». |
Кроме того, с сентября 2020 года «КОРУС Консалтинг» оказывает услуги третьей линии технической поддержки — обслуживает ИТ-инфраструктуру четырех складов «Галамарта», расположенных в Санкт-Петербурге, Подмосковье, Новосибирске и Владивостоке. Развернута система мониторинга, включающая около 40 серверов. Техподдержка обеспечивает стабильную работу инфраструктурного блока: от уровня операционной системы виртуальных машин площадки до прикладного ПО.
С декабря 2022 года на складе РЦ «Белый Раст» «КОРУС Консалтинг» обеспечивает вторую линию технической поддержки в круглосуточном режиме. Специалисты обеспечивают настройку подключения к проводной сети и Wi-Fi, обслуживание компьютеров пользователей, принтеров, включая промышленные модели, терминалов, считывающих штрих-коды складской продукции.
Цифровая трансформация — длинный путь
Устранение разрозненности ИТ-решений и внедрение единой цифровой среды на базе 1С:ERP приведет к оптимизации затрат и повышению управляемости. Интеграция с электронной коммерцией и маркетплейсами обеспечит эффективное выполнение заказов и расширение онлайн-присутствия.
Кроме того, трансформация логистики с помощью единой WMS дает «Галамарт» возможность оперативно открывать новые площадки и эффективно управлять как оптовыми, так и розничными заказами. Централизованный подход к логистике позволяет более гибко реагировать на изменения спроса и обеспечивать быструю доставку товаров.
Все это — первые шаги торговой сети на пути комплексной цифровой трансформации бизнеса. Но они уже помогают повышать операционную эффективность компании и адаптироваться к динамичным требованиям рынка.
Таким образом, «Галамарт» демонстрирует, что цифровая трансформация — это именно та база, которая необходима для бурного роста онлайн-торговли и масштабирования сети. Компания продолжает свой путь в цифровом бизнесе, осваивая новые технологии и решения.