2022/06/21 13:00:43

Антон Тен, CommuniGate Systems: Спрос на российские решения для коммуникаций вырос кратно

О развитии отечественных коммуникационных продуктов в условиях санкционного давления и перспективах российского ПО рассказал Антон Тен, руководитель отдела корпоративных продаж компании CommuniGate Systems.

Антон
Тен
Требования заказчиков по функционалу, интерфейсам и интеграционным возможностям, конечно же, российские продукты сегодня удовлетворяют

В связи с последними событиями в стране и за её пределами, насколько вырос спрос на услуги импортозамещения в сфере коммуникационных технологий? Какие компании начали массово отказываться от западных решений?

Антон Тен: По нашим наблюдениям, спрос вырос значительно, в разы. Столь ажиотажная ситуация вполне объяснима, ведь по сути заказчики оказались в ситуации, когда время играет против них. Многие западные вендоры покинули российский рынок, соответственно, убирали с него свои продукты. Более того, во многих случаях зарубежные компании отказываются продлевать подписку на ПО и не хотят больше оказывать техническую поддержку на ранее приобретенные решения. То есть сейчас уже не государство подталкивает российских заказчиков к переходу на импортонезависимые решения, а сама рыночная ситуация диктует это: производители ИТ-продуктов из «недружественных стран» вынуждают российские компании мигрировать на российские коммуникационные системы.

Мы видим, что за последнее время российские компании массово начали отказываться от зарубежных продуктов. Среди них весь крупный бизнес и большинство средних компаний. Кроме того, по разным причинам их уже не устраивают условно бесплатные облачные платформы типа Zoom. Хотя поставщик этого решения пока не уходит с российского рынка, но уже очевидно, что растет недоверие рынка к иностранному ПО. Кроме того, у компаний есть опасения по поводу информационной безопасности при использовании подобных решений. Помимо этого, у Zoom есть проблемы с интеграцией, в том числе при объединении со службами каталогов Active Directory и коммуникационными решениями, которые используют заказчики, например, мессенджерами и электронной почтой.

В первую очередь от зарубежных коммуникационных решений отказываются компании, где есть критическая информационная инфраструктура. Это государственные компании, корпорации, органы государственной власти.

Готовы ли отечественные вендоры и дистрибуторы удовлетворить большой спрос на коммуникационные решения?

Антон Тен: С точки зрения программных коммуникационных решений, конечно же, мы готовы удовлетворить растущий спрос. В последнее время, несмотря на резкое увеличение количества заявок, мы справляемся с их оперативной обработкой и своевременно поставляем наши коммуникационные продукты. В свою очередь, наши партнёры-интеграторы успешно внедряют решения на основе продуктов CommuniGate Systems. Другое дело - аппаратные решения, например, такие как аппаратные АТС, аппаратные системы видеоконференций. В этом направлении могут возникать сложности. Дело в том, что элементная база для производства аппаратных решений все еще находится за границей. И пусть часть таких производств расположена в странах, которые не отнесены к недружественным, тем не менее, санкционные риски заставляют производителей элементной базы с опаской относиться к продолжению сотрудничества с вендорами из России.

Существуют ли какие-то барьеры для российских платформ? Соответствуют ли они требованиям заказчиков по функциональным возможностям, интерфейсам, возможностям интеграции и т.д.?

Антон Тен: Конечно, долгие годы основным барьером для российских разработок было засилье на отечественном рынке крупных зарубежных производителей, в первую очередь из западных стран. Даже несмотря на провозглашенную после событий 2014 года политику импортозамещения, коммуникационное направление, на наш взгляд, незаслуженно было обделено вниманием государства. В рекомендациях Минкомсвязи в то время далеко не всегда указывался такой класс продуктов, как коммуникационные решения. Это серверы электронной почты, мессенджеры, системы видеоконференцсвязи, АТС (офисные, учрежденческие, ведомственные). Больше внимания уделялось информационной безопасности, операционным системам, офисным пакетам, браузерам и консультационным платформам.

Требования заказчиков по функционалу, интерфейсам и интеграционным возможностям, конечно же, российские продукты сегодня удовлетворяют. Правда, есть некоторые сложности в интеграции. В первую очередь я имею в виду интеграцию между теми или иными продуктами различных производителей. Дело в том, что западные вендоры изначально нацелены на создание целых инфраструктур. Так, корпорация Microsoft создала экосистему, состоящую из операционной системы, офисного пакета, коммуникационных решений, которые между собой глубоко интегрированы, поскольку это решения от одного производителя. Если мы возьмем для примера таких производителей, как Avaya и Cisco, то они поставляют на рынок как программную, так и коммуникационную часть, то есть фактически тоже предлагают большие экосистемы, в которых реализовано все, что касается передачи данных. Поэтому заказчикам удобно создавать свою коммуникационную инфраструктуру на основе продуктов западных вендоров. Метавселенная ВДНХ 3.4 т

К сожалению, у российских вендоров пока нет возможности создавать столь развитые экосистемы, но при этом различные производители коммуникационных решений, и не только их, в нашей стране между собой очень плотно взаимодействуют. Например, CommuniGate Systems активно сотрудничает с производителями операционных систем и разработчиками офисных пакетов – это необходимо для того, чтобы глубоко интегрировать функционал наших решений в системы партнеров. Также мы плотно взаимодействуем с производителями систем видеоконференцсвязи, чтобы заказчики имели возможность приобретать глубоко связанные между собой решения от разных производителей. По сути, благодаря такой коллаборации мы тоже выстраиваем экосистему, пусть ее составные части пока и берутся из разных источников.

Благодаря каким инструментам можно повысить эффективность корпоративных коммуникаций при гибридном, удаленном и офисном формате работы? Насколько активно используются возможности искусственного интеллекта в коммуникационных решениях?

Антон Тен: Если говорить о нашей платформе, то у нас есть большое преимущество: мы ориентируемся не только на развитие собственного протокола передачи данных, но и на стандартные открытые протоколы RFC. Это позволяет сотрудникам наших заказчиков использовать любое оборудование, любые клиентские приложения для подключения к каналам коммуникаций, основанным на сервере CommuniGate Pro. Это можно делать с любого рабочего места, будь то в офисе, на удалёнке или с мобильного телефона. В случае необходимости сотрудник может выйти на связь, находясь, например, в командировке или в отпуске. Благодаря такой универсальности и за счёт того, что сотрудник всегда может получить доступ к каналам корпоративных коммуникации, а коллеги всегда могут с ним связаться, независимо от его местонахождения, эффективность таких каналов коммуникаций для бизнеса существенно повышается.

Что касается возможностей искусственного интеллекта, то российские производители довольно активно используют их для построения своих коммуникационных решений. Главным образом это можно проследить на примере средств видеоконференцсвязи, когда, например, речь спикера во время вебинара автоматически переводится в текст. Современные системы могут улавливать эмоции слушателей. Говоря об искусственном интеллекте для управления коммуникациями, также нельзя не вспомнить про интеллектуальные чат-боты, как голосовые, так и текстовые. Такие помощники могут эффективно использоваться, например, при работе контакт-центров. Если клиент звонит с какой-то претензией или, наоборот, хочет выразить благодарность, чат-боты могут определить тональность разговора. Развитие средств ИИ также уже позволяет определять мошеннические схемы при массовых обзвонах.

Почему современной компании важно интегрировать голосовую связь с другими средствами целых цифровых коммуникаций?

Антон Тен: Современный пользователь уже привык к тому, что любое средство коммуникаций сегодня является универсальным. Так, даже если мы возьмём даже общедоступные мессенджеры, такие как Telegram и WhatsApp, то можно заметить, что в них из единого интерфейса можно общаться текстом или голосом. Современные платформы бизнес-коммуникаций идут еще дальше: с их помощью можно взаимодействовать через электронную почту, можно тут же создавать календарные события. Без интеграции голосовой связи с другими средствами коммуникации теряется эффективность бизнеса. Коммуникационные решения нельзя назвать универсальными, если они не предоставляют сотрудникам компании эффективные средства общения не только друг с другом, но и с клиентами этой компании. Возвращаясь к предыдущему вопросу, можно отметить, что средства искусственного интеллекта очень сильно повышают эффективность коммуникаций.

Насколько остро сегодня стоит задача обеспечения безопасности корпоративных коммуникаций?

Антон Тен: Такая задача считалась приоритетной на протяжении всех десятилетий существования электронных коммуникаций. В нашем решении этому аспекту также уделяется большое внимание. С самого начала в CommuniGate Pro были реализованы инструменты для обеспечения безопасности коммуникаций во всех аспектах - от безопасности паролей до защиты от спама от вирусов. Также мы внедрили защиту от перехвата информации и ряд других решений. Не секрет, что наша страна все активнее подвергается хакерским атакам из-за рубежа, различные группировки объявили, что будут взламывать различные российские порталы, государственные ресурсы и т.д. То есть в России проблема обеспечения ИБ стоит очень остро, и решить её можно в том числе за счет повышения безопасности коммуникаций. Здесь важно иметь надежную систему защиты на уровне самого продукта, благодаря использованию встроенных инструментов безопасности, а также благодаря взаимодействию с производителями средств защиты информации и глубокой интеграции с их решениями, такими как DLP, межсетевые экраны, SIEM, средства обнаружения вторжений и т.д.

До недавнего времени многие компании использовали комбинации мессенджеров (WhatsApp, Telegram и Viber), а также условно бесплатных платформ видеосвязи (Zoom, Microsoft Teams и другие). На какие более эффективные средства теперь стоит перейти?

Антон Тен: Конечно, с учетом курса на импортозамещение, нужно переходить на российские решения, то есть те системы, которые используют технологии, сертифицированные российскими регуляторами. Говоря об облачных продуктам, нужно обращаться к тем, которые обеспечивают хранение клиентской информации, в первую очередь персональных данных, на территории Российской Федерации и не могут быть передавать ее в другие страны. Сейчас многие российские компании предлагают такие решения как в собственной, так и в партнерской инфраструктуре.

Также довольно много решений типа on premise. Среди них наше решение CommuniGate Pro, системы ВКС Vinteo и TrueConf, а также мессенджеры Express, Dialog и другие. Также есть облачные решения от больших ИТ-компаний, например, от Яндекса с их решениями для электронной почты и системой видеоконференцсвязи «Телемост». Причём у них эти решения тоже интегрированы с офисными приложениями. Компания CommuniGate Pro, в свою очередь, тоже предлагает облачные решения на базе наших партнёров - провайдеров облачной инфраструктуры. Всегда можно обратиться к этим решениям и использовать их полный функционал без необходимости размещать их на мощностях корпоративного контура. Если вам не хватает ресурсов либо у вас совсем нет инфраструктуры хранения, то это не проблема. Как известно, платформа CommuniGate Pro обладает минимальными в своём классе требованиям к аппаратным ресурсам.

Как вы оцениваете перспективы развития коммуникационной платформы CommuniGate Pro? Какой новый функционал появится?

Антон Тен: Новый функционал будет во многом основан на применении средств искусственного интеллекта и машинного обучения. Но главным образом мы планируем повышать функциональность нашего мессенджера. Речь идет о проект с условным названием «Чаты 2.0». В соответствии с планом разработки новый функционал внедряется в текущие клиентские приложения, в серверную часть. Мы планируем двигаться в сторону обеспечения безопасности коммуникаций, в том числе внедряя ГОСТовые алгоритмы шифрования. Инструменты и механизмы для этого уже есть внутри сервера, теперь нам необходимо встроить алгоритм от одного из провайдеров и сертифицировать это решение у соответствующих регуляторов.

Конечно, мы планируем развивать голосовую часть своей платформы, повышать удобство ее использования, в том числе для системных администраторов, развивать функциональность контакт-центра, АТС и софтсвитча. Что касается клиентской части, мы активно развиваем мобильные приложения - например, в ближайшее время добавим в них электронную почту.

Помимо России, какие рынки вы видите перспективными для своих программных продуктов?

Антон Тен: На самом деле, российские программные продукты уже можно назвать конкурентоспособными на мировых рынках, особенно если бы наша компания и другие игроки имели бы такой доступ к инвестиционному капиталу, какой имеется, например, у американских компаний. К сожалению, были случаи, когда для получения инвестиций российским компаниям с целью развития приходилось менять юрисдикцию на зарубежную. То есть с технологиями для коммуникаций у нас стране все в порядке, а вот с доступом к финансовым ресурсам все было гораздо хуже, а сейчас с этим будет еще сложнее. При этом благодаря политике импортозамещения российские компании получили большой стимул к развитию, и после 24 февраля это стало ещё заметнее. Скорее всего, мы и наши коллеги будем выходить на рынки тех стран, которые не присоединились к антироссийским санкциям, в страны, которые подходят к оценке ПО не с политической точки зрения, а исходя из объективной оценки качества, функциональности, безопасности и перспектив развития. Таким образом, в первую очередь необходимо осваивать рынки дружественных и условно дружественных стран. Все-таки Россия является одним из лидеров в мире по развитию ряда ИТ, информационной безопасности. Я уверен, что Россию ждёт светлое будущее в плане развития различного программного обеспечения, в том числе ПО для коммуникаций.